Друзья, апрельский номер журнала «Декоративное искусство СССР» за 1976 год критично рассказывал о выставке советского фаянса в Загорске Московской области. Названо большое количество произведений и имён художников. Но без фотографий. Попробую проиллюстрировать журнальную заметку. Но нужна и ваш помощь.
Чернович И. Советский художественный фаянс // Декоративное искусство СССР, 1976. – № 4 (221). – С. 16–17.
В Загорском историко-художественном музее-заповеднике, в помещении Больничных палат XVIII века, была открыта выставка «Советский художественный фаянс». В ней участвовало два завода: Конаковский им. Калинина и Краснодарский «Чайка». Старейший русский и советский фаянсовый завод им. Калинина был представлен произведениями своих ведущих мастеров – В. Шинкаренко, Н. Литвиненко, А. Хихеевой, И. Васильева, Н. Коковихина, О. Гагнидзе, Г. Белякова, В. Сергеева, В. Семёнова. Большая часть показанных работ выполнена в ставшем теперь традиционным «конаковском» стиле – гладкие, открывающие естественную красоту материала поверхности, широкие подглазурные росписи, строгая пластика формы.
В отличие от лаконичных форм и скупой росписи 60-х годов, теперь – чётко обозначившаяся в работах конановских мастеров тенденция к созданию вещей безусловно уникальных, сложных по технике исполнения, не повторимых в большом тираже.
Именно это – в лепном, хранящем следы рук великолепном парадном наборе «Розы» В. Шинкаренко, в её же лепных весёлых подсвечниках («Лев» и «Тяни-толкай»), в насыщенных по цвету декоративных изразцах и бусах.
Изыскан и одухотворен сервиз «Дачный» Н. Литвиненко, в котором тончайшая, требующая высокого мастерства и безукоризненного вкуса солевая роспись ложится на строгую, пластически выверенную форму, напоминающую тугой бутон готового вот-вот распуститься цветка.
Интересны и показательны поиски новых форм и стиля росписи у художника Н. Коковихина. Его «Набор для компота» – строго вычерченные, стремящиеся к математической чёткости формы (сферы) несут на себе многоцветную роспись натюрмортного характера, напоминающую произведения русской станковой живописи 1940-х годов. Однако и здесь не прерывается лучшая традиция конаковского фаянса: единство выразительной формы и декора предмета.
Совсем иное творчество художника В. Семёнова, очень непосредственного, глядящего на мир широко раскрытыми глазами. В его росписях травы и полевые цветы, облитые утренней росой, в них суетятся пчёлы и распускаются синие колокольчики (роспись «Блинницы», орнамент «Фруктового набора»).
А вот художник Н. Уманец (Краснодар) словно играет букетиками простеньких цветов, разбрасывая их по фаянсу в сервизе «Поляна». Однако зелень, обвивающая ручки и носики посуды, с трудом ложится на формы, словно не предназначенные для неё. Возможно, именно потому она кажется несколько надуманной.
Росписи Семёнова и Уманца лежат в русле того направления современного искусства, которое программно утверждает приоритет реалии в изображении. Отсюда пристрастие к цветочным и растительным мотивам, традиционным для украшения посуды и как нельзя более «удобным» в реализации этой тенденции.
О «почерке» Краснодарского завода говорить пока затруднительно. «Набор для окрошки» А. Петрова, «Комплект для кваса» В. Мельника сделаны в крупных, но едва ли оправданных размерах. Роспись, выполненная в серовато-голубовато-охристых тонах, как будто легка и даже гармонична, однако её «мягкость» на энергичной крупной форме оборачивается вялостью, а общий сглаженный тон колорита становится холодным и маловыразительным.
Сервиз «Горный» того же В. Мельника – совсем иное. Скорее всего, это попытка создать в фаянсе откровенно промышленную, технологичную, простую, каждодневно удобную форму. Однако и эта форма и её декор (поверхность в бусинах, сплошь покрытая глазурью) настолько рациональны, что не дают ощущения теплоты и мягкости фаянса, его природной связанности с землей (глина!) и человеческими руками, что всегда так зримо в образах конаковских вещей. Вероятно, это ещё только искания художников этого молодого завода.
На материале произведений, представленных на выставке в Загорске двумя разными заводами, весьма отчётливо видны разнохарактерные черты современного советского художественного фаянса.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив