Найти тему
ВТБ Страна

Братья-конструктивисты. Самые известные проекты архитекторов Весниных

Оглавление

«Он был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого света и раздвигал ночь… В потолках сиял невидимый свет. Казалось, что обширное здание не имеет веса и опирается не на стены и колонны, а на простые геометрические линии…». Эти слова Константин Паустовский написал в 1933 году в газете «Правда» не о сказочных хоромах, а о Дворце культуры Пролетарского района в Москве, который мы знаем сегодня как Дворец культуры ЗИЛ. Спроектировали его Леонид, Виктор и Александр Веснины — лидеры конструктивистского направления в архитектуре. Братья разрабатывали новаторские проекты общественных сооружений, отвечающих духу времени. Большинство работ Веснины выполняли вместе. Команда «ВТБ — России» рассказывает о самых масштабных проектах этого творческого и родственного союза, среди которых не только отдельные здания, но и целый город.

Купеческие сыновья, ставшие лидерами русского авангарда

Неизвестный автор. Братья Веснины в детстве, около 1890 года. Слева направо: Виктор, Александр (отец), Александр, Леонид, Елизавета (мать), Лидия (сестра) © Public domain
Неизвестный автор. Братья Веснины в детстве, около 1890 года. Слева направо: Виктор, Александр (отец), Александр, Леонид, Елизавета (мать), Лидия (сестра) © Public domain

Братья Веснины родились в купеческой семье в небольшом городке Юрьевце. «Любовь к рисованию и живописи проснулась в нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге», — вспоминал Виктор Веснин. Эти часы были для братьев началом их творческого содружества, которое пройдет через всю жизнь. Когда мальчики подросли, их стала привлекать архитектура: Кремль и соборы в Нижнем Новгороде, древние памятники Старой Ладоги, силуэты старинных церквей на берегах реки Волхов, куда они ездили в гости к дедушке.

Все три брата учились в Петербурге: Леонид окончил Академию художеств, а Виктор и Александр — Институт гражданских инженеров. В 1909 году Веснины открыли свое архитектурное бюро в Москве. Революция внесла длительную паузу в их деятельность. Новая жизнь породила новые формы: вернувшись к работе в 1922 году, братья быстро стали лидерами советского архитектурного авангарда.

Братья много работали вместе и отлично дополняли друг друга. Леонид отличался глубокими академическими знаниями, Александр — незаурядным художественным дарованием, а Виктор — лидерскими качествами и аналитическим складом ума. Самая большая заслуга в проектировании и строительстве предприятий принадлежит именно Виктору Веснину. Архитектуру промышленных сооружений он поднял до уровня высокого искусства. В 30–40-е годы 20 века Виктор стал председателем Союза архитекторов СССР, а также первым президентом Академии архитектуры СССР.

Московский Главпочтамт — лаконичный фасад для «византийского дворца»

Здание Московского Императорского Почтамта, архитектурного ансамбля начала 1910-х годов, постройки архитектора Оскара Мунца при участии Леонида и Александра Весниных и инженера Владимира Шухова на Мясницкой улице в Москве © Алексей Куденко, РИА Новости
Здание Московского Императорского Почтамта, архитектурного ансамбля начала 1910-х годов, постройки архитектора Оскара Мунца при участии Леонида и Александра Весниных и инженера Владимира Шухова на Мясницкой улице в Москве © Алексей Куденко, РИА Новости

До революции начинающих архитекторов Весниных в основном приглашали в совместную работу с другими именитыми зодчими. В 1910 году они приняли участие в проектировании нового здания московского Главпочтамта на месте бывшей усадьбы князя Александра Меншикова. В основу проекта легла идея собрать все почтовые операции в одном просторном зале с дубовой стойкой, винтовыми лестницами и ажурными галереями в три этажа.

Петербургские архитекторы Оскар Мунц и Леонид Новиков планировали построить Главпочтамт в стиле роскошного византийского дворца с фасадом, украшенным типичной полосатой кладкой. Однако Веснины, проектировавшие фасад, сделали его более лаконичным. Парадный вход выступал из основного объема здания и был декорирован колоннами из красного гранита.

Чем уникален проект: в те годы во всех проектах плоскость фасада представляла собой своеобразную театральную декорацию на ту или иную тему. Братья Веснины убрали все колонны, пилястры и прочие вычурные элементы архитектурной декорации, которые усложняют строение стены. Простые проемы окон, легкие профили карнизов — здесь уже проявляется та линия архитектурного творчества, которая впоследствии будет отличать братьев Весниных от других архитекторов.

Дворец труда — отправная точка конструктивизма в архитектуре

Дворец труда (неосуществленный проект братьев Весниных), 1923 год, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Дворец труда (неосуществленный проект братьев Весниных), 1923 год, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Окончательно творческий тандем братьев Весниных утвердился к 1923 году в процессе работы над конкурсным проектом Дворца труда. В центре Москвы планировалось возведение грандиозного комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, Дома культуры, городского комитета ВКП(б), театра, музея и точки общепита. Конкурс должен был во многом определить, по какому пути пойдет дальше советская архитектура.

«Этот конкурс в нашей художественной жизни явился решающим переломным моментом», — писал Виктор Веснин. Дворец труда братьев Весниных стал первым зданием, спроектированным в стиле конструктивизма. Это было железобетонное сооружение, свободное от пышного декоративного убранства. Проект был удостоен почетного диплома и третьего места. Жюри, которое возглавлял Алексей Щусев, рассмотрело 47 работ и вынесло резолюцию: «…только братья Веснины, при всех недочетах и недостатках своей работы, дали на этом конкурсе все же новое органическое решение самого задания, <...> сделавши попытку создания нового социального организма…». Дворец труда не был построен ни по одному из проектов. Проект Весниных остался на бумаге, но сыграл значительную роль в развитии архитектуры и стал одним из первых манифестов конструктивизма.

Чем уникален проект: большой овальный зал замышлялся наподобие античного амфитеатра без общепринятых балконов, ярусов и лоджий. Благодаря подвижной стене этот зал в любой момент становился громадным: соединившись с соседним залом, он мог вместить десять с половиной тысяч человек.

«Мосторг» — огромная витрина на сложном участке

Неизвестный автор. «Мосторг» на Красной Пресне в Москве, 1930-е годы © Public domain
Неизвестный автор. «Мосторг» на Красной Пресне в Москве, 1930-е годы © Public domain

В 1927–1929 годах братья Веснины осуществили первый конструктивистский проект универсального магазина «Мосторг». Под него на Красной Пресне был выделен сложный угловой участок трапециевидной формы. Архитекторы предложили лаконичную композицию фасада, используя сплошное застекление. Созданная по их задумке огромная витрина была призвана демонстрировать преимущества новой советской торговли.

Главный фасад, смотрящий на угол площади, занимает практически всю плоскость здания. По периметру витрину обрамляет гладкая оштукатуренная плоскость стены. Верхний этаж здания, в котором располагались служебные помещения, закрыт глухой стеной, на которой разместили рекламную надпись «Мосторг. Универсальный магазин».

Чем уникален проект: для того чтобы витрина магазина не замерзала и не запотевала, Веснины предложили новаторское решение: они спроектировали пять вентиляционных шахт, через которые постоянно циркулировал холодный воздух. К тому же при возведении здания применили новые, передовые по тем временам технологии экономичного строительства.

Дворец культуры Завода имени Лихачева — «новая архитектура» и свободная планировка

Внешний вид здания культурного центра Московского автомобильного завода имени Лихачева (ЗИЛ) в Москве © Илья Питалев, РИА Новости
Внешний вид здания культурного центра Московского автомобильного завода имени Лихачева (ЗИЛ) в Москве © Илья Питалев, РИА Новости

Крупным памятником архитектуры конструктивизма, спроектированным братьями Весниными и построенным в 30-х годах 20 века, стал Дворец культуры Завода имени Лихачева (ЗИЛ). При его создании авторы руководствовались основными принципами «новой архитектуры», сформулированными легендарным Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка и оформление фасада, применение удлиненных окон и плоской крыши в конструкции здания.

Здание планировалось как многофункциональный комплекс, включающий большой зрительный зал, малую сцену, лекторий, кинозал, обширные холлы, многочисленные студийные комнаты, библиотеку, зимний сад и обсерваторию на крыше. Однако осуществили лишь часть проекта: Т-образную клубную часть с малым зрительным залом на 1200 мест.

Чем уникален проект: стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов. С внешней стороны зал охвачен полукольцом двухъярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

Город Октябрьский в Башкирии — генплан в виде нефтяного фонтана

Неизвестный автор. Город Октябрьский © Public domain
Неизвестный автор. Город Октябрьский © Public domain

В 1946 году Виктор и Александр — Леонида к тому времени уже не стало — получили заказ на разработку генерального плана города Октябрьского на 30–40 тысяч человек. Рабочий поселок нефтяников в Башкирии застраивался бессистемно, необходимо было упорядочить хаотичные сооружения. В 1947 году генплан Весниных уже был утвержден в Министерстве нефтяной промышленности.

Виктор и Александр разработали генплан в духе классического русского градостроительного искусства. От образовавшейся вдоль реки Ик Девонской улицы и примыкающей к нему застройки была спроектирована регулярная квартальная застройка. От центра до железнодорожного вокзала шла широкая улица Горького. Под городские парки были отведены два больших участка. По периметру парков архитекторы спроектировали Садовое кольцо по подобию столичного.

В 2021 году в память о братьях Весниных в Октябрьском им открыли памятник. Создание нового арт-объекта приурочили к 75-летнему юбилею города. Один из братьев сидит на скамье, а второй стоит рядом, положив руку на вид Октябрьского в миниатюре.

Чем уникален проект: в плане Весниных городская застройка напоминает силуэт фонтана нефти. Центром его является проспект Ленина, а «брызгами» — кварталы малоэтажных домов за Садовым кольцом.

Архитекторы Веснины — одни из главных героев выставки «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» в Центре «Зотов». Она продлится до 14 июля и расскажет об истории конструктивизма как известного во всем мире архитектурного направления. В экспозицию вошло свыше 500 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях. Центр «Зотов» — первое в России культурно-просветительское пространство, которое знакомит аудиторию с конструктивизмом. Этот филантропический проект ВТБ открылся чуть более года назад, но уже успел стать популярным культурным кластером, куда стремятся попасть москвичи и гости столицы.