Найти тему

«На бледно-голубой эмали, какая мыслима в апреле…». Апрель в поэзии и на картинах художников

Перелистнули ещё одну страничку календаря. Когда я слышу «апрель», первым делом вспоминаю, как молодой Братец-Апрель из мультфильма «Двенадцать месяцев» подарил девочке-падчерице поляну подснежников. А первая рифма, которая приходит в голову, конечно же: «апрель-капель».
Но, на самом деле, второй весенний месяц очень разный. В начале апреля ещё много снега в лесу, в полях, затем половодье и распутица, начинает пахнуть землей, проклевываются первоцветы, возвращаются птицы и начинают петь всё радостней и звонче, а в конце месяца появляются первые листочки на деревьях. Понятно, что в разных регионах это может происходить раньше или позже, но в средней полосе России все эти процессы характерны именно для апреля. Но самое главное, это весеннее солнце и то удивительное чувство, которое дарит природное обновление.

Давайте на такой апрель и посмотрим глазами поэтов и художников. Переходим на четвертую страничку календаря
с Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887-1964). Это его стихами разговаривает в мультике Братец-Апрель – тут и капель, и ручьи, и подснежник:

Самуил Маршак
Апрель («Круглый год» отрывок)

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
1945


И словно в сказке на
картине Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944) распустились первые весенние цветы. Ведь за окном – пока ещё по-зимнему холодный пейзаж. Как вспоминала Мария Антоневич, дружившая с племянницей художника: «При первых проталинах нам с Марусей Станислав Юлианович предложил проехать на лыжах в лес, на горы, и там топором и ножом кухонным выкопать кусты подснежников – голубых перелесок, принести их домой, накопать в подполье земли, а он приготовит, сколотит ящик и посадит их в него, чтобы они расцвели к пасхе…». Конечно, в картине «Первые предвестники весны» это ещё не апрель, а его ожидание, желание поскорее наполниться чувством весеннего пробуждения природы.

Станислав Жуковский. Первые предвестники весны. 1910. /Повторение картины 1909 г./ Картон, темпера, акварель, гуашь. 74 х 103,5. Государственный Русский музей
Станислав Жуковский. Первые предвестники весны. 1910. /Повторение картины 1909 г./ Картон, темпера, акварель, гуашь. 74 х 103,5. Государственный Русский музей

И вот в стихотворении Натальи Васильевны Крандиевской-Толстой (1888–1963) Апрель-кудрявый мальчик проснулся и побежал в поля, где «заждалась его земля». Наталья Васильевна ещё до того, как в 1914 году стала женой А. Н. Толстого, писала стихи. Ею восхищались Блок, Бальмонт, Бунин. Давайте и мы познакомимся с её розовым Апрелем:

Наталья Крандиевская-Толстая
Апрель

Опять, забыв о белых стужах,
Под клики первых журавлей,
Апрель проснулся в светлых лужах,
На лоне тающих полей.
Кудрявый мальчик – смел и розов.
Ему в раскрытую ладонь
Сон, под корою злых морозов,
Влил обжигающий огонь.
И, встав от сна и пламенея,
Он побежал туда, в поля,
Где, вся дымясь и тихо млея,
Так заждалась его земля.
1915


А с картинами
Андрея Николаевича Шильдера (1861-1919) мы уже хорошо знакомы. Его зимние пейзажи мы видели в январе и феврале, а теперь посмотрим на его «Весенний вечер в лесу». В свете заходящего солнца блестят лужи, снег начал таять и около деревьев образовались первые проталины. Тут явно пробежался розовощекий Апрель.

Андрей Шильдер. Весенний вечер в лесу. Холст, масло. 132 х 96. Тульский музей изобразительных искусств
Андрей Шильдер. Весенний вечер в лесу. Холст, масло. 132 х 96. Тульский музей изобразительных искусств

А когда тает снег и разливаются реки, то апрель становится голубым, как в стихотворении советского поэта Владимира Александровича Луговского (1901-1957). Отец будущего поэта, Александр Фёдорович Луговской, создал в трудные голодные годы после революции недалеко от Сергиева Посада, в селе Розановка, школу-интернат (по типу трудовой колонии). Видимо, отсюда в воспоминаниях поэта о прожитых годах юность ассоциируется с «голубым подмосковным апрелем»:

Владимир Луговской
Апрель

В час предутренний видишь всю жизнь позади,
Шелест, шум, голоса окружают тебя,
И забытая страсть колыхнулась в груди,
И летят журавли, в поднебесье трубя.
Посмотри на себя – ты высок и тяжёл,
Ты немало больших городов обошёл,
Ты любил и страдал, ты с друзьями дружил,
Молодое вино своей родины пил.
Но весёлое, быстрое счастье твоё,
В поднебесье трубя, унеслось в забытьё.

В час предутренний видишь всю жизнь позади.
Ты, отдавшая целую жизнь для меня,
Лёгкой тенью приди и меня поведи
В нашу юность, в страну голубого огня.

Там берёзы стоят на юру голубом,
Там несётся весна на ветру голубом,
Там, в лесу голубом, голубой бурелом.
Голубая река громыхает, как гром,
Голубеет бревенчатый низенький дом,
И луна голубая плывёт за бугром.
Там глубоких снегов голубая постель, –
Это наш голубой подмосковный апрель.
1938


Голубые воды разлившейся речки и нежное голубое небо изобразил в своей картине
«Апрель» Виктор Алексеевич Сафронов (р.1932). Художник больше известен картинами на военную тему, но нашлось в его творчестве место и пейзажам.

Виктор Сафронов. Апрель. 1996. Холст, масло. 60 х 80
Виктор Сафронов. Апрель. 1996. Холст, масло. 60 х 80

Вот и Андрей Дмитриевич Дементьев (1928-2018) подмечает, что «апрель, как юность, чист, откровенен, непостоянен». Поэт неоднократно обращался к образу апреля. Он писал и про апрельский дождь, и про апрельские вьюги, и про лес в апреле, и про общую радость, которая приходит с наступлением апреля. А в этом произведении он показывает, как в течение одних апрельских суток всё в природе меняется:

Андрей Дементьев
Апрель

Апрель приходит на землю
Днем.
Утром его еще нет.
Утром лужи забиты льдом.
На снегу еще
Чей-то след.
Это утром.
А днем от слeда
Не останется и следа.
Рассмеявшаяся вода
Вдруг напомнит,
Что скоро лето.
О, апрель, ты, как юность,
Чист.
Откровенен, непостоянен…
Мир своим порази сияньем,
Первым ливнем
Над ним промчись!
2003


В 1903 году
Константин Фёдорович Юон (1875-1958) впервые побывал в Сергиевом Посаде. Здесь он писал не только саму Троице-Сергиеву Лавру в разные времена года, но и улицы города, а также окрестности. На картине «Апрельское утро» мы видим вдали за рекой купола храмов, а на переднем плане раскисшую дорогу, по которой идут пешеходы в пальто и шапках. Ведь это же утро, а как мы уже знаем: «апрель приходит на землю днем».

Константин Юон. Апрельское утро. 1903 г. Холст, масло. 80 x 125. Самарский областной художественный музей
Константин Юон. Апрельское утро. 1903 г. Холст, масло. 80 x 125. Самарский областной художественный музей

А детский поэт Владимир Натанович Орлов (1930-1999) подметил, как в «первый солнечный денёк» и «сосульки прослезились», и «воробьи развеселились», и уже летит «конница весны». Как говорится, у детского воображения нет предела:

Владимир Орлов
В апреле

Первый солнечный денёк.
Дyет вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы.
А сосульки прослезились
И повесили носы.
Конница весны
Не капель весенняя
Пробивает лёд –
Это в наступление
Конница идёт.
Встреченная птицами
В ранние часы,
Цокает копытцами
Конница весны.
И совсем не капельки
Капают кругом –
Маленькие сабельки
Блещут серебром.
По снегам проворная
Конница летит,
Оставляя чёрные
Ямки от копыт.


Борис Васильевич Бессонов (1862-1934)
учился в Московском университете, а параллельно посещал занятия Алексея Саврасова в Училище живописи, ваяния и зодчества. Затем состоял на государственной службе, много путешествовал и продолжал увлекаться живописью. В картине «Весна» мы видим угол усадебного дома с распахнутым окном, ещё сохранились небольшие островки снега и лужи, но уже начинает подсыхать и грачи заняты важным делом – ремонтируют свои старые гнезда.

Борис Бессонов. Весна. 1918
Борис Бессонов. Весна. 1918

Умиротворение и покой, который наступает после половодья описал в своем пейзажном стихотворении Иван Алексеевич Бунин (1870-1953): «весенний воздух млеет», «тихо дремлет бор», «свежее сосен кроны» и так хорошо. Так и хочется отправиться на прогулку к лесному озеру, чтобы подышать этим синим воздухом:

Иван Бунин
После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый.
И в серебре лесных озер –
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
1898


А ещё можно полюбоваться на
«Апрель» Лидии Исааковны Бродской (1910 - 1991). Дочь знаменитого художника и жена художника, всем нам хорошо знакомого по картине «Опять двойка» Федора Решетникова, Лидия Бродская изображала в своих картинах родную природу, создавая пейзажи удивительной красоты по яркости красок и настроению.

Лидия Бродская. Апрель. 1962. Холст, масло. Ярославский художественный музей
Лидия Бродская. Апрель. 1962. Холст, масло. Ярославский художественный музей

И не менее красивый поэтический образ увековечил в своих строках Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938). Белоснежные стволы березок с черными узорами на фоне весеннего голубого неба, как рисунок на фарфоровой посуде – «На бледно-голубой эмали»:

Осип Мандельштам
На бледно-голубой эмали...

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, –
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
Апрель, 1909


И вот он – тот
«художник милый», который выводит этот «узор отточенный и мелкий»Анатолий Яковлевич Коровин (1930-1995). /Однофамилец знаменитого русского импрессиониста Константина Коровина/
Талант поэта и художника – видеть в обыденном прекрасное. И Анатолий Коровин обладал этим даром. Несмотря на то, что будущий художник рано остался сиротой (его родные были объявлены «врагами народа») и он воспитывался в детдоме особого режима, ему удалось не озлобиться, сохранить свою любовь к живописи и реализоваться в своих картинах. А его
«Апрельский лес» так созвучен строкам Мандельштама.

Анатолий Коровин. Апрельский лес. Холст, масло. 69 х 59,5. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Анатолий Коровин. Апрельский лес. Холст, масло. 69 х 59,5. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

А апрель набирает обороты: лужи высыхают и становится всё теплее. Пора расставаться с шапками и шарфами, как в стихотворении Эммы Эфраимовны Мошковской (1926-1981). И она замечает, что воздух в апреле – «голубой, с теплой рукой, с большою-большою теплой рукой»:

Эмма Мошковская
Апрель

Эй, шубы и шапки,
Кубанки, ушанки –
Теплые шапки,
Стали вы жарки!
Идите в шкафы,
Шерстяные шарфы!
Другая приходит мода!
Приходит другая погода!..
Смотрите…
Воздух!
Он – голубой.
Разве зимой он такой?
А день?
Куцый, маленький день,
Которому выйти гулять лень,
Какой он большой!
Как он вырос теперь!
Ему открывают окно или дверь!
А эти дома
В желтенькой краске,
В зелененькой краске –
В новенькой краске…
Помните, помните, как они стыли,
Как они окна свои закрыли,
Как они форточки даже закрыли
И слушали,
Как метели
Выли…
А эти сады…
Сады!
Как ждали сады
Беды,
Как яблоньки с ветром сражались,
И к старым яблоням жались,
И кутались, кутались в снег, как в мех…
А мы…
Мы
После зимы?
После зимы
Как видим мы!
Мы видим воздух!
Воздух такой:
Он – голубой,
С теплой рукой,
С большою-большою теплой рукой!..


Эмма Мошковская писала свои стихи для детей, но и взрослые её услышали: сбросили всю лишнюю одежду и вышли погреться на солнышке, а заодно и послушать, как поёт скворец. И всё это подсмотрел советский и российский художник
Валентин Михайлович Сидоров (1928-2021). Не только подглядел, но и запечатлел в своей работе «Апрель. Песня скворца».

Валентин Сидоров. Апрель. Песня скворца. 1964. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
Валентин Сидоров. Апрель. Песня скворца. 1964. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

А Давид Самуилович Самойлов (Кауфман, 1920-1990) сравнил апрель с заспанной красавицей, которая глядит «глазами синими, как небо и как лед». И вот уже земля допивает остатки талого снега и уже можно следить «за полетом журавлей»:

Давид Самойлов
Апрель

Словно красавица, неприбранная, заспанная,
Закинув голову, забросив косы за спину,
Глядит апрель на птичий перелет
Глазами синими, как небо и как лед.
Еще земля огромными глотками
Пьет талый снег у мельничных запруд,
Как ходоки с большими кадыками
Холодный квас перед дорогой пьют.
И вся земля – ходок перед дорогой –
Вдыхает запах далей и полей,
Прощаяся с хозяйкой-недотрогой,
Следящей за полетом журавлей.


Алексей Степанович Степанов (1858-1923)
путешествовал со своими друзьями Исааком Левитаном и Софьей Кувшинниковой по Оке и Волге. Выйдя на луг из рощи во время одной из прогулок, он увидел деревенских ребятишек, наблюдавших за летящими журавлями. Этот сюжет художник изобразил в картине «Журавли летят», которую критик Владимир Стасов назвал «истинно прелестной». Благодаря этой работе Степанова приняли в члены Товарищества передвижников.

Алексей Степанов. Журавли летят. 1891. Холст, масло. 61,5 x 109. Государственная Третьяковская галерея
Алексей Степанов. Журавли летят. 1891. Холст, масло. 61,5 x 109. Государственная Третьяковская галерея

На картине мы заметили, что уже зазеленела травка на лугу. Ну а у Агнии Львовны Барто (1906-1981) верный признак того, что «весна пришла» – это цветение вербы: «не так уж скверно обстоят дела, если верба, верба – верба зацвела»:

Агния Барто
Апрель

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, – верно,
Что весна пришла
Это значит – верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень – снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба –
Верба зацвела.


И опять стихотворение, обращенное к дошколятам, заставляет и их родителей быть повнимательней: верба зацветает первой, ведь ей не нужны опылители. А вот и другие ивовые распустились…
Это подметил и отразил в своей работе
«Ива цветет» Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964). «Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день над весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт», – написал о творчестве художника его коллега Павел Корин. И с ним не поспоришь – изумительная картина. Так и хочется устроиться под берёзками и любоваться весенним пейзажем, слушать песни птиц и дышать прозрачным воздухом.

Сергей Герасимов. Ива цветет. 1950. Холст, масло
Сергей Герасимов. Ива цветет. 1950. Холст, масло

В начале ХХ века, когда Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) создавал свой цикл стихов «Тринадцать лун», Егорьев день приходился на 23 апреля (сейчас – 6 мая). Поэтому неудивительно, что его апрель – «разымчивый Цветень»:

Константин Бальмонт
Апрель (из цикла «Тринадцать лун»)

Апрель – разымчивый Цветень,
Апрель – сплошной Егорьев день,
В упорной схватке свет и тень.
Пучинный месяц, жив прилив,
Разлив широк, поток красив,
От мига – час для новых нив.
Последних льдинок тонкий звон,
Прилет крылатых завершен,
Поют и вьют, вступают в сон.
Но все ж, хоть много снов зажглось,
Двенадцать раз седой Мороз
Посеребрит луга, откос.
И будет рыжая Луна,
Врагиня грез, она страшна,
Цветам в ней ржавчина одна.
Но если холод – лиходей,
Егорий есть в разливе дней,
Защита трав, полей, зверей.
На белом ездит он коне,
И щит его в живом огне,
Седло в цветочной пелене.
Он появляется в лесах,
Весь в красном золоте, в звездах,
Златые кудри – в жемчугах.
И зверю он дает наказ,
Пчеле велит, чтобы зажглась,
Покинув улей в ранний час.
Егорий едет – слышишь гром?
Егорий рушил водоем,
Егорий, песнь тебе поем.
1907


У мастера лирико-поэтического пейзажа, импрессиониста
Сергея Арсеньевича Виноградова (1869–1938) весна всегда вызывает только положительные эмоции – будь она в городе, усадьбе или в деревне. Его картина «Весна» переносит нас в конец апреля: много зелени и тепла, такое чувство, что и на берёзах вот-вот появятся первые листочки.

Сергей Виноградов. Весна. 1902. Холст, масло. 80,4 х 101,5. Государственная Третьяковская галерея
Сергей Виноградов. Весна. 1902. Холст, масло. 80,4 х 101,5. Государственная Третьяковская галерея

Ирина Михайловна Пивоварова (1939-1986) известна как прекрасный детский писатель. Но она писала и взрослые стихи, которые никогда и нигде не издавались и были обнародованы её сыном только спустя много лет после её смерти. И одно из них про апрель:

Ирина Пивоварова
Тихонько постучался желтым клювом…

Тихонько постучался желтым клювом
в мое окно апрель
и расцвела подснежником постель
где я валялась как в сугробах снега
в подушках и в горбатых простынях
и заструилось желтенькое солнце
в пространстве рыжей комнаты моей
и в ней пыльца седая заплясала
и пальцы стула
и щека стола
и ухо твердое коричневого шкафа
все слушало, все пению внимало
апрельской сонной птицы золотой
а там внизу, в окне, в калейдоскопе
мешались стеклышки
рассыпчато звеня
и тренькало отрывочно и остро:
опять
опять
опять
опять
опять

И завершает нашу апрельскую подборку картина Марии Константиновны Башкирцевой (1858-1884). Если бы работа не называлась «Весна, апрель», мы бы точно решили, что это май – ведь на ней уже цветут яблони. Да, картина написана в Париже. И написана она в год смерти молодой художницы, когда она уже знала о своей болезни (туберкулез) и понимала, что жить ей осталось не так много. При этом произведение получилось очень светлое: и цветущий сад, и юная девушка, мечтающая под яблоней, – образы продолжающейся жизни.

Мария Башкирцева. Весна, апрель. 1884. Холст, масло. 215,5 х 199,5. Государственный Русский музей
Мария Башкирцева. Весна, апрель. 1884. Холст, масло. 215,5 х 199,5. Государственный Русский музей

Вот так мы прогулялись по апрелю и даже одним глазком заглянули в май. Но сразу хочу предупредить все вопросы – это среднестатистический апрель. Конечно, в начале апреля может быть и 20 градусов тепла, как у нас в этом году, а могут быть и метели в середине месяца. Но, я надеюсь, ничто не может повлиять на наше прекрасное весеннее настроение.

С любовью, ваша Света В.

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Если вы будете на него подписаны, то никогда не пропустите новых публикаций на –

Света В Литературе и Искусстве

Другие мои статьи о разных временах года и первых месяцах вы найдете в подборке «Живопись в поэтическом сопровождении»

Живопись в поэтическом сопровождении | Света В Литературе и Искусстве | Дзен