Найти в Дзене
Йошкин Дом

Неравноценный обмен

Они медленно брели вдоль ограды парка. Катюша шла понуро, пиная носком кроссовки попадающиеся мелкие камешки. - Катерина, прекрати портить обувь. Дочь вздохнула. Они уже битых два часа бродили по этому заросшему уголку посереди городской цивилизации, разыскивая новенький телефон, который, Катя умудрилась потерять в первый же день каникул. - Вспоминай, где вы ещё были. - Марина сердито посмотрела на девочку. Катя виновато покосилась на неё. Хрупкая, невысокая, с россыпью маленьких аккуратных веснушек, как у её отца, и озорной стрижкой, которая делала дочь похожей на излишне обросшего паренька. Впрочем, для мальчика личико её выглядело слишком нежным. Марина давно уговаривала Катюшу отпустить волосы подлиннее, но девочка лишь досадливо морщилась и отрицательно качала головой. - С ними же неудобно, мама. - Что неудобно? - Не понимала Марина. -Бегать, в футбол играть. - Катерина, ты девочка. - А папа хотел мальчика! - И зачем только я тебе об этом сказала. Хотел, но был очень рад, что роди

Они медленно брели вдоль ограды парка. Катюша шла понуро, пиная носком кроссовки попадающиеся мелкие камешки.

- Катерина, прекрати портить обувь.

Дочь вздохнула. Они уже битых два часа бродили по этому заросшему уголку посереди городской цивилизации, разыскивая новенький телефон, который, Катя умудрилась потерять в первый же день каникул.

- Вспоминай, где вы ещё были. - Марина сердито посмотрела на девочку. Катя виновато покосилась на неё. Хрупкая, невысокая, с россыпью маленьких аккуратных веснушек, как у её отца, и озорной стрижкой, которая делала дочь похожей на излишне обросшего паренька. Впрочем, для мальчика личико её выглядело слишком нежным. Марина давно уговаривала Катюшу отпустить волосы подлиннее, но девочка лишь досадливо морщилась и отрицательно качала головой.

- С ними же неудобно, мама.

- Что неудобно? - Не понимала Марина.

-Бегать, в футбол играть.

- Катерина, ты девочка.

- А папа хотел мальчика!

- И зачем только я тебе об этом сказала. Хотел, но был очень рад, что родилась именно девочка! Потому что папы, скажу тебе по секрету, всё равно больше любят дочерей.

Марина лукавила. Дима погиб в Грозном в начале августа девяносто шестого, в самом конце первой чеченской, так и не узнав, что у него родилась дочь. Но Кате она говорила о том, что папа очень любил её и больше всего на свете мечтал поскорее увидеть. Дочь верила, потому что и сама Марина никогда не сомневалась в Димкиной любви к ней и к ребёнку.

Они познакомились ещё в школе. Ну, как познакомились. Учились в одном классе. Марина всегда была девочкой яркой, весёлой, и многие мальчишки хотели с ней дружить. А на невысокого рыжеватого Диму в классе почти не обращали внимания, считая его тихим и, даже робким, парнем.

Только Марина знала, какой он на самом деле. Знала, что Димка уговорил маму уйти от пьющего отца, и по ночам ходил на станцию разгружать вагоны наравне со взрослыми, чтобы хоть немного помочь ей. Только с Мариной он поделился своей мечтой о военном училище. Только она заслушивалась его рассказами из военной истории. А остальные искренне недоумевали, что нашла самая популярная девочка класса в не слишком общительном и не самом интересном, на их взгляд, однокласснике.

А ещё больше удивились, когда они поженились после окончания школы. А им было всё равно, что говорят. Марина и Дима были счастливы. Но декабрь девяносто четвёртого распорядился по-своему. Марина категорически отказалась встречать тот новый год без мужа. Ни уговоры друзей, ни просьбы родителей не заставили её изменить свои намерения. Она смотрела на одиноко стоящую в вазе еловую ветку и шептала.

- Димка, ты только вернись, пожалуйста.

В тот день наши войска понесли большие потери, но Дима выжил. Она с напряжением следила за всеми новостями, не могла спать во время событий в Буденовске и Кизляре. И была безумно счастлива, когда муж сумел вырваться после госпиталя на несколько суток домой.

- Димочка, не уезжай. - Просила она. - Так ведь можно после ранения?

- Мне нельзя, Маришка. - Шептал он. - Я сам выбрал свой путь, свою профессию. Ты не волнуйся, скоро всё это закончится. Они договорятся.

Они договорились в последний день августа в Хасавюрте, но об этом Дима не узнал тоже. Его мама, Ирина Дмитриевна, находящаяся в ужасном состоянии, вынуждала Марину разрываться между ней и новорождённой дочерью.

- Мама, мамочка, помоги мне. - Просила Марина свекровь, вручая ей крохотную Катюшку. - Ты видишь, она только у тебя успокаивается.

Свекровь приходила в себя, укачивала Катю, а вместе с ней и собственную боль. А невестка сжимала кулаки так, что ногти впивались в ладони, и старалась не плакать в голос. Так, держась друг за друга, они и вытаскивали себя из горького и страшного омута. Маринина мама даже обижалась, что дочь реже обращается к ней, чем к матери Димы, но Марина знала, что пережить их общую потерю сможет только вместе с Ириной Дмитриевной.

Они и сейчас были очень близки. Именно свекровь настояла на подарке для любимой внучки - первом сотовом телефоне.

- Мама, а не рано Кате иметь такую вещь?

- Не рано, Мариночка. Катюша уже в среднее звено перешла, не малышка. Да и тебе спокойней будет. Она ведь всё лето на улице. Хоть будешь знать, где искать.

- И то правда. - Согласилась она.

Телефон выбрали не самый дешёвый.

- Чтобы батарею дольше держал. - Заботливо говорила Ирина Дмитриевна. - И слышно чётко было. Продавец сказал, что хороший.

Родители Марины слегка огорчились.

- Почему нам ничего не сказали? Мы бы помогли.

- А вы купите Катюше чехол. - Подсказала Марина. - Такой, чтобы телефон на шею можно вешать было. А то ведь посеет.

И как в воду глядела. В первый же день Катя потеряла такую дорогую вещь.

- Мама, он в кармане был. - Плача, объясняла она. - А потом, раз, и нет.

Марина звонила по номеру дочери, но гудки не проходили.

"The number you have dialed, is not available. Please, try again later".*- Звучало в трубке.

- Наверное уже отключили. - С досадой заметила Марина.

- Или он сам разрядился. - Тихо возразила Катя. - Там только одна чёрточка оставалась.

- Безответственный ты человек, Катерина. - Строго выговаривала она дочери. - Договаривались же, заряжать вовремя. Иначе какой в этом подарке смысл? Ладно, давай ещё вдоль дороги пройдём. Вдруг лежит где-то на обочине.

Вот теперь они и шли, вглядываясь в пыльную траву.

Мимо проносились легковые машины, грохотали на неровной дороге грузовики. Марина недовольно поморщилась от поднятой ими пыли.

И вдруг прямо у них перед носом из-под ограды парка, выполз щенок-подросток с болтающимся на шее обрывком верёвки. Он явно от кого-то удирал, потому что из глубины парка доносился дружный и яростный собачий лай.

Напуганный этими звуками и оказавшись в незнакомом месте, щенок вздрогнул и рванул прямо к дороге, не умея правильно оценить опасность. Увидев быстро приближающийся "Камаз", Катя испуганно вскрикнула и зажмурилась. Марина неожиданно для себя самой бросилась за щенком и чудом ухватила его за верёвочную петлю.

- Стой!

Водитель проезжающего грузовика гневно посигналил и, глядя на них, покрутил пальцем у виска. Катя стояла бледная. А Марина сидела на земле, держа вырывающегося щенка.

- Мам... - Катя смотрела на неё во все глаза. - С тобой всё хорошо?

- Хорошо. Ну, и что нам теперь с ним делать?

- Сначала уйти отсюда. - Опасливо подсказала Катя. - Там собаки бегут.

От собачьей стаи их отделяла ограда, но Марина согласилась с дочерью и, подхватив незадачливого беглеца на руки, скомандовала.

- Уходим!

Забыв про потерянный телефон, они поспешили подальше от опасного места. Лишь отойдя на безопасное расстояние, остановились и принялись рассматривать щенка.

Это был тощий длиннолапый собачий подросток. Выглядел он смешно и нелепо, и доверчиво таращил на своих спасительниц блестящие карие глаза.

- Что же с тобой делать? - Повторила Марина.

- Мам, ты сразу не ругайся. - Катины веснушки стали ярче. - Если бы я не потеряла телефон, мы не оказались бы на том месте. Правда? И он бы погиб. Значит, кто-то хотел, чтобы мы его спасли. Может быть, даже папа.

- Глупости не говори. - Машинально ответила Марина, но задумалась. Дима, правда, любил собак. Но ни у Марины, ни у него животных дома не было. Их родителям и в голову не приходило заводить питомцев. Но если пса отпустить сейчас, он выбежит на другую дорогу. Похоже, этот парень сидел на привязи и совершенно не осознаёт опасностей вольной жизни.

- Мама, возьмём его себе. - Катины волосы разлохматились, на щеке красовалось пыльное пятнышко.

- Видимо, придётся. - Вздохнула Марина. - Уличный блохастик вместо дорогого телефона. Скажу тебе, Катерина, обмен неравноценный.

- Бабушка Ира расстроится? - Озадаченно поинтересовалась дочь. Но в глазах её уже прыгали весёлые искорки, которые нелегко было спрятать.

- Полагаю, что в восторге не будет. И не только бабушка Ира. - Пробормотала Марина, предвидя реакцию своих родителей на это её необдуманное решение.

Так щенок поселился в их доме. Катя назвала его Реми, Рем.

- Мам, как в "Без семьи". Помнишь рассказ?

А телефон через пару дней вернул какой-то мужчина.

- Я его в парке нашёл. Только он разряжен был, а зарядки такой у меня нет. Пока достал...

* * * * *

- Иди погуляй, Ремка. - Катя отстегнула собаку. Рем внимательно посмотрел на хозяйку и умчался в ближайшие кусты.

Прошло уже шесть лет, с тех пор, как они с мамой нашли здесь свою собаку. Рем здорово вырос, и превратился в сильного, с мощными челюстями пса.

- Бойцовые собаки в роду, видать были. - Говорил со знанием дела дедушка.

- Крокодилы у него в роду были. - Маринина мама с укором смотрела на дочь. - Вечно ты, Марина, вляпаешься в какую-нибудь историю. Вот надо было эту страсть тащить домой?

"Страсть" сидел рядом с хозяйкой и "улыбался" всеми своими белыми крепкими зубами.

Только бабушка Ира, Ирина Дмитриевна, неожиданно всей душой полюбила Реми. Считала его самым красивым и умным. Пёс отвечал ей тем же. Ластился, будто он не сильный мощный пёс, а маленький пушистый котёнок.

Но больше всех Ремка, конечно, любил юную хозяйку. На все годы он превратился в её неизменного спутника, неутомимого партнёра по играм и верного телохранителя. Катя всё больше становилась похожа на мать, лишь милые аккуратные веснушки напоминали окружающим о Диме. Короткие волосы девочки отросли, превратившись в элегантные локоны, характер стал мягче, но не утратил своей решительности. Девушка отличалась критическим мышлением, умением отстаивать собственное мнение и хорошим чувством юмора, что привлекало к ней молодых людей, которым Реми непременно устраивал строгий экспертный отбор.

- Чего это он на меня рычит? - Осторожно спрашивал очередной кандидат на Катину дружбу.

- Не знаю. - Пожимала плечами Катя. - Наверное, не доверяет.

- Вот так и за мамой твоей женихи ходили. - Вздыхала Ирина Дмитриевна. - А только она кроме Димы моего никого не видела.

- Бабуль, а как мама поняла, что папа её единственная любовь? Я спрашивала, она отшучивается.

Марина больше не вышла замуж. И не встречалась ни с кем, хотя предложения такие были.

- А это, Катюша, тебе сердце подскажет. Сама поймёшь, когда появится твой единственный.

- А если не пойму? Если пропущу?

- Тогда вся надежда только на Ремку. Да, Реми?

Рем преданно смотрел Ирине Дмитриевне в глаза и вилял хвостом.

Сегодня они встретились с девчонками в парке, погуляли все вместе, потом подруги заторопились в кино. Катя этот фильм уже видела и поэтому решила ещё немного побродить с собакой. Вечер выдался тёплым, домой идти не хотелось, да и в парке было совсем не страшно. За последние несколько лет его привели в порядок, вырезали густую поросль, заасфальтировали дорожки, поставили вдоль них фонари.

Надо позвонить маме, чтобы не волновалась. Катя достала телефон. Улыбнулась. Опять новый. Уже не такой, как был её тот, самый первый. Гораздо лучше. Она не успела даже номер набрать, как перед ней словно из-под земли выросла тёмная фигура.

- Телефон гони.

Телефона было жалко. Драться Катя умела. Не зря в детстве вместе с мальчишками ходила заниматься в секцию самбо. Но противник крупный, намного крупнее, совсем не в её весовой категории. Хотя, если использовать эффект неожиданности... Мысли пронеслись стремительно, но воспользоваться своими умениями Кате было не суждено.

Сзади что щёлкнуло, в свете фонаря блеснуло лезвие ножа, и телефон из Катиной руки перекочевал к тому, кто подкрался из-за спины.

" Ну и пусть". - Подумала она. - "Бог с ним, с телефоном. Лишь бы ушли".

И тут из темноты молнией метнулся Рем. Он вцепился в сжимающую телефон руку.

- Рем, нет! - Катя, забыв об опасности, бросилась к собаке.

Её обидчик взвыл от боли и принялся беспорядочно махать ножом.

Второй преступник бросился наутёк, пока его подельник отбивался от пса. Нож всё же полоснул по живому. Рем завизжал от боли, но челюсти не разжал, продолжая, удерживать свою жертву. Катя закричала и тоже набросилась на парня.

- Что у вас?

Кто-то быстро приближался к ним с боковой аллеи.

- Помогите! Помогите, пожалуйста!

Человек ловко обезоружил напавшего на них грабителя, повалил его на землю. Катя, плача, оттаскивала Реми, шерсть которого стала тёмной и влажной.

- В полицию звони! А, ладно, сам. - Молодой человек, а девушка уже увидела, что её спаситель довольно молод, посмотрел на неё и, удерживая, коленом лежащего на земле, принялся неловко доставать свой телефон.

- Полиция? Вооружённое нападение в центральном парке.

Катя плакала, пытаясь зажать платком рану псу. Когда приехали полицейские, спасший Катю и Ремку парень обратился к старшему наряда.

- У нас собака ранена. Скажите, мы можем дать показания позже? Только скажите, куда подъехать.

- Валяйте. Только данные ваши запишем. Что, сильно собака пострадала?

- Резаная рана.

- Здесь, на углу ветклиника есть и аптека человеческая рядом, если что. - Подсказал один из полицейских. - Рану зажмите.

- У меня денег мало с собой. - Потеряно прошептала Катя.

- У меня что-то есть. Бежим. - Парень подхватил пса на руки. - А ты тяжёлый.

Потом они сидели в клинике, тщетно пытаясь стереть с одежды бурые пятна.

- Можно я с твоего телефона маме позвоню? - Попросила Катя. - Мой забрали, отпечатки снимать.

- Звони.

Она уже знала, что спасителя её зовут Данилой и он учится в институте МВД.

Когда в клинику примчалась Марина, Катя с Даней общались так, будто были давними друзьями. Ремику наложили швы и оставили в клинике до утра, а они, втроём, отправились давать показания. Марина с ужасом слушала рассказ дочери.

- Да что ж за беда с этими телефонами. - Прошептала она. - Каждый раз что-нибудь да случается. А ты, Катерина, разве не знаешь, что в таких случаях надо отдавать то, что требуют. Это всего лишь вещи.

- Кстати, твоя мама права. - Подтвердил Даня. - Это хорошо ещё, что так обошлось.

- Да я хотела отдать. Ремка выскочил. Больше не буду его так отпускать. А вообще, может быть, они с Даней мне сегодня жизнь спасли...

* * * * *

- Бабушка, когда-то давно, когда мы вместо телефона Ремку нашли, мама пошутила, что это неравноценный обмен. А теперь, получается, он спасал меня.

- Да, Катюша, ничего просто так в этом мире не происходит. - Ирина Дмитриевна обняла внучку. - А парнишка этот?

- Помнишь, ты говорила, что я пойму, когда всё произойдёт? Ну, что сердце подскажет. Кажется, я поняла.

- Теперь не торопись. Если это так, то скоро убедишься. Твоё от тебя не уйдёт. А глаза-то, глаза какие счастливые! Вот бы папа тебя сейчас видел.

- А я, бабуль, думаю, он видит. Может быть, и помогает. Как ты думаешь? Не зря же, сначала Рем, потом Данила.

Услышав своё имя, Рем поднял голову, с любовью глядя на двух женщин, каждая из которых была ему дорога, и подумал о том, что уж он точно знает, что должен делать, и абсолютно ни в чём не сомневается.

* "Номер, который вы набирали, недоступен. Пожалуйста, повторите попытку позже". (англ.)