Нашла у себя книгу российского этнографа Сергея Васильевича Максимова (1831-1901) "Нечистая, неведомая и крестная сила". Книгу впервые издали в 1903 году.
Близится Благовещение, вот что рассказывает Максимов об этом празднике.
Праздник Благовещения у русских людей был на третьем месте после Рождества и Пасхи. В деревнях это был день "полнейшего покоя и совершенной свободы". Даже самая минимальная работа или отъезд из дома для найма считались большим грехом.
Во многих областях целые семьи вечером уходили на сеновал, располагались там на соломе и мирно беседовали о том, какая будет наступающая весна. Разговаривали о предстоящей пахоте, о посеве и о будущем урожае.
В Благовещеньев день - птица гнезда не завивает, девица косу не заплетает.
А доказательство тому, по мнению С.В. Максимова, кукушка, которая не имеет своего гнезда и старается положить свои яйца в чье-то другое, уже готовое. А все потому, что дерзнула свить себе гнездо именно в Благовещение.
У остальных же птиц было полное раздолье и веселье, потому что было принято выпускать заточенных в клетку птах.
Самая "выдающая принадлежность праздничного чествования" - благовещенская просфора, от нее зависел успех земледельческого труда. Ни в один из больших церковных праздников не было такого количества просфор, как в Благовещение. Каждый хотел запастись таким освященным хлебцем. Если церкви не было, то просфоры пекли сами крестьяне по количеству членов семьи.
Были и суеверные приметы. Огонь в этот день не зажигали, иначе праздник обидится и напустит на пшеницу пожар, а на пчел - ленивое роение. Или же хозяйка, которая между заутреней и обедней сгонит с насеста кур, к Пасхе будет уже со свежими яйцами для христосования.
Берегите себя и своих родных, и всего вам хорошего. Благодарю вас за то, что вы со мной. Обнимаю и до новых встреч! Желаю вам спокойного, солнечного и теплого апреля!