Найти в Дзене

Телеграм как альтернатива Дзену? Мой личный опыт

Оглавление

Отличается ли Дзен от Телеграма? С чем придётся столкнуться, если автору канала Дзена, много лет работавшего с этой платформой, вдруг захотелось перейти в Телеграм? Читайте в новой статье о том, на какие грабли довелось мне наступить и какие шишки набить.

Всем привет!

Мои давние подписчики знают, что пока этот канал на Дзене у меня находится в теневом бане (и этот факт совершенно не хочет признавать Дзен, но что делать – на это я повлиять не могу, как любит выражаться поддержка), я веду новый канал в Телеграме. И планирую запустить ещё несколько тематических каналов там.

Мой новый канал посвящён компьютерной графике и влиянию изобразительного искусства на психологию. Ссылка на канал — здесь. Но я её ещё продублирую в конце публикации.

За то время, что я веду канал на новой платформе, многое довелось понять и оценить. Хватает у Телеграма своих прелестей и своих недостатков. Этому и будет посвящён сей обзор. Вперёд!

Телеграм и телетайп. Эти технические названия неслучайно используются в названии сего инструмента
Телеграм и телетайп. Эти технические названия неслучайно используются в названии сего инструмента

Главные отличия Дзена от Телеграма

Итак, что могу сказать главного о том, чем обе платформы отличаются точно?

⏩⏩ Главное отличие, пожалуй, в подходе. В Телеграме никто ничего никому не должен. Это свободная платформа.

К слову, там даже со свободой слова всё хорошо. Местами даже слишком хорошо. Модераторы, конечно, имеются, но каналы банят крайне редко. Должно быть что-то реально выходящее за грани добра и зла. На Дзене же, как мы знаем, легко получить бан или ещё как-то не понравиться платформе. Хоть и говорилось с высоких трибун руководством Дзена, что мол не они решают, чему выходить, а чему нет — реальность показывает, что всё далеко не так.

🤡😎 С другой стороны, история с Дзеном и Телегой мне напоминает противостояние советского и американского режимов. У Дзена советский подход. Патернализм. Блат для одних и ничто для других. Определённая политика, которая всё равно обходится. Свобода есть, но с чёткими рамками.

Поддержка. Да, поддержка есть, как и модераторы, вот только обращаться к ним все равно, что с органами государственной власти. Придут отписки, в случае проблем, что всё хорошо. Денег нет, но вы держитесь (С).

У Телеграма в этом плане — полная свобода, но и гарантий успеха толком нет. Хотя... было ли подобное у Дзена? При этом, в Телеграме всё достаточно прозрачно — успех канала зависит именно от усилий. Да, бывают не вполне честные способы привлечения аудитории, но это всё гораздо очевиднее, чем на Дзене.

❓❓🤔 Должен ли что-то кому-то на Дзене? Вообще, если смотреть договоры с платформой, то о гарантиях авторам ничего не сказано особо, но в целом подразумевается, что платформа способствует привлечению трафика. Конечно, его можно привлекать самостоятельно снаружи, например, через социальные сети, но вообще подразумевается политикой Дзена, что это именно обязанность платформы привлекать трафик. Ибо, а откуда ему взяться?

Телеграм в этом плане не является СМИ. Более того, по мнению отдельных органов власти, его даже к социальным сетям нельзя полностью отнести. Это мессенджер, где каналы — это что-то вроде групповых чатов мессенджера. Да, это распространение информации, в том числе публичное, но не СМИ. Что-то среднее. Дзен же, напомню, относится и к СМИ, и к социальным сетям, и к обработчикам персональных данных. Ещё и полностью российская компания.

👉☝ Телеграм в свою очередь является иностранным ресурсом, у которого даже нет приземления в России. Получается вообще странная ситуация: вроде как и большая часть правил и ограничений российских на него не распространяется, но и блокировать его не блокируют (один раз уже пробовали — не получилось).

Деньги на Дзене и в Телеге

Можно ли заработать автору в Телеграме? Да, и даже довольно много. Вот только тут настоящий бизнес: необходимо активно вкладываться. Заработать можно не только на канале собственном, но и на рынке, что сложился вокруг платформы. Начнём с основного — с монетизации канала.

Начну с главного. Монетизации от платформы в Телеге (почти) нет. Пробуют что-то ввести, но с переменным успехом. Например, РСЯ с недавних пор начала размещать свою рекламу на популярных каналах. Сама Телега совсем недавно объявила, что будет делиться с доходами от рекламы, размещаемой на каналах, но для России эта тема работать не будет.

Основной источник аудитории — рекламный. Реклама бывает разной, но в основном одни каналы размещают у себя рекламу других каналов. На Дзене такое тоже практиковалось, но не скажу, что очень уж эффективно. Рынка рекламы как такового не сложилось, хотя пару небольших бирж рекламы на Дзене знаю.

😡😡 Всё дело в том, что на Дзене очень непредсказуемый трафик. Поисковый трафик ещё можно как-то предсказать, но рекомендации здесь работают хлеще, чем лотерея.

В Телеграме наоборот — очень много инструментов, связанных с рекламой. За десять лет сложилась инфраструктура: биржи, специализированные сайты и софт. Относительно недавно появилась нативная реклама, что размещает сама платформа. Telegram ads. Ходит миф, что входной билет очень дорогой — на самом деле, нет. Существует масса посредников, что может помочь с размещением рекламы там.

Как бы там ни было, рекламный рынок сложился. Так что если Вы в состоянии создавать хороший контент и набрали постоянную аудиторию — можно выходить на монету. В основном это происходит через прямые контакты с администраторами других каналов, либо через биржи. Придётся, конечно, активную переписку вести. С другой стороны, закупку и продажу рекламы можно делегировать другим людям — за процент.

Самый главный принцип, если работаете на обеих платформах: Keep your mind! Берегите свою голову, разум! (C) Игорь Кучаев, 2023
Самый главный принцип, если работаете на обеих платформах: Keep your mind! Берегите свою голову, разум! (C) Игорь Кучаев, 2023

И тут мы подходим к другому способу монетизации своих талантов в Телеграме. Необязательно вести именно свой канал. Можно быть хорошим редактором, можно стать менеджером по рекламе (покупать её или продавать для других). Можно разрабатывать инструменты для Телеги. На Дзене подобные попытки были, но в основном здесь всё по принципу «Сделай сам».

О рынке исполнителей в Телеграме

Говоря о рынке исполнителей для Телеграма, никак не могу не отметить современную деградацию людей. И на Дзене с таким доводится сталкиваться, когда читаешь безграмотные статьи, созданные без участия людей, где даже не удосуживаются нормально отредактировать или дополнить материал, но рынок, что сложился вокруг Телеграма — это дно.

🛑 Решил я обратиться на биржу с тем, чтобы мне помогли с рекламными креативами. Кто не знает, это рекламные посты, призывающие посетить тот или иной канал или сайт. Так вот, почти все тексты написаны как под копирку корявым нейросетевым языком. Самое смешное, что даже речевые обороты и эпитеты используются одни и те же.

✅ Впрочем, те, кто пишут сами, тоже особым красноречием не пользуются. На Дзене это вот не так заметно — тут всё-таки до поры до времени действовали рекомендации. А рекомендации всё-таки зависели от реакции пользователей: чем больше дочиток и лайков, тем лучше шли рекомендации. Да и языковые нейросети и алгоритмы, на которых основан Дзен, тоже неплохо проверяли тексты. Вот как ни крути, но с качеством здесь было всегда получше.

Конечно, раздражает «Интернет-мудрость» или избитые статьи на одни и те же темы. Без оригинальности. Не без этого. Но уровень чувствовался.

❗ В Телеграме с качественным контентом тоже может быть неплохо. Просто сложнее выбиться на фоне всего этого. Вовлекающие тексты не так заметны, ведь у многих читателей уже выработался такой иммунитет в Телеграме, что автоматом пролистываются и игнорируются многие рекламные посты. Да и аутентичные каналы попадаются не так часто: нет-нет, а попадаются баяны. Нет-нет, а увидишь канал, созданный специально ради денег, где о качестве и не думает никто.

Так что в Телеге приходится быть очень внимательным. Специалисты тут есть и много, но своего специалиста предстоит найти. Доверять же, распахнув душу, точно никому не стоит. Дорого обойдётся!

Мошенничество в Телеге

Вот чего точно почти не было в Дзене (или крайне мало), так это мошенников и всяких проходимцев. Нет, существовали конечно всякие манимейкеры и прочие нечестные авторы. Такое было. Хватало и тех, кому точно что-то можно было больше, чем другим. Чего греха таить, мне некоторые вещи сходили с рук на канале, в то время как другим — нет.

🥴 Но в Телеге прям сплошной обман, так называемый скам. С чем только не приходилось сталкиваться лично: и откровенный обман при оплате, и выдача себя за админов других каналов, и разводы, и привод ботов.

🤖🤖 Боты — вообще крайне занятная тема. На Дзене их тоже много, причём часть из них прикормлена была самой платформой. В прошлом, когда показы здесь ещё бывали, можно было заметить всякие странные комментарии и лайки от явных ботов. Да и поговаривают, что подписчики на Дзене по большей части рисовались платформой, для создания иллюзии, что на каналах какая-то жизнь.

Вот только в Телеге можно посмотреть, кто на тебя подписан. На Дзене подписчиков уже как несколько лет не видно, хотя было время, когда можно было увидеть не только список подписчиков, но и активность каждого из них — профили были открыты. Эх, бывали времена...

С опытом приходит иммунитет на всё это, но где крутятся деньги — там всегда всё непросто. Это закон жизни. В Телеграме деньги водятся, в отличие от Дзена. На Дзене деньги связаны с монетизацией, которая всегда работала непредсказуемо даже для больших каналов. Потому аудитория обманщиков здесь очень специфичная и небольшая. Главный нечестный участник здесь один. Все понимают, о ком я)))

Только ли рекламой можно привлечь трафик на канал в Телеграм?

✍✍ На Дзене трафик почти весь приходит из трёх источников: рекомендательная система (с ней сейчас не всё гладко; но вообще она двух видов: основная лента и лента под другими публикациями), поисковые системы (в первую очередь Яндекс), а также заходы по ссылкам. Последнее относится и к переходам внутри Дзена, и к переходам из внешних источников, коими могут быть сайты и социальные сети. Есть ещё экзотические источники вроде захода на канал через рекламные баннеры. Дзен лучшие статьи иногда таким образом крутят, но доля такого трафика совсем мизерная.

👦😎 Что в Телеграме с этим? Здесь основной источник трафика — переходы внутри самой платформы. Реклама или репосты и т. п. Рекомендательной системы толком нет, хотя попытки её создать ведутся. Кстати, небезуспешно.

✅ Поисковый трафик и Телега — вещь интересная. С одной стороны, поисковики почти не видят публикации внутри Телеграма, но могут видеть лонгриды.

Лонгриды — аналоги статей в Дзене — публикуются технически на специальных выделенных сайтах. И они уже прекрасно индексируются поисковиками. Те, кто смекнул, пользуются этим. К слову, Гугл лучше индексирует эти сайты, чем Яндекс. Так что если Яндекс — источник халявного поискового трафика для Дзен, то Гугл — для Телеги.

Есть и специальный внутренний поиск в Телеграме. Существуют и боты, что позволяют это делать эффективно. Но обычно такой инструментарий задействует небольшая доля пользователей платформы.

👉👉 Впрочем, это всё популярные способы. О них Вам расскажет любой. Есть и относительно экзотические, но работающие способы привлечения трафика в Телеграм.

Можно писать экспертные статьи и размещать их на своём сайте, а лучше в проходных местах, вроде Хабра, VC.ru, 9111.ru и так далее. Там, где на текст приходят тысячи людей. Зачастую в профиле можно указывать ссылки на свой телеграм-канал или даже в открытую писать о нём в публикации. Знал людей, кто набрал десятки тысяч подписчиков именно таким образом.

Упомянул бы в списке платформ и Дзен, если бы здесь была понятная политика с трафиком. Впрочем, на Дзене можно размещать статьи и пробовать привлекать трафик для своего телеграм-канала оттуда. Это если повезло и работают рекомендации, либо заиндексировалось что-то очень хорошо в поисковиках.

Взаимные подписки и Телеграм

На Дзене одно время были популярны взаимщики. Вообще, подобное явление практикуется и в Телеге. Выглядит, мягко говоря, не очень, но отдельные каналы таким образом пытаются влиять на свои показатели. Суть в том, что подобный способ накрутки мало эффекта даёт: в Телеграме совсем неважно, сколько подписчиков. Здесь важны средние показатели просмотров постов. Ещё отчасти считают лайки, реакции и прочую активность. Должны быть взаимки на тысячу пользователей, чтобы это имело хоть какой-то эффект.

Так что, будь то Дзен или Телеграм — не тратьте время на взаимки. В Телеграме подобное вообще считается одним из видов скама (обмана).

Предлагаю интерактив

⏩⏩ А сейчас от меня прозвучит такое предложение. Помимо обычных комментариев к этой публикации, предлагаю также указать свои телеграм-каналы, если они у вас есть. Знаю, что авторы Дзена осваивают потихоньку Телеграм. Видел даже некоторые ваши каналы. Давайте поделимся ссылками. Жду комментариев!

🎨🎨 Ну а сейчас ещё раз повторюсь. Мой новый канал находится здесь. Называется «Искусство Времени». Посвящён искусству и моим графическим работам. Кто меня читает давно, уже видел, сколько компьютерной графики сопровождало каждую публикацию. А ведь многое не публиковалось!

Заходите — жду всех в гости!

Игорь Кучаев