7 дней – 7 статей
МАКАРОВ, Максим. «Русский холм». La Favière : Глава 2. Фавьерское «рабство» Георгия Гребенщикова // Новый журнал. – 2024. – Март. – № 314.
Глава из готовящейся к печати книги французского исследователя Максима Макарова посвящена общине русских эмигрантов в Провансе, истории взаимоотношений писателя-сибиряка Георгия Гребенщикова, автора знаменитого романа «Чураевы», с обитателями русского поселения La Favière. Публикация содержит дневник и письма Гребенщикова.
МЯЧИН, Борис. Вечный Чаадаев // Топос. – 2024. – 1 апреля. – (Онтологические прогулки).
Пушкин – абсолютный гений, предсказавший «человека Интернета» за 170 лет до появления интернета. Это космос. И егда отверзе четвертую печать, слышах глас животного глаголющий: гряди и виждь.
ПОДОСОКОРСКИЙ, Николай. Турбулентность в головах, смена караула и власть технологий : Образ будущего в романах Виктора Пелевина: от «Лампы Мафусаила» к «Путешествию в Элевсин» // Дружба народов. – 2024. – № 3.
Статья кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника научно-исследовательского центра «Ф. М. Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН.
Tри письма князя Д. П. Святополка-Мирского // Новый журнал. – 2024. – Март. – № 314.
В анналах американской славистики имя литературного критика и историка князя Дмитрия Петровича Святополка-Мирского (1890–1939) занимает особое место. Сокращенный вариант его двухтомной истории русской литературы – настольная книга для многих поколений студентов. Публикуемые три письма относятся к золотой поре творческой деятельности Мирского, когда он обосновался в Лондоне. За это время он выпустил семь книг о русской литературе и истории по-английски; критик стал соединяющем звеном между русской литературой и англоязычным читателем. Однако в 1932 году Мирский уничтожает свой эмигрантский архив и уезжает в СССР. Его «советский» архив был конфискован при аресте князя в 1937 году. Святополк-Мирский погиб в лагере в 1939 году. При отсутствии архива Мирского, любые сохранившиеся письма приобретают ценность, дополняя наши скудные сведения о его жизни. Находка американского слависта Жоржа Широна трех писем Святополка-Мирского – подлинное открытие в истории культуры.
ФИЛИМОНОВ, Алексей. Наследие аполлинизма и дионисизма в романе Владимира Набокова «Дар» // Топос. – 2024. – 2 апреля.
В Павловском парке немало статуй Аполлона Мусагета в разном состоянии. Посетителям скорее близок Дионис, но парки ткут саван обоим. Это внезапно воскрешаемая тяжба между Дионисом и Аполлоном, мифологическими героями Петрополя. Роман Набокова «Дар» знаменует тщетную попытку русской словесности уйти от искажающих пропорций модернизма. Набоков то перенимает приемы революционного искусства, то пародирует их, словно модерн теперь принадлежит Дионису, а прежнее фрагментарно возрождаемое искусство – богу гармонии Аполлону.
Материалы о Василии Семеновиче Франке // Новый журнал. –2024. – Март. – № 314.
А. АЛЯЕВ, Геннадий. Война есть физическое проявление духовной болезни: Жизнь и война Василия Франка.
Исходным материалом данной публикации является дневник Василия Семёновича Франка (1920‒1996) – сына известного философа С. Л. Франка, ‒ который он вел в последние месяцы Второй мировой войны, находясь в рядах армии Великобритании. Из «почти убийственных дискуссий» родилось убеждение Василия в общей, коллективной ответственности за существующее зло ‒ «человечества в целом, человека как такового. Невиновных нет, и если непосредственные убийцы более виновны, то в то же время они – лишь инструменты осуществления той идеи зла, которую породило человечество, и поэтому каждый виновен в том, что не сделал достаточно для преодоления этой идеи и для предотвращения зла».
В. ФРАНК-ЛЬВОВСКИЙ, Николай. Мой отец Василий Семенович Франк в эпоху Второй мировой войны
В двух частях публикации эго-наследия В. С. Франка представлены документы, охватывающие период с 1938 по 1945 год, в течение которого и произошла трансформация юного художника в общественного деятеля и журналиста. Письма и дневник – уникальные свидетельства его личного развития на фоне исторических событий. «В духовном переживании войны, погасившей его творческую искру, можно найти ответ на вопрос о его брошенном таланте. Он многого достиг в жизни, но его записи последних дней войны – возможно, самое глубокое и пронзительное, что он когда-либо писал».
С. Из переписки Василия Франка. 1938–1944
22 письма В. С. Франка, С. Л. Франка и других членов семьи философа, периода Второй мировой войны: «В конечном итоге, я и подобные мне имеем ответственность быть людьми, и в этом качестве несем на своих плечах коллективные грехи человечества. Я принял на себя эту ответственность быть человеком. Мы все должны быть наказаны... Мы каемся за грехи наших ближних, будь то живые, мертвые или еще не родившиеся. Мы страдаем за идею зла. В конце концов должно прийти осознание коллективной ответственности за дела человеческие. Только тогда у меня появится надежда на то, что мы станем настоящими людьми и сможем решить эту вечную проблему».
ЧИЧИБАБИН, Борис. «Связать начала и концы» : Из писем к Полине Брейтер. 1977–1986 // Новый журнал. –2024. – Март. – № 314.
«Я по природе своей, по замыслу Божьему, Отцовому, по воле Его и дару Его – вот такой, какой я есть – счастливый, свободный, легкий, созерцатель, мечтатель», – писал Борис Чичибабин в письме Полине Брейтер в 1985 году. Данная публикация, составленная из писем поэта его другу, прозаику П. Брейтер, состоит из писем, созданных в путешествиях Чичибабина по Советскому Союзу. Москва, Ленинград, Прибалтика, Суздаль, Псков... В этих письмах – размышления поэта о религии, о культуре, о прошлом и настоящем, о подлинном и подложном в человеке и государстве.