Внимательное отношение к ребёнку позволяет вовремя заподозрить неврологические заболевания. Родители лучше всех знают особенности своих детей и являются самыми заинтересованными в их дальнейшем благополучии лицами.
Ребёнок первого года жизни будет стандартно реагировать на любую неблагоприятную ситуацию — нарушится сон, аппетит и поведение. Нарушения сна, коммуникации, возбудимость или наоборот, апатия, отказ от еды, плохие темпы прироста веса и роста — самые частые проблемы. Главным маркером неврологического здоровья являются оптимальные темпы развития ребёнка. Если ребёнок не осваивает новые навыки, как предречевые, так и двигательные, или утрачивает ранее приобретённые — необходимо обратиться к неврологу.
Основные группы неврологических расстройств
- Нарушения движения — оценивайте походку (идёт, опираясь на полную стопу или на носках, стопа «шлёпает» при ходьбе, широко расставляя ноги, есть ли шаткость, часто ли спотыкается и падает?), объём активных движений (синхронно и симметрично движение конечностей, не щадит ли их ребёнок), нет ли вынужденного положения головы (приведена к плечу или запрокинута). Силу мышц можно проверить, если ребёнок понимает ваше задание, если нет — оцените его физическую выносливость в зависимости от возраста: сколько может пройти, просится на руки, просит везти его в коляске. Как он берёт предмет, чётко или промахивается? Нет и дрожания рук.
- Поражения черепных нервов — симметричность лица, глазных щелей, зрачков. Не отмечается ли косоглазие? Глотание — нет ли попёрхивания, не выливается ли жидкая пища через нос? Голос громкий, не осиплый? Чётко говорит?
- Расстройства чувствительности достоверно оценить сложно. Ребёнок чаще не может описать свои ощущения. Возможны жалобы на онемение рук и ног, покалывание, «ползанье мурашек». Реже снижена температурная чувствительность, в данной ситуации возможны ожоги, травмы. Помните, что боль — это тоже нарушение чувствительности и к этому надо относится очень серьёзно.
- Речь — оценивайте на основании возраста, если развитие речи изначально не соответствует нормам или наблюдается регресс уже сформированных речевых навыков, необходима коррекция.
- Пароксизмальные расстройства очень разнообразны, среди них есть и эпилептические и неэпилептические пароксизмы (значительно чаще). В любом случае, если у ребёнка имеются нетипичные состояния во сне или бодрствовании, особенно с нарушением сознания, зафиксируйте это событие на видео и обратитесь для проведения ЭЭГ.
Больше полезных материалов на childplus.ru