4,6K подписчиков

Конаково против Краснодара. Критика советского фаянса

504 прочитали
Лев Солодков (модель). Вячеслав Беляков (роспись). Скульптура «Влюблённый архар». 1972. Конаково. Высота 26,5 см. Тверская областная картинная галерея / КП-15319. Госкаталог: 23223571.
Лев Солодков (модель). Вячеслав Беляков (роспись). Скульптура «Влюблённый архар». 1972. Конаково. Высота 26,5 см. Тверская областная картинная галерея / КП-15319. Госкаталог: 23223571.

Друзья, апрельский номер журнала «Декоративное искусство СССР» за 1976 год критично рассказывал о выставке советского фаянса в Загорске Московской области. Названо большое количество произведений и имён художников. Но без фотографий. Попробую проиллюстрировать журнальную заметку. Но нужна и ваш помощь.

Чернович И. Советский художественный фаянс // Декоративное искусство СССР, 1976. – № 4 (221). – С. 16–17.

В Загорском историко-художественном музее-заповеднике, в помещении Больничных палат XVIII века, была открыта выставка «Советский художественный фаянс». В ней участвовало два завода: Конаковский им. Калинина и Краснодарский «Чайка». Старейший русский и советский фаянсовый завод им. Калинина был представлен произведениями своих ведущих мастеров – В. Шинкаренко, Н. Литвиненко, А. Хихеевой, И. Васильева, Н. Коковихина, О. Гагнидзе, Г. Белякова, В. Сергеева, В. Семёнова. Большая часть показанных работ выполнена в ставшем теперь традиционным «конаковском» стиле – гладкие, открывающие естественную красоту материала поверхности, широкие подглазурные росписи, строгая пластика формы.

Валерия Шинкаренко. Штоф и бокал из декоративного комплекта «Розами». 1971. Конаково. Высота 34,7 см и 14,3 см. Тверская областная картинная галерея / Д-1276/а-б. Госкаталог: 39906633, 39906615.
Валерия Шинкаренко. Штоф и бокал из декоративного комплекта «Розами». 1971. Конаково. Высота 34,7 см и 14,3 см. Тверская областная картинная галерея / Д-1276/а-б. Госкаталог: 39906633, 39906615.

В отличие от лаконичных форм и скупой росписи 60-х годов, теперь – чётко обозначившаяся в работах конановских мастеров тенденция к созданию вещей безусловно уникальных, сложных по технике исполнения, не повторимых в большом тираже.

Валерия Шинкаренко (модель). Наталья Лепкалюк (роспись). Подсвечник «Лев». 1991. Конаково. Высота 15,5 см. Тверская областная картинная галерея / КП-15312. Госкаталог: 23223528.
Валерия Шинкаренко (модель). Наталья Лепкалюк (роспись). Подсвечник «Лев». 1991. Конаково. Высота 15,5 см. Тверская областная картинная галерея / КП-15312. Госкаталог: 23223528.

Именно это – в лепном, хранящем следы рук великолепном парадном наборе «Розы» В. Шинкаренко, в её же лепных весёлых подсвечниках («Лев» и «Тяни-толкай»), в насыщенных по цвету декоративных изразцах и бусах.

Изыскан и одухотворен сервиз «Дачный» Н. Литвиненко, в котором тончайшая, требующая высокого мастерства и безукоризненного вкуса солевая роспись ложится на строгую, пластически выверенную форму, напоминающую тугой бутон готового вот-вот распуститься цветка.

Николай Коковихин. Чаша с крышкой из набора для компота «Фрукты». Конаково. Источник: bidspirit.com
Николай Коковихин. Чаша с крышкой из набора для компота «Фрукты». Конаково. Источник: bidspirit.com

Интересны и показательны поиски новых форм и стиля росписи у художника Н. Коковихина. Его «Набор для компота» – строго вычерченные, стремящиеся к математической чёткости формы (сферы) несут на себе многоцветную роспись натюрмортного характера, напоминающую произведения русской станковой живописи 1940-х годов. Однако и здесь не прерывается лучшая традиция конаковского фаянса: единство выразительной формы и декора предмета.

Василий Семёнов. Тарелка из набора для фруктов «Весна» из семи предметов. 1976. Конаково. Диаметр 18 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 3967/6-к. Госкаталог: 29026387.
Василий Семёнов. Тарелка из набора для фруктов «Весна» из семи предметов. 1976. Конаково. Диаметр 18 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 3967/6-к. Госкаталог: 29026387.

Совсем иное творчество художника В. Семёнова, очень непосредственного, глядящего на мир широко раскрытыми глазами. В его росписях травы и полевые цветы, облитые утренней росой, в них суетятся пчёлы и распускаются синие колокольчики (роспись «Блинницы», орнамент «Фруктового набора»).

А вот художник Н. Уманец (Краснодар) словно играет букетиками простеньких цветов, разбрасывая их по фаянсу в сервизе «Поляна». Однако зелень, обвивающая ручки и носики посуды, с трудом ложится на формы, словно не предназначенные для неё. Возможно, именно потому она кажется несколько надуманной.

Росписи Семёнова и Уманца лежат в русле того направления современного искусства, которое программно утверждает приоритет реалии в изображении. Отсюда пристрастие к цветочным и растительным мотивам, традиционным для украшения посуды и как нельзя более «удобным» в реализации этой тенденции.

О «почерке» Краснодарского завода говорить пока затруднительно. «Набор для окрошки» А. Петрова, «Комплект для кваса» В. Мельника сделаны в крупных, но едва ли оправданных размерах. Роспись, выполненная в серовато-голубовато-охристых тонах, как будто легка и даже гармонична, однако её «мягкость» на энергичной крупной форме оборачивается вялостью, а общий сглаженный тон колорита становится холодным и маловыразительным.

Василий Мельник, Нина Алексеева. Кофейник из сервиза «Вечерний». 1972. Краснодар. Высота 24,8 см. Калининградский областной музей изобразительных искусств / П-182. Госкаталог: 8336144.
Василий Мельник, Нина Алексеева. Кофейник из сервиза «Вечерний». 1972. Краснодар. Высота 24,8 см. Калининградский областной музей изобразительных искусств / П-182. Госкаталог: 8336144.

Сервиз «Горный» того же В. Мельника – совсем иное. Скорее всего, это попытка создать в фаянсе откровенно промышленную, технологичную, простую, каждодневно удобную форму. Однако и эта форма и её декор (поверхность в бусинах, сплошь покрытая глазурью) настолько рациональны, что не дают ощущения теплоты и мягкости фаянса, его природной связанности с землей (глина!) и человеческими руками, что всегда так зримо в образах конаковских вещей. Вероятно, это ещё только искания художников этого молодого завода.

Эмма Туркова, Василий Мельник. Кофейник. 1966. Краснодар. Высота 18,2 см. Новосибирский государственный художественный музей / ПИ-850. Госкаталог: 19340774.
Эмма Туркова, Василий Мельник. Кофейник. 1966. Краснодар. Высота 18,2 см. Новосибирский государственный художественный музей / ПИ-850. Госкаталог: 19340774.

На материале произведений, представленных на выставке в Загорске двумя разными заводами, весьма отчётливо видны разнохарактерные черты современного советского художественного фаянса.

Негатив. Василий Мельник. Сервиз «Черноморский». Краснодар. Фототека НИИХП. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КП-33448/23431. Госкаталог: 27208158.
Негатив. Василий Мельник. Сервиз «Черноморский». Краснодар. Фототека НИИХП. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КП-33448/23431. Госкаталог: 27208158.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив