Этот актёр был любим зрителями и театрами. Его хорошо принимали обычные зрители и люди, руководившие государством. Ростислав Янович был добрым человеком, очень общительным и любившим поговорить по душам. Плятт был незаменимым участником всех капустников, так как обладал превосходным чувством юмора, был хорошим другом. Плятт мог находить прекрасное в жизни и радовался этому, как ребёнок.
Известность к Ростиславу Плятту пришла уже после тридцати лет. С каждым годом количество его поклонников возрастало. Те, кто хоть раз отдавал своё сердце таланту этого артиста, не могли предать эту любовь и сильное чувство театральной привязанности.
Детские годы
Ростислав Янович появился на свет в 1908 году в Ростове-на-Дону в семье адвоката. В семь лет мальчик остался без матери, отец взял сына и переехал в Москву. В столице его отец женился второй раз.
Интересные факты
· В десять лет Ростислав с отцом был на спектакле-опере «Фауст». Там мальчик увидел Фёдора Шаляпина. Его покорил не только голос певца, но и сама атмосфера театра, перевоплощение актёров на сцене. Так Ростислав впервые и на всегда полюбил театр и остался верен ему до конца своей жизни.
· В школьные годы театр снова оказался рядом: Плятту нужно было по сценарию сыграть старика восьмидесяти лет. Он превосходно справился с поставленной перед ним задачей. Ему удалось прожить в пьесе жизнью этого человека.
· Во время Великой Отечественной войны Плятт на радио каждый день читал антифашистскую литературу. Часто перед выходом артиста в эфир объявлялась воздушная тревога. На радио шутили, что немецкое командование таким образом (нанося налёты) стремится не подпускать Ростислава Яновича к микрофону.
· Для придания солидности имени, Ростислав ещё в свои молодые годы придумал себе псевдоним: к фамилии он добавил ещё одну букву «т» и отчество изменил на производное от Ян (на польском языке так звучит имя «Иван»).
· Сначала Плятту удавались комедийные роли, намного позже он приобрёл возможность играть и драматические роли.
· Так случилось, что Ростислав Плятт в столице поменял несколько театров.
· Актёр играл во всех популярных пьесах. У него насчитывалось более пятидесяти ролей.
Фильмы и озвучивание
Первым фильмом актёра Ростислава Яновича в кинематографе стал «Подкидыш». Тогда Плятту исполнилось тридцать лет. Актёр также с успехом освоил озвучивание мультфильмов, принимал участие в постановках на радио и телевидении. Советские дети слышали его голос, когда он читал сказки и рассказы в радиопередачах.
Весь мир – театр
В семнадцатилетнем возрасте он был очень худым молодым человеком. Особо привлекательной актёрской внешностью он не обладал, но у него была своя особая харизма, которой удавалось покорять всех, кто с ним сталкивался по жизни. Парень принял твёрдое решение работать в Московском Художественном театре, а Станиславский и Чехов были его кумирами.
Во время экзаменов, которые принимал артист Василий Лужский, Ростислав получил настолько мало баллов, что его не приняли. Его подошла утешить режиссёр МХАТа Елизавета Телешева, которая познакомила с Юрием Завадским, имевшем свою студию на Сретенке.
В середине тридцатых, в годы предвоенного времени закрывались многие театры. Завадский тоже пострадал: его театр выслали из Москвы на периферию. Все артисты во главе с Юрием Завадским переехали в Ростов.
Плятту по семейным обстоятельствам вскоре нужно было вернуться в столицу, где его взяли в штат Театра Ленинского комсомола. В пьесе Константина Симонова «Парень из нашего города» Ростислав Плятт сыграл героя так, что автор оценил его игру великолепной.
Когда началась Великая Отечественная война, Актёр не покинул Москву. Он продолжал трудиться на выбранном поприще, играя на сцене и вдохновляя своим талантом москвичей, вселяя в них веру в победу над фашистами. В это время в театре ставили военные фронтовые пьесы.
Личная жизнь
Плятт был женат дважды. Первый раз он женился на своей партнёрше по театру. Актёр Плятт поселился на Большой Бронной улице с актрисой Ниной Бутовой. Их брак измерялся десятилетиями. Жена Ростислава Яновича была прекрасным и оригинальным человеком.
Случилось, что Плятт полюбил другую женщину. Людмила Маратова была женой друга Ростислава Яновича Николая Литвинова. Судьба соединила их вместе только в семьдесят лет после смерти Бутовой.
Никто никогда не обвинял Плятта в том, что он разрушил чужую семью, так как все его очень любили, и радовались, что в Людмиле он обрёл заботливую жену.
Детей у актёра ни в одном из двух браков не было.
Советский интеллигент
Ростислава Плятта узнавали на улицах. Он всегда стеснялся этого, потому что не знал, как правильно себя нужно вести с поклонниками, как отвечать на их вопросы, хотя этот человек отличался находчивостью и остроумием. Он всегда был элегантным, с тростью и в бабочке. В кино Плятт играл роли удивительных людей на площадке со знаменитыми артистами:
- · Козыревым,
- · Козаковым,
- · Штраухом.
Все эмоции своих героев Плятт играл очень правдиво, со всем своим благородством. Вспомнить, хотя бы многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны». С ролью пастора Шлага никто лучше, чем Плятт вряд ли смог бы справиться. Казалось, он свою интеллигентность передал герою, которого играл.
Ростислав Янович не всегда был человеком, который постоянно шутил и был чрезвычайно добр ко всем. Он обладал твёрдостью характера, если разговор касался талантливых людей или его друзей. Таким образом он вступался и за Марецкую, и за Бабанову, когда слышал о ком-то из них плохие отзывы других людей.
То, как театральные зрители любили Плятта – это отдельный разговор. Многие его фразы, брошенные в зал со сцены, превращались в крылатые и использовались в обычной речи. У Ростислава Яновича в спектакле «Госпожа министерша» была фраза, после которой в Москве ещё долго говорили слово «любовник» с буквой «ё» вместо «о».
С Завадским у артиста Плятта были странные дистанционные отношения. Они оба уважали друг друга, но при этом режиссёр обращался к актёру на «ты», а Плятт никогда не позволял себе такую фамильярность.
В девяностые годы интеллигенция очень изменилась, многие стали говорить, что «совковость» мешает людям жить и творить, так как они всегда думают кроме себя об обществе и государстве. Так и Плятт, думал сначала о театре и своей стране. Артист боролся за то, чтобы памятные доски имели те дома, в которых жили прославленные в мире театра и кино женщины:
- · Орлова,
- · Раневская,
- · Бабанова.
К Ростиславу Яновичу прислушивались все, многие просили о помощи. Ни он никому не мог отказать, ни ему.
Плятт получил звание Народного артиста, позже стал лауреатом Государственной премии и кавалером двух орденов Ленина. С 1989 года Плятт - Герой Социалистического Труда.
За участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны» актёру вручили орден Октябрьской революции».
Ростислав Плятт умер в восемьдесят лет, но два года до смерти он уже не выходил на сцену. Это стало для замечательного артиста тяжёлым испытанием, поскольку без театра он не представлял своей жизни. Так и произошло. Его не стало в 1989 году.