Продолжаем, уважаемые подписчики, тему "Научный подход к СВО" статьёй на тему бронированная машина "Страйкер". Из статьи Вы узнаете, что это за зверь, его модификации и с чем его "едят", чтобы, увидев его силуэт, узнать, бодро доложить и уничтожить.
На основе опыта участия американских войск в боевых действиях в Афганистане и Ираке, а также в результате математического моделирования боевых действий, военными теоретиками США был сформирован новый облик бригад – «бригадная боевая группа» (ВСТ – Brigade Combat Team). Вследствие этого, в целях повышения боевой эффективности войск был проведен пересмотр организационно-штатной структуры и техническое перевооружение уже существующих бригад.
В вооруженных силах США бригада является основным структурным соединением сухопутных войск и национальной гвардии. В соответствии с концепцией «бригадной боевой группы», дивизии сухопутных войск США подверглись реструктуризации. По мнению зарубежных аналитиков, в отличие от дивизий бригады имеют облегченную и более гибкую структуру, обладают большей мобильностью и маневренностью. Поэтому считается, что бригада является оптимальным воинским формированием, способна выполнять боевые задачи независимо от дивизионных структур и имеет возможность в кратчайшие сроки быть переброшенной в любую точку мира.
Также нововведением стало развертывание аэромобильных мотопехотных бригад на колёсных боевых бронированных машинах (ББМ) «Страйкер» (SBCT – Stryker brigade combat team), обеспечивающих тактическую гибкость применения на всех театрах военных действий, в том числе в урбанизированной местности. Американские военные аналитики считают, что бригады «Страйкер» имеют лучшее вооружение и защиту, чем воинские формирования США, на вооружении которых стоят небронированные автомобили повышенной проходимости «Хамви». В отличие от «тяжелых» механизированных бригад, вооруженных танками M1 «Абрамс» и БМП М2 «Брэдли», бригады «Страйкер» на колесных ББМ более приспособлены для использования развитой дорожной сети, что подразумевает их готовность к ведению боевых действий в Европе.
Бригады «Страйкер» используются США для реализации сетецентрической доктрины ведения войны и предназначены заполнить нишу между мобильной «лёгкой» (десантно-штурмовой) пехотой и «тяжелыми» танковыми частями. Мотопехотная бригада «Страйкер» является бригадой «среднего» типа и может оперативно перебрасываться самолётами военно-транспортной авиации, в том числе (с некоторыми ограничениями) – C-130 «Геркулес».
На вооружении бригады «Страйкер» стоит свыше 300 ББМ этого семейства.
Особо интересен тот факт, что авторитетное издание «Политико» (Politico) сообщает о возможности отправки БТР«Страйкер» на Украину в рамках пакета военной помощи. (Статья 2023 года и наши парни уже имеют опыт уничтожения данной машины). По мнению издания, БТР«Страйкер»станут еще одним средством повышения боеспособности украинской мотопехоты и помогут удовлетворить острую потребность ВСУ в бронетехнике.
Поступление на оснащение ВСУ БТР «Страйкер» будет способствовать повышению мобильности украинских войск в составе оперативных маневренных групп, рейдовых и обходящих отрядов, тем более что местность на юге Украины благоприятна для подобных действий.
Однако, военные аналитики уверены, что БТР «Страйкер» наиболее эффективен, когда завязан на автоматизированную систему управления, позволяющей передавать экипажу и получать от него актуальную информацию, то есть использовать сетецентричные схемы. В таком случае экипаж может получать и передавать в режиме реального времени данные о своем нахождении, перемещении соседей, что повышает эффективность как отдельных машин, так и подразделения в целом. Во всех остальных случаях это обычный БТР, уязвимый для любых используемых в зоне спецоперации противотанковых средств. Поэтому появление БТР «Страйкер» у вооруженных формирований Украины не приведет к кардинальным изменениям на линии боевого соприкосновения.
Бронетранспортер (БТР) «Страйкер» М1126 (рисунок 1) лег в основу целого семейства ББМ, процесс создания и устройство которых хотелось бы рассмотреть более подробно.
БТР «Страйкер» М1126 был разработан американской компанией «Дженерал Дайнэмикс Лэнд Системз» (General Dynamics Land Sistems) совместно с канадской «Дженерал Моторз Дэфэнс» (General Motors Defence) на базе канадского БТР (колесной боевой машины пехоты) «ЛАВ 3» (LAV III Kodiak), который, в свою очередь, является глубоко модернизированной версией швейцарской колесной ББМ MOWAG Piranha IIIН 8x8 (рисунок 2).
Тактико-технические характеристики БТР «Страйкер» М1126 представлены в таблице.
Название «Страйкер» бронемашина получила по фамилиям двух американских военнослужащих, награжденных посмертно «Медалью почета» (Medal of Honor): Стюарта С. Страйкера, погибшего во Второй мировой войне и Роберта Ф. Страйкера, погибшего во Вьетнаме.
ББМ «Страйкер» с начала 2000-х годов производится американской компанией «Дженерал Дайнэмикс Лэнд Системз» и стоит на вооружении армии США, Канады и Таиланда. Всего было произведено порядка 4 900 единиц, 4 466 из которых стоят на вооружении армии США. Стоимость одной единицы варьируется от 4.9 млн. долларов США (данные 2012 года) до 5.11 млн. долларов США (данные 2016 года).
Двигатель, трансмиссия, гидравлическая система, колеса, шины, дифференциал и коробка передач – на 85% унифицированы для всех модификаций.
Изначально кондиционер был установлен в кормовой части корпуса только у командно-штабной машины (КШМ) M1130 и санитарно-эвакуационной машины M1133, однако, в ходе дальнейшей модернизации и по опыту ведения боевых действий в Ираке и Афганистане, кондиционеры стали устанавливаться во все модификации.
Компоновка
Семейство ББМ «Страйкер» имеет классическую компоновку для этого типа техники. В передней части корпуса справа размещается моторно-трансмиссионное отделение. В передней части корпуса слева – органы управления с местом водителя. Сзади за водителем располагается командир бронемашины. Между местами водителя и командира имеется проход.
В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое и десантное отделение для девяти пехотинцев, которые размещены 5 человек слева и 4 – справа. В первых модификациях бронемашины пехотинцы сидят лицом к оси машины (рисунок 3). В более поздних версиях командира отделения размещается первым слева, лицом по ходу движения и сиденья оборудованы ремнями безопасности.Два люка, расположенные в крыше корпуса над десантным отделением, открываются в стороны от оси ББМ, используются для посадки (высадки) экипажа и пехотинцев и позволяют вести огонь стоя во время движения.
Для водителя предусмотрен люк в верхней передней части корпуса. В кормовой части имеется откидная аппарель, через которую пехотинцы осуществляют посадку в боевую машину и высадку из нее (рисунок 4). Также в аппарели имеется дверь.
В командирской, санитарно-эвакуационной ББМ, самоходном противотанковом ракетном комплексе, машине РХБЗ и самоходном миномете вместо десантного отделения размещены специализированные модули.
В зависимости от модификации, вооружение размещено на выносных турелях, внутри корпуса или в дистанционно управляемом необитаемом модуле (башне), вынесенном за пределы корпуса.
Топливные баки емкостью 212 л размещены по обоим бортам в задней незащищенной части корпуса, не бронированы, поэтому подвержены поражению огнем стрелкового оружия. Интересной конструктивной особенностью является то, что при подрыве ББМ баки отлетают от нее на безопасное расстояние.
Бронемашины семейства «Страйкер» оборудованы автоматической системой пожаротушения с датчиками, размещенными в отсеках двигателя, отделении управления, боевом и десантном отделениях. Система пожаротушения активируются как автоматически, так и водителем в «ручном» режиме.
Все ББМ семейства «Страйкер» оснащены системой РХБ защиты, которая создает избыточное давление воздуха в герметичном корпусе и препятствует попаданию отравляющих веществ внутрь. Также бронемашины оборудованы датчиками обнаружения РХБ заражения и вентилируемыми кислородными масками.
Бронемашины семейства «Страйкер» оборудованы автоматической лебедкой. Водонепроницаемые уплотнения люков позволяют без подготовки форсировать водную преграду глубиной до верхнего уровня колес (1,2 м).
Силовая установка
Во всех модификациях бронемашины используется дизельный двигатель единого образца, что облегчает обучение экипажей и упрощает обслуживание и ремонт различных модификаций.
Шестицилиндровый газотурбинный дизельный двигатель «Катерпиллар 3126» мощностью 350 л/с и рабочим объемом 7.2 литра расположен в моторном отсеке в передней части машины справа. Он соединен с автоматической коробкой передач «Эллисон MD 3066P» с шестью передачами вперед и одной назад. Трансмиссия, состоящая из двухскоростной раздаточной коробки и четырех дифференциалов, позволяет развивать скорость по шоссе до 100 км/ч с запасом хода 530 км.
Для упрощения обслуживания и ремонта основных агрегатов и узлов бронемашины большая часть кабелей и шлангов оборудованы быстроразъемными соединениями, благодаря чему двигатель и трансмиссию можно заменить за время, не превышающее 2 часа и позволяет производить ремонт его агрегатов, быстро демонтировав их.
Ходовая часть
Колесная формула бронемашин семейства «Страйкер» – 8×8/4. Для скоростного движения по шоссе предусмотрена возможность ручного отключения от полного привода колес двух передних осей.
ББМ оснащены армированными пулестойкими шинами «Мишлен XML 12.00xR20». Колеса оснащены системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, позволяющей существенно повысить проходимость машины на бездорожье, слабых грунтах и на снегу.
Специальная система предупреждает водителя, если транспортное средство превышает рекомендуемую скорость для установленного давления в шинах, а затем автоматически накачивает шины до необходимого давления. Также она предупреждает водителя о спущенной шине. Колеса оснащены вставками, которые позволяют бронемашине двигаться несколько километров при полностью спущенных шинах со скоростью до 50 км/ч.
Тормоза – гидропневматические, три задние оси оснащены антиблокировочной системой.
Подвеска – независимая гидропневматическая с гидравлическими амортизаторами.
Бронезащита
Корпус бронемашин семейства «Страйкер» сварен из листов высокопрочной броневой стали толщиной до 12 мм, расположенных под рациональными углами наклона, и обеспечивает защиту от 14,5-мм боеприпасов в лобовой и от 7,62-мм бронебойных боеприпасов в бортовой и кормовой проекции с дистанции 500 м, а также от поражения осколками 155-мм артиллерийских снарядов при их взрыве в воздухе на удалении 30 м от машины.
В дополнение к этому бронемашины семейства «Страйкер» оборудуются съемной навесной пассивной защитой, состоящих из 132 плит «МЕКСАС 2С» (MEXAS 2С) массой 1 300–1 700 кг разработки немецкой фирмы «ИБД – Энжинир бюро Дейзенрот» (IBD – Ingenieur buro Deisenroth), которые крепятся к корпусу болтами. В этом случае обеспечивается защита от 30-мм боеприпасов в лобовой и от 14,5-мм боеприпасов в бортовой и кормовой проекции с дистанции 500 м.
По опыту первых месяцев боевых действий в Ираке БТР «Страйкер» стали оборудовать комплектами реечной противокумулятивной защиты SLAD весом 2 361 кг – решетчатыми экранами, размещенными на расстоянии 400 мм от корпуса (рисунок 5).
Для улучшения защиты от подрыва на взрывных устройствах и минах днище корпуса имеет V-образный профиль, который заметно уменьшил внутренний объем десантного отделения. Поэтому по сравнению со своим прообразом, канадским БТР «ЛАВ 3»,высота корпуса БТР «Страйкер» увеличена на 25–30 см, что негативно сказалось на центровке.
Установка экранов повысила уровень защищенности БТР, рассеивая кумулятивную струю ПТУР и гранат РПГ.
Согласно данным американских военных аналитиков, БТР «Страйкер» превосходит другие бронемашины по живучести в случае подрыва (рисунок 6). Экипаж БТР, представленного на рисунке, выжил, но перед его возвращением в строй потребовался заводской ремонт. Также можно наблюдать установленную на БТР реечную противокумулятивную защиту.
Однако, как показал опыт ведения боевых действий, ни решетчатые экраны, ни динамическая броня не защищают БТР от поражения «тандемными» боеприпасами. Отмечены случаи, когда в ходе ведения боевых действий БТР «Страйкер» поражались выстрелами из нескольких РПГ, первые из которых разрушали реечную защиту, а последующие пробивали корпус.
Весной 2016 года в Европе был развернут полк «Страйкер», бронемашины которого были оборудованы экспериментальными комплектами мобильной камуфляжной защиты «Барракуда» (MCS – Mobile Camouflage System “Barracuda”) норвежской фирмы Saab, которая позволяет изменять внешний вид бронемашины в зависимости от условий окружающей среды и снижает возможность обнаружения тепловыми, инфракрасными и радиолокационными приборами разведки. Камуфляжная защита регулируемая, что позволяет применять ее на различной технике, имеет двустороннюю расцветку и не препятствует открыванию люков бронемашин.
Вооружение, системы управления огнем
Вооружение ББМ семейства «Страйкер» различается в зависимости от модификации. Оно размещается в дистанционно управляемом необитаемом модуле, смонтированном над командирской башней и вынесенном за пределы корпуса и может включать: 12,7 мм пулемет М2НВ «Браунинг» (боекомплект 2 000 патронов), 7,62 мм пулемет M240 (боекомплект 4 500 патронов), 40 мм автоматический гранатомет Мк19 (боекомплект 448 гранат) (рисунок 7), 4–6 блоков гранатометов (по 4–6 каждый) для постановки дымовой завесы
Отдельные модификации БТР (М1296) оснащены размещенной в башне 30-мм автоматической пушкой «Мк44 Бушмастер 2».
Вооружение бронированной машины с тяжелым вооружением (САУ)105-мм «колесной САУ»М1128 размещено в дистанционно управляемом необитаемом модуле (башне), вынесенном за пределы корпуса. Пушка оборудована магазином и механизмом заряжания.
БТРМ1126 «Страйкер» может быть оснащен универсальным необитаемым дистанционно управляемым боевым модулем М151 Protector, разработанным норвежской компанией «Конгсберг Дэфенс анд Аэроспейс» (Kongsberg Defence & Aerospace),в котором размещаются 12,7-мм пулемет М2НВ «Браунинг» (рисунок 8) или 40-мм автоматический гранатомет Мк19. Также на специальной турели БТР возможно размещение 7,62-мм пулемета М240. Боекомплект состоит из 2 000 патронов калибра 12,7-мм или 40-мм гранат – 480 шт., 16 дымовых гранат и 3 200 патронов калибра 7,62-мм. В нижней части боевого модуля смонтированы 4 блока дымовых гранатометов М6 по 4 гранаты (всего 16 пусковых установок).
Для дистанционного наведения вооружения на модуле М151 установлены цветная видеокамера с 30-кратным увеличением, тепловизор, лазерный прицел-дальномер, точность которого при определении дистанции на дальности 6 км составляет около 2,5 м. Модуль может разворачиваться в горизонтальной плоскости на 360°, в вертикальной– в пределах от –20° до +55°.
Система передачи данных и обмена информацией
На БТР «Страйкер» установлена система цифровой передачи данных АСУ FDCB-2 тактического звена «бригада и ниже», включающая систему определения местоположения и передачи данных «Райтеон» AN/TSQ-158 (EPLRS). С ее помощью ведется обмен информацией, на интерактивной карте отображается единая картина оперативно-тактической обстановки, расположение на поле боя сил и средств, как своих, так и противника, включая объекты тылового обеспечения. Кроме того, между отдельными машинами своего подразделения, другими подразделениями и командованием бригады осуществляется обмен текстовой и графической информацией, которая автоматически передается по всей задействованной сети тактической группировки. Место командира десанта оборудовано дисплеем, посредством которого он получает ту же информацию, что и командир бронемашины.
Система наблюдения и опознавания
Широкое использование компьютеров в системе наблюдения и система опознавания «свой-чужой» позволяют бронемашинам семейства «Страйкер» вести успешные боевые действия и исключить поражение своей бронетехники.
Места водителя и командира бронемашины (который также является наводчиком-оператором) оборудованы перископическими приборами, которые позволяют вести наблюдение, находясь под защитой брони и не подвергая себя опасности
Рабочее место командира оборудовано семью перископическими приборами наблюдения М45. Место водителя оборудовано тремя перископами M17, вмонтированными в люк, что позволяет управлять БТР. Также в его распоряжении имеется прибор ночного видения AN/VAS-5. Поле зрения приборов наблюдения командира бронемашины составляет 360°,водителя – около 90.
На мониторы командира бронемашины (рисунок 9) и водителя дублируется изображение с камеры тепловизионного прицела, позволяющего вести наблюдение на дальности до 2 400 м, что дает ему возможность информировать спешившихся пехотинцев об угрозах, которые лежат за пределами дальности наблюдения их приборов.
Авиатранспортабельность
Одной из основных задач в рамках реформирования вооруженных сил США является возможность развертывания бригады в любой точке мира в течение 96 часов, дивизии – в течение 120 часов и пяти дивизий – в течение 30 суток, поэтому бригады, на вооружении которых стоит семейство ББМ «Страйкер» в полной мере соответствует этим требованиям.
ББМ «Страйкер» могут перевозиться самолетами военно-транспортной авиации США. C-5Y «Гэлекси» – 4 ед., С-17 «Глоубмастер» – 3 ед., С-130 «Геркулес» – 1 ед. (по другим данным C-5Y – 7, а C-17 – 4). Так для переброски боевой бригадной группы «Страйкер», на вооружении которой стоит 319 ББМ семейства «Страйкер», потребуется 160 вылетов военно-транспортных самолетов C-17 «Глоубмастер».
Некоторые модификации ББМ «Страйкер» могут перевозиться самолетами военно-транспортной авиации США типа C-130 «Геркулес», но в этом случае дальность полета самолета снижается и не соответствует заявленной в 1 000 миль. К тому же дополнительная реечная противокумулятивная защита не позволяет полноценно разместить БТР М1126 в грузовой кабине самолета и перед погрузкой ее необходимо демонтировать. Для загрузки «Страйкер» в самолет, экипажу приходилось снимать с него две пусковых дымовых установки, все антенны, левую заднюю консоль, которая блокировала выезд машины с самолета, боевой модуль на башне и еще некоторые агрегаты и детали. В результате отделение тратило много времени на установку оборудования после выгрузки из самолета. Но даже в этом случае, из-за довольно широкого корпуса БТР М1126 в грузовой кабине самолета С-130 «Геркулес» невозможно разместить мотопехотное отделение, так как недостаточно места между загруженной техникой и рядами сидений.
Также возникают большие трудности с перевозкой в самолетах С-130 «Геркулес» САУ М1128(рисунок 10), которые слишком тяжелы для этого и с них также необходимо демонтировать часть оборудования, а в некоторых случаях и пушку.
Необходимость демонтажа вооружения и агрегатов бронемашин семейства «Страйкер» для перевозки по воздуху не позволяет им вступить в бой сразу после приземления. Последующая сборка бронемашины после переброски самолетами С-130 «Геркулес» составляет не менее 17 мин. и осуществляется с использованием специальных инструментов и оборудования.
Ввиду больших веса и габаритов бронемашины семейства «Страйкер» не могут перевозиться по воздуху имеющимися на вооружении армии США вертолетами.
Использование самолетов C-130 «Геркулес» в основном предполагается для транспортировки бронемашин «Страйкер» и их экипажей на ограниченные грунтовые площадки (рисунок 11).
В августе 2004 года в США были проведены испытания с целью определить возможность десантирования САУ М1128 «Страйкер» парашютным способом. ББМ была успешно десантирована из военно-транспортного самолета C-17«Глоубмастер», но несмотря на это, ни одна из модификаций бронемашины «Страйкер» в настоящее время не была сертифицирована для десантирования, а с 2013 года работы в этом направлении прекращены.
Вы читали статью журнала «Техника и вооружение», № 5, 6 – 2023
Наши парни уже имеют опыт уничтожения этого "вундерваффе", противнику оно не помогло. Это не партизан в Ираке гонять, тм 62 и ПТУР Корнет всё равно, что там американские инженеры задумывали. Кроме этого, я совмневаюсь, что США передали машины со своими системами связи и распознавания свой-чужой. Слишком велик риск, что наши парни их затрофеят, как получилось с БМП Бредли и Мардер.Читать продолжение тут.
Поддержать автора и развитие канала можно тут👇👇👇
2200 7004 5079 2451 Тинькофф
Благодарю за поддержку, за Ваши лайки, комментарии, репосты, рекомендации канала своим друзьям и материальный вклад.
Каждую неделю в своем телеграм-канале, провожу прямые эфиры с участниками СВО.
Читайте другие мои статьи:
Интервью с танкистом ЧВК Вагнер
Интервью с арткорректировщиком ЧВК Вагнер
Интервью с оператором квадрокоптера ЧВК Вагнер