Интересная история развернулась вокруг исторического квартала “Красный Просвещенец” в Нижнем Новгороде. Сначала квартал был включён в проект комплексного развития территорий, потом из него исключён, а потом городские власти и жители квартала публикуют подряд две экспертизы, в которых содержатся взаимоисключающие выводы.
История началась 100 лет назад, в 1924 году, когда постановлением Центрального исполнительного комитета была разрешена жилищная кооперация. Иными словами людям разрешили объединяться в кооперативы для совместного строительства жилья. Тогда на окраине Нижнего Новгорода и появился квартал, созданный кооперативом интеллигенции. Однако со временем та окраина стала не окраиной города, а окраиной исторического центра города. К концу 20-х годов прошлого века были построены 14 деревянных домов на 4 квартиры с отдельным входом и два кирпичных на 8 квартир, а при каждом доме были устроены сады по 5 соток на каждую семью. Дачный участок в самом центре города - ну не сказка ли?
Квартал удивителен во многих отношениях. Двадцатые годы прошлого века такое себе время для всяческих роскошеств и излишеств. Любой учебник истории, любой художественный или документальный фильм поведают вам об этом времени, как о крайне скудном, когда страна выбиралась из разрухи гражданской, куда её загнали с одной стороны, господа, желавшие власть получить и, с другой стороны, господа, желавшие власть сохранить. А тут - дома со всеми удобствами и садами. Да и кооператив был “интеллигентным”: врачи, инженеры, банковские служащие, преподаватели, учёные
Главным инженером комитета содействия жилкооперации был Леонид Дмитриевич Агафонов – его сын Святослав Леонидович позже станет реставратором, который возродит Нижегородский кремль, а его дочь Ирина Святославовна, главный архитектор-реставратор НИП «Этнос» и аккредитованный эксперт по выявлению объектов культурного наследия, окажется вынуждена защищать свой дом от сноса. Этот самый кооператив получил тогда название “Красный просвещенец”, название это потом закрепилось и за кварталом.
Попытки снести квартал у самого центра города предпринимались и ранее. В начале нулевых участок уже было отдали девелоперу, но благодаря судам и огласке сноса тогда удалось избежать. В 10-м году тут провели межевание, и межевание это было каким-то очень странным: красные линии проводили с ориентировкой на генплан, прямо по садам и квартирам, делая фактически часть из этих квартир муниципальными. Была подана заявка на получение статуса достопримечательного места, и половина собственников проголосовала против сноса и расселения, однако территорию из планов комплексного развития вычеркнули.
Управление по охране памятников ожидаемо выдало в январе 24-го года отрицательную экспертизу. Дескать, эти столетние деревяшки ни разу не памятники, можно с ними делать всё, что девелоперской душе угодно. Девелоперской душе угодно, кстати, по улице Невзоровых воткнуть многоэтажки, их же так мало в этом районе. Жители эту экспертизу оспорили, подав свою, положительную, но встретили отказ из-за… Готовы? Недостаточных мер по сохранению! Однако жители не сдались и опубликовали новую положительную экспертиза, признающую статус достопримечательного места с учетом всех поправок.
Кажется, что если снос квартала уже отменен, то статус объекта культурного наследия для него избыточен. Это не так. Если сейчас квартал получит отказ в признании статуса объекта культурного наследия, то повторная экспертиза будет невозможна. И если сейчас упустить момент получения защиты, то в будущем квартал будет непременно отдан под снос. Это центр города и большие площади садов вокруг двухэтажных деревянных домов. Получение защитного статуса означает четкое утверждение регламентов развития территории. Статус объекта культурного наследия делает возможным ее реновацию без риска утраты ценности. Хотя, конечно, зная наши традиции, случайного волшебного пожара в деревянном квартале никто не отменял.
Напоминаем вам, что вы можете поддержать наш канад на Бусти
Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности (самокатам, моноколёсам, сигвеям и проч.), которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос