Вместо пейзажей и архитектуры малых городов - арена цирка в свете прожекторов и парящие под куполом гимнасты. Культурно – просветительский проект «Русь глубинная» раздвинул творческие горизонты и подружился с цирком. Итогом коллаборации двух искусств стала художественная выставка, посвященная 140-летнему юбилею Костромского цирка. Экспозиция открылась накануне в стенах музея культурного учреждения Костромы.
«Да, цирк рисовали, о цирке писали, о цирке слагали песни, но так, чтобы такие опытные, маститые и удивительные художественные руки выходили писать в таком количестве в цирк, это случилось у нас впервые», - так эмоционально и искренне сказала о проекте «Русь глубинная» директор Костромского государственного цирка Наталья Голубева.
Как подчеркивают организаторы проекта, цирковой «пленэр» стал шестым в череде событий «Руси глубинной». До этого художники работали в Чухломе, Солигаличе, Кологриве и Нерехте. И вот впервые мастера кисти зашли в цирковое закулисье, сменив привычные природные ландшафты на совершенно иной волшебный мир, где порой одновременно царят яркий свет и полумрак, звонкий смех зрителей и полная тишина, когда все, затаив дыхание, следят за каждым движением артиста, парящего без страховки под куполом цирка.
По словам самих живописцев, этот опыт они не забудут никогда. Он был одновременно сложным и прекрасным, заставляющим выйти из зоны комфорта, увидеть обратную сторону работы «коллег» по искусству и узнать, из чего соткана неповторимая цирковая атмосфера.
«Было волшебно. Но было и очень много сложностей. Это был выход из зоны комфортно. Во-первых, освещение. Мы зависим от света. Нам нужен свет. А здесь так все волшебно…. Темно. Во-вторых, специфика того, что кто-то может попозировать, кто-то не может. Но артисты нам очень помогали. Мне девочки между репетициями бежали, позировали. Я лично влюбилась в людей, которые здесь с нами работали. Они нереальные, необыкновенные. И очень на нас похожи. И мы такие же счастливые. Мы близки», – поделилась впечатлением от работы на цирковом «пленэре» академик Российской академии художеств, заслуженный художник России и художественный руководитель пленэра «Русь глубинная» Ирина Рыбакова.
Перед началом творческой недельной смены директор Костромского цирка Наталья Голубева провела для художников экскурсию по закулисью, чтобы показать, где рождается то самое волшебство. Она рассказала об истории Костромского цирка и познакомила с артистами шоу-программы «Айсберг», которым еще только предстояло примерить на себя роль натурщиков.
«Мы на это короткое время стали по-настоящему цирковыми, погрузились в вашу атмосферу. Это необычный и оригинальный пленэр, который помогает мобилизоваться и по-другому отнестись к задаче пленэра. Для художника чем сложнее, тем лучше», - подчеркнул член Союза художников России Вадим Березовский.
В течение февральской недели костромские художники ходили в цирк. Как на любимую работу. Каждый выбрал для себя свою тему, жанр и технику исполнения этюдов. Ирина Рыбакова, например, установила мольберт за кулисами, где готовятся к своему выходу на арену артисты. Еще мгновенье, и они будут скользить по льду под аплодисменты зрителей и взмывать вверх, к куполу. Максим Михаленя взглянул на манеж с последнего высокого ряда. На арене – один из самых любимых у детворы цирковых героев – клоун. Он стоит, усыпанный золотым светом прожектора.
А вот Елену Плотникову заинтересовал цирковой реквизит, яркий и уникальный в своем роде.
«В музее представлена коллекция цирковой обуви 1984 года. Это ботинки из натуральной кожи, которые использовались в программе открытия Костромского государственного цирка «С новосельем, товарищ цирк!». Т.е. в этой обуви выступали артисты, возможно, клоуны, которые открывали новый этап в жизни нашего цирка! Сколько они видели зрителей, какие старания прикладывали циркачи, чтобы сделать программу яркой, сколько километров находили по манежу. Мне стал интересен такой натюрморт», - рассказала художник Елена Плотникова.
Портрет клоунессы Екатерины написал, пожалуй, каждый участник проекта. Настолько ярким и колоритным оказался образ красивой девушки с синими волосами, которая каждое представление радует зрителей.
Костромским живописцам позировали даже четвероногие артисты – белоснежные добрые самоеды. Анна Соболева – дрессировщица и цирковая мама пушистых собак также стала героиней этюдов художников.
«Я уже видела работы художников, нам присылают коллеги из Костромского цирка. Очень красиво! Для нас это - большая радость, потому что до этого времени такого опыта ни у меня, ни у моих артистов не было», - рассказала Анна Соболева.
Сейчас шоу-программа «Айсберг» гастролирует в Воронеже, но фигуристы, акробаты, клоуны и дрессировщики, которые стали героями полотен, постоянно следят за костромскими новостями, чтобы увидеть себя и свое искусство в ином качестве. Коллегам уже завидуют артисты цирка «Моретти», которые сегодня покоряют костромского зрителя.
«О такой коллаборации живописи и цирка мы узнали еще до нашего приезда сюда, потому что эта тема широко освещалась в СМИ. Наши артисты уже посмотрели все картины, восхитились и расстроились, что не нашу программу запечатлели. Но надеемся, что нашу программу вы посетите, и она останется такими же яркими красками в вашей душе надолго», - отметил директор программы Никита Михайлов.
Более полусотни этюдов создали лучшие костромские живописцы, описав красками не столько праздную сторону жизни цирка с цветной ватой и сладким поп-корном, сколько настоящую, порой непростую судьбу невероятно талантливых людей, для которых кочевая жизнь с трюками под куполом без страховки – это счастье.
«Мы благодарим Костромской государственный цирк за то, что гостеприимно принял нашу творческую команду и приоткрыл завесу тайны этого вида искусства. Задача проекта «Русь глубинная» - воспевать красоту родного края, популяризировать его культуру и историю через реалистическую живопись. Костромской цирк – это неотъемлемая часть культурной жизни Костромской области. Поэтому мы не могли не пойти на этот эксперимент. И думаю, у нас все получилось. Костромской цирк со 140-летней историей теперь останется и на полотнах наших художников», - подчеркнула организатор проекта «Русь глубинная» Диана Баранова.
Десять «цирковых» этюдов организаторы проекта «Русь глубинная» передадут в дар Костромскому цирку. Часть из этих работ отправится в столицу, в музей Росгосцирка. Другие портреты, натюрморты и сюжетные картины займут свое место в музее и уже навсегда войдут в славную историю Костромского цирка.