Найти тему

Зерновые войны ЕС

В странах ЕС не заканчиваются прения насчет беспошлинного ввоза украинского зерна. Венгрия уже заявила, что не допустит беспошлинного ввоза украинского зерна и оставит в силе односторонний запрет на его поставки, если Евросоюз не решит эту проблему.

Об очевидных причинах и скрытых смыслах происходящего рассказал профессор ГУУ Евгений Смирнов.

В свете недавних трудностей, с которыми столкнулось сельское хозяйство стран Европейского союза (ЕС), таких как негативное воздействие энергетического кризиса, он активно защищает свой рынок от импорта зерновых по демпинговым ценам.

Для России уже объявлено увеличение пошлин до уровня в 50%, что является чрезмерно высоким. Что касается Украины, вероятно, беспошлинный импорт зерновых из этой страны будет прекращен. Даже если не будут введены заградительные пошлины, то будет использован механизм нетарифного регулирования, такой как установление квот. С одной стороны, ЕС стремится продолжать проявлять солидарность с Украиной, но с другой стороны, необходимо утихомирить беспорядки и забастовки фермеров по всей Европе.

Таким образом, ситуация становится многозначной: хотя режим либерализации торговли с Украиной в ЕС продлен до середины 2025 года, сельское хозяйство некоторых стран чрезвычайно чувствительно к этому и не может конкурировать с более дешевым украинским зерном. Поэтому для таких стран, как Польша, Венгрия, Румыния, Словакия и Болгария, необходимы определенные послабления относительно режима либерализации.

ЕС постепенно вводит ограничения на дешевый украинский беспошлинный импорт сельскохозяйственной продукции, хотя на данный момент заявляет, что пошлины будут применяться только в случае превышения объемов импорта средними значениями 2022-2023 годов. Тарифные льготы вероятно будут сохранены только для незначительной части украинской продукции, не имеющей значимости на европейском рынке.

Одновременно следует учитывать, что доступ украинских зерновых к традиционным рынкам сбыта (до начала конфликта – странам Ближнего Востока и Африки) ограничен. Украинское зерно проходит через Европу транзитом, но на практике это не является полноценным транзитом, так как продукция остается на внутренних рынках стран ЕС, что серьезно воздействует на местных производителей.

Согласно правилам ЕС, все страны должны использовать единые меры торговой политики, и односторонние меры требуют строгого юридического обоснования. Например, Польша обосновывает свои действия соображениями безопасности, а Словакия – низким качеством украинской продукции, а именно превышением норм вредных веществ.

Однако ЕС полагает, что такие меры должны быть временными. Польша, Словакия и Венгрия постоянно опасаются возможности их отмены. Руководство ЕС стремится продолжать показывать, что Украина получает значительные преимущества от свободного и беспошлинного доступа к аграрным рынкам, аналогичного режиму для стран-членов ЕС.

Текущая ситуация с сельскохозяйственным импортом в очередной раз подчеркивает, как далеко находится Украина от того, чтобы когда-нибудь (пусть даже теоретически) стать членом ЕС.
И.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений, доктор экономических наук, профессор Евгений Николаевич Смирнов.
И.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений, доктор экономических наук, профессор Евгений Николаевич Смирнов.

Да уж, как говорится: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Посмотрим, чем же закончится это противостояние стран. Будем надеяться на победу здравого смысла.

А пока уделим время каналам ГУУ, ведь на них всегда свежая и интересная информация: пригласили на конкурс стипендий, внесли предложения в нацпроект и сдали кровь для наших бойцов.