Найти в Дзене
Онлайн-логопеды Novator

Нужен ли ребенку логопед в 4 года?

Ваш малыш познает окружающий мир, задает вопросы, рассказывает о том, что видит, делится своими впечатлениями и фантазиями. Каждый родитель хочет, чтобы маленький человечек научился хорошо и правильно говорить, настал возрастной период подготовки к поступлению в школу и ребенок был готов к нему!

Стоит иметь в виду, что нормой для детей 4 лет являются трудности с произношением шипящих и свистящих звуков, "л" и "р". Как правило, проблема проходит самостоятельно, с "рычащими" чуть позже, к 5 годам. Ожидая спонтанный результат, не уделяя должного внимания формированию речевой функции, родители упускают время для своевременного выявления нарушений и их коррекции.

Почему нужна консультация логопеда

Ответ на этот вопрос находится в плоскости определения роли логопеда и особенности работы с дошкольниками. Логопед для детей 4-5 лет - это педагог, специалист в области дефектологии, который после полного и всестороннего обследования ребенка, оценивает степень нарушения речевого развития, выявляет его причины, составляет индивидуальную коррекционную программу.

Помощь, которую оказывает логопед:

  • постановка правильного речевого дыхания;
  • коррекция произношения звуков;
  • развитие способности воспринимать звуковой состав слова, понимать смысл и различать звуки;
  • развитие словарного запаса;
  • построение предложений и фраз;
  • развитие речевой моторики.

Специалист дефектолог или логопед работает с множеством речевых отклонений. Часто рекомендация поступает от работников детского сада, особенно когда логопед для ребенка 4 лет отмечает трудности в общении со сверстниками. Родители тоже могут заметить сложности в понимании речи малыша. Далеко не каждый человек с рождения обретает способность ясно и четко излагать свои мысли. Даже если родительские домыслы о нарушении речевого развития необоснованны, то кто, кроме специалиста развеет их сомнения?

Своевременная консультация либо опровергнет напрасные страхи, либо позволит своевременно восстановить речь, устранить проблемы взаимообщения между детьми.

Психологические проблемы на фоне трудности общения имеют склонность усугубляться, приводя к замкнутости ребенка, неуверенности в себе, неврозам, снижению успеваемости в процессе обучения. Всего этого можно избежать при помощи правильного выбора грамотного логопеда именно в 4 года.

После одного обращения будет понятно, нужен логопед ребенку 4 лет или нет. Помимо определения необходимости проведения занятий с ребенком 4 лет, логопед на консультации даст полноценные рекомендации родителям, как выполнять те или иные упражнения.

Особенности построения занятий

Логопедические занятия с ребенком 4 лет носят индивидуальный характер и строятся по определенной схеме.

Цели занятий:

  • формирование диафрагмального дыхания, длительного выдоха;
  • артикуляционная гимнастика по звукам;
  • фонематический строй речи;
  • формирование ритмической речи;
  • отработка мягкой голосоатаки;
  • графическое восприятие букв.

На каждую цель поэтапно даются методики, позволяющие развивать определенный навык.

Занятия с логопедом для детей 4 лет не должны длится больше 30 минут. По окончанию занятия для закрепления полученных навыков дается домашнее задание.

Упражнения

Занятия для детей 4 лет логопедические состоят из целевых упражнений в игровой форме. Дети любят играть, и обучение, построенное на увлекательном задании, позволяет быстрее достигать результата.

Примеры упражнений в соответствии с поставленными целями.

  • Для отработки навыка диафрагмального дыхания упражнение "Свисток"- фиксированный выдох со звуками с-с-с, х-х-х, ш-ш-ш, ф-ф-ф. "Как воет ветер". "Одуванчик".
  • Упражнение для артикуляции " Очень вкусно". Рот полуоткрыт, языком облизать верхнюю, затем нижнюю губу. "Лошадка". Приоткрыть рот и поцокать язычком.
  • Упражнения на фонематику. Логопед должен произносить слова. Услышав знакомый звук. ребенок хлопает в ладоши или показывает флажок.
  • Упражнения на ритмичность речи. Произнесение названий растений, животных, имен под хлопки, просто отхлопать ритм.
  • Упражнения на голосоатаку можно проводить, считая от 1 до 5 от шепота до повышенного голоса, называя дни недели голосом разной интенсивности, использовать разную интонацию для одного и того же слова.
  • Графическое восприятие букв закрепляется лепкой букв из пластилина, выкладыванием из мелких предметов, например, пуговиц.