Найти тему
11 ЭКЮ

Сколько времен года было в древности

Сейчас время считается с точностью до секунд, а в некоторых отраслях ещё и точнее. Если часы мы можем представить без стрелки секундной, то без указания минут, хронограф будет совершенно бесполезным. Но так было не всегда, когда-то, по всей видимости, люди были все поголовно счастливы, так как часов не наблюдали.

Ещё несколько столетий назад наше общество было преимущественно аграрным, потому временной цикл был напрямую сопряжен с календарем земледельца. После долгой зимы важно вовремя "проснуться" не пропустить время подготовки к посевной, правильно рассчитать оптимальное время посевных работ, а дальше уже по усвоенному от родителей с детства расписанию обеспечить своевременные полевые работы, сбор урожая.

В древности были два ключевых времени года: время работ в поле и время, когда это делать невозможно. Шумерский год, например, состоял из двух полугодий — Энтен (холодно и влажно) и Эмеш (сухо и жарко).

Было двое времени суток: темное и светлое. Но постепенно время года стало делиться на четыре сезона. Явным образом обособляются весна и осень, когда осуществляются основные работы, когда наблюдаются самостоятельные процессы: возрождения и увядания. Люди размышляли над первопричинами и свойствами изменения мира. Даже в эпоху уже христианскую, возникла мысль, что началом года является все же осень, нежели весна. Весной все просыпается, возрождается, но, как говорил Исаак Сирин, Бог создал мир совершенным, а значит ли это, что совершенными, то есть зрелыми возникли и все плоды на деревьях? Если так, то это случилось точно осенью. Вот и на Руси новолетие приходилось на сентябрь.

Размышляли о времени по всему миру. Европейские средневековые поэты миннезингеры воспринимали весну особым образом, именно май был для них пиком лета, так как именно тогда природа расцвела во всей красе. Жак Ле Гоф пишет, что у этих поэтов даже возник глагол "маить" ("es maiet"), который означал освобождение и радость. Сравните, у нас с маем ассоциируется другое слово - "маяться". Глагол удивительный. Он одновременно имеет два значения, при этом, разных: переносить различные трудности, но также и, допустим, заниматься ничего не деланием "маяться со скуки". В любом случае, это некий дискомфорт. Собственно, в мае не до веселья на селе - много забот на поле и в огороде.

«Круглый год». Лубок. Конец XVII — начало XVIII века
«Круглый год». Лубок. Конец XVII — начало XVIII века

Постепенно календарь расширялся, вобрал в себя праздники церковные, многие из них тесно переплелись с календарем аграрным, например, дни памяти святых. Вспомнить хотя бы так привычные нам Яблочный Спас, который на самом деле праздник Преображения Господне, или Медовый Спас , который слился с церковным праздником Животворящего Креста Господня.

С развитием жизни общества календарь вбирал в себя и другие признаки жизни. Постепенно появлялись и гражданские праздники, когда объединенная Русь стала единым государством. И мы не заметили, как уже имеет значение не время года, а сезон. А когда появился единый рынок, торговые пути в стране, то имело значение не только время года, но и примерное время, чтобы понимать, на какое время назначить встречу для торговой сделки. А оттуда уже и до секундной стрелки рукой подать.

А как вы считаете, когда люди были более счастливыми, когда живут по минутам и секундам или когда имеет значение зима/лето, день/ночь?