Найти тему
History News

«Давайте дружить, а не воевать!» — Почему немецкому летчику не удалось наладить отношения между странами и что с ним стало?

Оглавление

Матиас Руст — немецкий летчик-любитель, который своим полетом на Красную площадь хотел призвать страны к созиданию и дружбе, но его поступок был расценен как провокация западных спецслужб. Так ли это на самом деле и какие истинные цели преследовал молодой летчик?

Молодой летчик Матиас Руст на Красной площади
Молодой летчик Матиас Руст на Красной площади

Молодой пацифист Матиас Руст

Матиас Руст родился в классической немецкой семье, отец всю жизнь работал инженером-электриком и любил все, что связано с авиацией. Как-то раз он подарил сыну полет с инструктором, после которого Матиас проникся авиацией и решил пойти обучаться на пилота-любителя.

На момент вылета в Москву Руст налетал порядка 50-ти часов, что является минимальным опытом, и он сомневался, что у него хватит навыков для такого полета, но, тем не менее, решился.

Москва стала для Матиаса целью уже после того, как прилетел на встречу Горбачева и Рейгана в Исландии , которая должна была стать прорывом в вопросе ядерного разоружения, но так и не стала. Такой исход встречи разочаровал Руста, и в этот момент он принимает решение лететь в столицу СССР для того, чтобы «создать воображаемый воздушный мост между Востоком и Западом, а также показать народам СССР стремление ФРГ к миру» — цитата Матиаса

После встречи Руст отправляется в Хельсинки, там подробно изучает карту СССР, и готовиться к своему главному полету в жизни. Карту можно было долго не изучать, потому как маршрут был чуть ли не по прямой из Финляндии до Красной площади

Встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике
Встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике

Полет нормальный

Подготовка, проверка, вылет — Руст отправляется в СССР. Он ориентировался по компасу и озерам, и в какой-то момент самолет Руста заметили дежурные советского зенитно-ракетного дивизиона, но команды на уничтожение борта так и не было.

Советские системы ПВО наблюдали за нарушителем на протяжении практически всего его маршрута в 1130 километров. Один раз его приняли за стаю перелетных птиц, в другой раз спутали борт Руста с аналогичным советским самолетом Як-12, отклонившимся от курса.

Когда Руст достиг Московского округа ПВО, его все-таки опознали как нарушителя, но почему-то не стали докладывать о нем руководству. В это время в округе шла работа по контрольным целям, и информации о нарушителе режима полетов не придали значения.

Такую осторожность можно объяснить тем, что в истории уже были случаи, когда сбивали подозрительный объект, а потом оказывалось, что это были пассажирские самолеты, отклонившиеся от курса. Этот отрицательный опыт был на руку Русту, за которым просто наблюдали

Самолет Матиаса Руста на фоне Храма Василия Блаженного
Самолет Матиаса Руста на фоне Храма Василия Блаженного

И вот Матиас Руст добрался до своей заветной цели — Красная площадь. Первыми, кого встретил пилот, были воодушевленные прохожие, которые не могли и вообразить, что такое возможно — увидеть самолет на главной площади страны. Они начали подходить к Матиасу, пытались с ним заговорить, но языковой барьер не позволил им пообщаться.

Менее чем через пол часа к Матиасу прибыли уже правоохранительные органы, его задержали и вскоре арестовали : у советских органов вполне предсказуемо оказалось много вопросов к иностранцу.

На допросе Руст говорил, что его полет — это жест доброй воли, который преследует пацифический мотивы, призывая страны не конфликтовать, а жить в мирном согласии.

Большинство высокопоставленных советских военных в пацифистскую версию полета Руста не поверили и посчитали это спланированной акцией западных спецслужб для дискредитации советской армии

Суд и свобода

Не смотря на все попытки Матиаса доказать свою непричастность к политическим структурам своей страны и отстоять позицию пацифизма, в его сторону начинается судебное дело, обвинив Руста в незаконном пересечении воздушной границы, нарушении международных правил полетов.

Матиасу огласили приговор — четыре года лишения свободы, но провел за решеткой всего 14 месяцев. Запрос на освобождение летчика поступил от канцлера ФРГ Гельмута Коля, который лично попросил помилования у Михаила Сергеевича, и тот дал добро, после чего Матиас Руст был отправлен на родину.

Почему Михаил Горбачев отпустил Руста неизвестно, это не был обмен, его просто отпустили. Также не совсем ясно для чего Гельмуту нужен был этот летчик

Аэропорт Франкфурта, куда прилетает Матиас Руст после освобождения
Аэропорт Франкфурта, куда прилетает Матиас Руст после освобождения

По возвращении в Германию Руст стал настоящей знаменитостью, хотя многие осуждали его безрассудный поступок. Он написал автобиографию "Одиссея маленького летчика", которая стала бестселлером. Его история была экранизирована в фильме и документальных лентах.

В дальнейшем Руст сменил несколько профессий : работал таксистом, коммивояжером, занимался мелким бизнесом. В 2009 году он безуспешно пытался баллотироваться в Европарламент. В настоящее время Матиас Руст живет на севере Германии, владеет небольшим предприятием по грузоперевозкам и по-прежнему увлекается авиацией в качестве хобби.

Его легендарный перелет в Москву остается одним из самых громких и курьезных инцидентов времен Холодной войны. Хотя поступок Руста многие сочли безрассудным, он вошел в историю как смельчак, бросивший вызов "железному занавесу"