Приветствую Вас Уважаемые подписчики и гости канала!
На авиационной локации Московского музея "Г.О.Р.А.", филиала музея Победы на Поклонной горе выставлен советский самолет Ла-5 имеющий весьма оригинальный боевой окрас.
Справка
Изображение грозной пасти было нанесено техником первой эскадрильи полка Макаровым на истребителях Г.Д. Костылева, А.Г. Алпатова и В.М. Дмитриева.
Сегодняшний наш рассказ о летчике, которому был подарен этот подлинник -"зубастый" самолет.
Примечание:
Автор не ставил перед собой целью пересказать всю биографию летчика. В статье использовались лишь некоторые ее моменты.
Отважный герой, летчик-истребитель Георгий Дмитриевич Костылев родился в Ораниенбауме (сейчас город Ломоносов) , что под Санкт-Петербургом в семье рабочего 7 (20) апреля 1913 года.
Окончив 9 классов, Георгий пошел работать на завод «Красная Заря» (Ленинград). Одновременно с этим поступил в авиашколу Осоавиахима.
В 1934 году окончил Центральный аэроклуб имени Чкалова в Тушино.
Позднее работал инструктором-летчиком. Успел подготовить более 40 пилотов.
В декабре 1939 года был призван в Военно-Морской Флот и зачислен в 5-й истребительный авиационный полк ВМФ ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
С началом Финской (1939 - 1940) войны воевал на истребителе И-16. Принимал активное участие в боях. Был награжден орденом Красного Знамени.
Но счет поверженным вражеским стервятникам открыл уже в другую войну.
За долгое время Великой Отечественной Георгию пришлось повоевать на самых различных моделях советских самолетов, включая «Харрикейн».
Поэтому, получая в распоряжение новый самолет, Костылев в обязательном порядке изучал его конструктивные особенности, все его плюсы и минусы.
Он очень любил доверенную ему боевую технику.
В бою действовал дерзко и храбро, но вместе с тем всегда с умом.
Ведь нужно было не только выполнить поставленную задачу и уничтожить противника, но и сохранить свой самолет, жизни свою и своих ведомых.
Чтобы вновь и вновь, как можно чаще, подниматься в небо и беспощадно атаковать ненавистного врага.
Прежде всего Георгий тщательно осматривал свое будущее «рабочее место»: производил отладку гашеток и вооружения.
С его слов летчик «всегда должен быть уверен в безукоризненной работе своих огневых средств». Не забывал он даже о собственной одежде. В бою она не должна была затруднять его движений. Ведь за все время боевого вылета, от взлета до посадки, летчик должен постоянно вести контроль за небом, на все 360 градусов, чтобы вовремя заметить противника и не дать ему возможности неожиданно себя атаковать.
Так как в большинстве случаев, по словам Костылева, «кто первый увидит врага, тот победит».
Однажды после воздушного боя с «Мессерами» и «Хейнкелями» Георгий с напарником возвращались на собственный аэродром.
Они были абсолютно уверены, что противника поблизости нет. И тут их неожиданно снизу и сзади атаковали три «Мессера».
Лишь наблюдательность летчика Суханова спасла тогда им жизнь.
Они резко развернулись и, несмотря на полное отсутствие боеприпасов, решительно атаковали врага.
Такой неожиданный маневр «всполошил» неприятеля и заставил его поспешно бежать.
Воевал Георгий в составе 5-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота, сокращенно 5-й ИАП ВВС КБФ. С января 1942 года переименован в 3-й гвардейский истребительный авиаполк ВВС КБФ.
Отважный летчик детально знал все слабые места вражеских самолетов.
Так бомбардировщик «Юнкерс-88» он советовал атаковать спереди снизу под ракурсом 2/4, стремясь при этом повредить моторы.
Причем целиться при этом нужно невероятно точно. Ведь атака на встречных курсах кратковременна и повторить ее повторно не всегда удается.
Если же «Юнкерс» атакуется сзади, огонь также требуется вести по моторам.
Так как стрельба по бронированному корпусу фюзеляжа ведет к большой потере боеприпасов со стороны атакующего.
Причем, бить по бомбардировщику Костылев советовал до той самой поры пока он окончательно не уткнется в землю. А до этого не верить, что противник сбит.
Пусть он при этом даже «будет метаться, пускать струйки дыма и выбрасывать из кабин барахло».
Все эти приемы он советовал применять и к «Юнкерсам-86,87». Причем утверждал, что сбить их гораздо легче ввиду меньшей скорости.
Другое дело «Хейнкель-111». У него на носу установлено сильное пушечно-пулеметное вооружение, которое при атаках в лоб "доворачивается" (слово из личного лексикона Костылева) на атакующего.
Поэтому атака на встречных курсах для этой модели самолета не подойдет.
Знал Георгий и о хитростях немецкого корректировщика «Хеншель-126», который для того, чтобы избежать поражения преднамеренно пикировал на свои войска, с целью подставить атакующего его под зенитный огонь наземных ПВО.
Свой первый вражеский самолет Костылев сбил 15 июля 1941 года в районе деревни Поречье. В тот день он вместе с майором Новиковым и летчиком Сосединым отправился на штурмовку.
Они уже подходили к немецким танкам, когда неожиданно заметили в стороне «Мессершмитт-110».
Причем самолет этот имел весьма непонятные опознавательные знаки на плоскостях: немецкие кресты сверху и красные звезды снизу.
Костылев и Соседин хотели было атаковать его, но майор Новиков, помахав крыльями, приказал им продолжать штурмовку и продолжить выполнение задания.
Тем временем странный немец совсем скрылся из виду.
На обратном пути летчики снова заметили его. Патроны у них еще оставались в достаточном количестве. И они, нырнув в дым идущий от пожарищ, и выскочили прямо к «Мессершмитту».
С земли по ним тотчас «заговорили» вражеские зенитки.
Майор Новиков взял их на себя, а Георгий с летчиком Сосединым, тем временем, ринулись на немца.
Соседин подошел к нему сзади сбоку и меткой очередью заставил замолчать стрелка-радиста.
После чего Костылев подобрался прямо к хвосту и своими глазами увидел как выпущенные им трассирующие пули точно попадают во вражеский самолет. Тем временем Соседин преднамеренно переключился на немецкие зенитные точки, предоставляя довершить начавшийся разгром «Мессера» Костылеву.
Бой происходил на высоте 400 метров. Молодой летчик ждал когда экипаж выбросится на парашютах.
Тем временем немец, снизившись до высоты 50 метров, стал разворачиваться к вражеским танковым колоннам.
И тут Костылев дал по нему последнюю очередь из крупнокалиберного пулемета. Она по всей видимости попала в летчика так как самолет повис носом, взорвался и рухнул на землю.
Сделав над поверженным «Мессером» круг, летчик подстроился к своим и пошел домой.
Запомнился летчику и такой необычный бой.
21 сентября 1941 года на самолете ЛаГГ-3 с бортовым номером «64», который Костылев прозвал сначала «Коломбиной», а потом «Сказкой» он вместе с летчиками Усаченко, Ткачевым, Руденко и Львовым пролетали над заливом недалеко от Кронштадта.
Они увидели в небе разрывы советских зениток и пошли прямо к ним.
Вскоре показался «Юнкерс-88», а рядом с ним еще два.
Руденко и Костылев решили атаковать одиночную цель.
Другие направились к двум остальным.
Костылев первый открыл огонь. С 400 метров он пробил «Юнкерсу» левый мотор.
Тот начал со снижением уходить в сторону спасительной Финляндии.
Вместе с Руденко он быстро устранил опасного для них верхнего стрелка. Но опытный пилот «Юнкерса» повернул свой самолет так, чтобы нижний стрелок смог вести по ним огонь.
Одна из его пуль попала в самолет Костылева.
Прицелившись Георгий дал по нему очередь из пушки и всех пулеметов одновременно.
При этом он видимо перебил крепления которыми люлька со стрелком держалась с самолетом. Она оторвалась и упала в море. Из «пуза» «Юнкерса» тут же посыпалась всякая требуха: парашюты, ящики, резиновая шлюпка. Но вражеский самолет не падал и упорно тянул до финского берега.
Костылев продолжал стрелять. Лишь не дойдя до берега каких-то 200 метров самолет, наконец-то, сорвался и ушел под воду.
Конечно, можно подумать, что советский летчик был слишком беспощаден к врагу. Не давал ему ни малейшего шанса на спасение.
Почему-то в голову сразу приходит монолог князя Андрея Болконского из «Войны и мира» Л.Н. Толстого, произнесенный для Пьера Безухова накануне Бородинского сражения:
Именно таким принципам и следовал, вероятно, Костылев.
В подтверждение сказанного приведу такой пример.
5 февраля 1942 года летчик так увлекся воздушной разведкой, что совершенно забыл о собственной безопасности и его сбили.
На высоте 3000 метров он, прихватив данные разведки, выпрыгнул из падающей машины на парашюте. Происходило это за линией фронта над территорией врага.
Но фронт был совсем недалеко.
Ветер дул в нашу сторону и Георгий постарался раскрыть свой парашют как можно раньше, чтобы тот перенес его через линию фронта к своим.
Летчик был ранен в левую руку.
И тут ветер предательски переменился и понес его к немцам. Георгий, конечно же, очень хотел жить. Но попадать в плен для себя посчитал невозможным.
Он решительно достал из кобуры пистолет. И тут ветер снова понес его к своим. Но едва он обрадовался и спрятал оружие, его снова потянул к немцам. И так повторялось три раза.
Три раза летчик доставал и прятал свой пистолет.
Наконец-то, на высоте 1500 метров, ветер стабилизировался и окончательно понес его к нашим через передовые позиции.
Причем немцы стреляли в него из своих окопов, но не попали.
Пролетев еще, уже над советской передовой, он упал в снег.
К нему тотчас подбежал боец на лыжах. Убедившись, что перед ним свой, он отвел его к своему командиру.
За совершенные в боях за советскую Родину подвиги 5 апреля 1942 года Георгия Костылева представили к званию Героя Советского Союза.
В 1942 году ,с мая по октябрь, Костылев воевал на "Харрикейне", левый борт которого украсила большая надписью "За Русь !" На этой машине он одержал несколько побед.
Справка
Г.Д.Костылев совершил десятки боевых вылетов на ЛаГГ-3, "Харрикейне", МиГ-3 и Як-1.
В феврале 1943 года Костылев был вторично представлен к званию Героя Советского Союза.
Во время предоставленного ему по этому случаю отпуска он посетил в осажденном Ленинграде мать.
Своими глазами увидел все ужасы блокады.
Чуть позднее, в родном Ораниенбауме, летчик познакомился с одним майором - военным интендантом. Тот пригласил его к себе домой.
Несмотря на суровое военное время стол интенданта ломился от изысканных яств и напитков. После увиденного недавно в Ленинграде этот неуместный «натюрморт» вывел летчика из себя.
Он крепко приложил хозяина, устроил в его квартире настоящий разгром.
Но виноватым во всем случившимся признали не хлебосольного майора, а именно Костылева.
Его лишили звания и всех наград.
О присвоении второго звания Героя и вовсе не могло идти речи.
Попав в 612 штрафную роту Балтийского флота он месяц ползал в тыл к немцам за линию фронта,взял несколько "языков".
В апреле 1943 года, искупивший «вину» летчик снова поднялся в небо уже в качестве рядового 4-го Гвардейского истребительного авиаполка. И сразу же 21 апреля сбил финский самолет «Фиат».
Спустя несколько дней рядового назначили командиром звена, а в мае командиром эскадрильи. Понятно, что командир эскадрильи летающий в звании рядового (краснофлотца) было совсем не по уставу и Костылева Георгия Дмитриевича восстановили в звании «гвардии капитан», вернули все награды.
Как это было.
Из воспоминаний летчика- аса Василия Фёдоровича Голубева
«Гвардии полковник Корешков, подал команду:
- Летчик краснофлотец Костылев, подойдите ко мне!
Костылев, стоявший в первом ряду, четким шагом подошел к командиру дивизии, доложил:
- Краснофлотец Костылев готов к выполнению любого боевого задания.
- В этом я никогда не сомневался, товарищ Костылев. Снимай, боевой орел, бескозырку и реглан! - нарочито строгим тоном сказал Корешков.
Костылев быстро снял реглан и бескозырку, принял положение "смирно".
По сигналу комдива адъютант, сидевший в легковой машине, принес новый морской китель и фуражку.
На кителе блестели капитанские погоны, Звезда Героя, орден Ленина и четыре ордена Красного Знамени.»
Именно в составе 4-го Гв ИАП летчик пересел за штурвал своего знаменитого «зубастого» Ла-5Ф.
Точное количество сбитых им за войну вражеских самолетов не известно до сих пор.
Летчики ценили его.
Главной своей задачей в бою Костылев Г.Д. считал спасение попавшего в беду товарища, и всегда шел на выручку , не считаясь с уровнем опасности для себя.
Каким он был?
Жители героического Ленинграда позвали его "Георгием Победоносцем".
Человек прямой терпеть не мог вранья и фальши и был готов наказать подлеца.
Георгий Дмитриевич был прекрасным истребителем и тактиком боя,ну и русская удаль играла в нем.
Бросался в бой проявляя себя немного авантюрно.
После назначения его Главным инспектором ВВС КБФ по истребительной авиации он часто инспектировал боевые полки.
Участвовать в боях ему запрещалось.
Но он очень часто нарушал запрет, «по-тихому» летал на боевые вылеты.
А все сбитые самолеты записывал на счет выполнявших с ним порученное задание летчиков.
Так в газете от 14 ноября 1944 года значатся 43 поверженных самолета.
Есть непроверенная информация о более 50 сбитых самолетах врага.
Вот информация лишь о некоторых из них.
Так, что, имеющиеся по этому поводу данные сильно разнятся.
Георгий Дмитриевич не оставил авиации и после войны, где служил до 1953 года.
Согласно его воле после его смерти 30 ноября 1960 года он был похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове среди тех с кем вместе защищал свою землю от врагов.
Костылев до последнего дня войны верил в Победу и делал все, чтобы ее приблизить.
Об этом он сам говорил:
"Моя мать живёт на Балтике, в городе Ораниенбауме. Фронт проходит совсем близко, немцы обстреливают город, но уезжать она не хочет. Она хочет видеть, как сражается её сын. И я, вспоминая пристальный, требовательный взор матери, стараюсь сражаться как можно лучше.
Я получаю много писем. Мне часто пишут незнакомые люди. Строго, пристально и требовательно следят они за тем, как мы сражаемся, как я сражаюсь. И, чувствуя на себе их внимательный взор, я стараюсь сражаться как можно лучше.
Много было боёв, много боёв ещё будет. В этих боях мы научились ненавидеть врага. Мы научились прямо смотреть в лицо смерти. Мы научились побеждать. И мы победим !"
Примечание
Костылев Георгий Дмитриевич стал одним из прототипов Константина Лунина, главного героя известной книги Н. Чуковского "Балтийское небо", по мотивам которой был снят не менее известный кинофильм.
А на сегодня все.
Благодарю всех за прочтение!
Подписывайтесь на канал,ставьте лайки,делитесь дополняющей информацией.
Читайте интересные ранее опубликованные материалы.
Ваш Алекс Путешественник!
# Великая Отечественная война
# Подвиг народа
# Летчики - герои
# Герои Советского Союза
# Солдаты Победы