«Рони, дочь разбойника», 2024. Темные века сильных женщин

394 прочитали

В конце марта 2024 вышел ожидаемый многими (хотя, например, я не знал об этом новом проекте) сериал «Рони, дочь разбойника». Это, кстати, шведский проект, режиссера Лизы Джеймс-Ларссон.

Конечно, самый любимый из героев Астрид Линдгрен, у нас Карлсон, но и у Рони также есть серьезная степень известности. Разумеется, я читал в детстве эту книгу, потом перечитывал уже со своими детьми, но… Книга есть книга. Скажем так, она для младшего (ну, может быть, чуть-чуть сверху) возраста. Повесть великолепна, так как упор в ней делается на дружбу Рони и Бирка, лес, волшебных существ, склоки разбойников между собой, но вот при создании сериала, режиссеру и сценаристу неизбежно пришлось отвечать на недетские вопросы.

Фентезийный авторский мир существенно пришлось расширять и углублять. Еще бы - растянуть на 12 заявленных серий небольшую повесть для дошкольников в любом случае бы не получилось. Итак, оригинальная история дружбы Рони и Бирка, детей разбойничьих атаманов, известна, что же здесь нового? Одного леса, пусть даже с волшебными существами (а вот они получились очень неплохо) и свар между разбойниками, уже явно недостаточно. Ведь маленьким детям всякие там разбойники интересны сами по себе, это декоративный элемент, а вот взрослые, которые читали книжку в детстве и дети старше 10 лет (то есть, целевая аудитория сериала) будут задаваться более сложными вопросами.

Почему всё-таки враждовали Маттиас и Борка? Почему купцы продолжают ездить через этот разбойничий лес и куда они, собственно, едут? Кто такие фогт и его солдаты, эти-то где обретаются, их уже нельзя преподнести, как обезличенных персонажей. И, самое главное, вопрос морали – грабить, мягко сказать, нехорошо, что с этим будем делать? Одной клятвы Рони и Бирка не быть разбойниками в будущем как-то маловато. И сдается мне, режиссер ожидала именно этих вопросов и порой отвечала на них с опережением.

Рядом с лесом стоит деревня мирных земледельцев и мастеров, туда-то и едут купцы. И да, разбойничать – это злое и подлое дело, режиссер здесь не собирается лукавить. Если в детской книжке Рони узнает о славном бизнесе своего любимого папаши, так сказать, в теории, то в сериале ей преподают практический урок. И это довольно сильная сцена, пожалуй, по накалу драматизма, сильнейшая за все шесть серий.

Всё, сказка убита чуть дрогнувшей рукой (насколько это сейчас возможно в полудетском фентези), но иначе было нельзя. Разбойники они, знаете ли, не в бирюльки играют и не рассказывают добрых сказок. Мир Рони разбился вдребезги, когда она воочию увидела боль и горе простых людей, у которых ее папаша с товарищами отнимают последнее. Да, не убивают, но в поселке неурожай и голод и, в частности, именно из-за разбойных налетов.

Но действие рождает противодействие, если уж мы уходим из сказки в «реализм» неких застывших во времени «Средних веков». А еще, если Рони и Бирк – положительные герои, то им нужны и антагонисты. Таковые вроде бы имеются, однако, главные герои пока не вступают с ними в противоборство, тут как-то скользко… Ведь «антагонисты» по логике сюжета противостоят разбойникам, силы правопорядка – деструктивным личностям. Логически и морально, правда на стороне «антагонистов», и поэтому режиссеру пришлось крутить и хитрить. Ведь сделай тех, кто против разбойников, хотя бы просто нейтральными, пусть и тупыми – симпатии зрителей качнутся на их сторону. Эврика! Они должны быть с гнильцой.

Итак, в главе деревни (хотя в рамках мира селение правильнее было бы именовать даже городом) стоит пожилая и честная (пока без подвохов) женщина. Хоть должность ее и не называется, но, насколько я понял, это что-то вроде выборного мэра. Ей же подчиняется и начальник стражи (это я его так назвал, так как не знаю, что за должность у него в оригинальном тексте сериала – фогт, как и в книжке?). И вот тут режиссер попала, как мне кажется, в ловушку демократии. Князя вам или барона, с дружиной доброй надобно. Городок-то у вас вольный? Ну и что, как оно на воле-то? Поэтому вас лихие людишки и кошмарят – сильной руки нет.

Что с того, что мэр честная и порядочная – стража, которая ей вроде бы подчиняется, насквозь коррумпирована, мэр это знает почти наверняка, но, странно, поделать ничего не может. Начальник стражи берет взятки с разбойника Борки (за счет награбленного, разумеется), делится с подчиненными и банду Борки не трогает. Вот только когда мэр начальничку пригрозила смещением с должности, да и намекнула, что знает о его темных делишках, тот «разорвал договор» с Боркой и напал на логово разбойников. Так, кстати, разбойники Борки и поселились в замке Маттиаса. А награбленную «казну» Борки, глава стражи сам, в свою очередь, упер и загнал скупщику краденного.

И тогда мэр призывает на помощь двух суровых воительниц и охотниц на разбойников – Капу и ее младшую сестру. Теперь в городе новый шериф. Что-то в сериале подозрительно много сильных женщин (начиная с режиссера). Капа очень и очень непроста, это вам уже не проворовавшийся «фогт». Сразу видно – дама жизнью битая и со шлейфом каких-то тайн. Капа явно из благородных, как минимум из «хорошей семьи». Но … с гнильцой, так по сюжету нужно, чтобы зритель к ней душой не прилипал. С другой стороны, младшая сестра Капочки, девушка хорошая и отзывчивая.

Сюжет вынужденно дает некоторые сбои – сериал ведь нельзя быстро закончить (у нас еще вторая часть впереди), и потому очень странно, что бывалая воительница Капа торчит в деревне почти год и почти ничего не делает. То есть, вначале она провернула неплохую комбинацию (однако, несколько натянутую логически), а потом внезапно встала, как вкопанная. Дальнейшие планы у Капы оказались простоваты и незатейливы – поймать Рони и Маттиас сам сдастся. Странно, что зимой вообще жизнь замерла – и разбойники не разбойничают, и Капа их не ловит, весны с сестричкой ждут и крестьянские харчи зря проедают. Прямо Муми-тролли какие-то, в спячку впали.

Не понравилось, однако, что быстро слили «неверного шерифа», но возможно, режиссер приберегла его для второй части, ведь нам не показали, что этот взяточник точно и стопроцентно окочурился.

А вот с разнообразием, без которого современному европейскому сериалу не обойтись, режиссер, по моему мнению, дала маху ненароком. Или она это специально? В банде Маттиаса тусуется чернокожий разбойник (с дредами, а как же, без них никуда) и только я насторожился: в шайке, значит, есть чернокожий, а среди мирных пейзан, стало быть нету? Ага! И тут бац – вот он мирный и нищенствующий поселенец, зовут то ли Дьегу, то ли Тьегу. Я не очень разбираюсь в шведских именах, но это явно что-то португало-бразильское, да и прическа оттуда же. В общем, странно у режиссера как-то получилось – из однозначно положительных чернокожих персонажей в сериале только сестра Дьегу. Можно и на орехи получить – за «недобор», и за то, что чернокожие здесь разбойники.

В конце марта 2024 вышел ожидаемый многими (хотя, например, я не знал об этом новом проекте) сериал «Рони, дочь разбойника». Это, кстати, шведский проект, режиссера Лизы Джеймс-Ларссон.-6

Первая часть кончается на полуслове, продолжение ждет нас в конце этого же года. К разборкам Маттиаса и Борки прибавится другая, неожиданная для них распря – за грехи отцов придется ответить. Во всяком случае, за эти грехи попытаются призвать к ответу. Есть у меня догадка и по поводу замка разбойников… Ведь он же не всегда был разбойничьим? Куда делись те сеньоры, которые были его настоящими хозяевами?

Проект мне, если серьезно, приглянулся, пять серий я просмотрел за один вечер на одном дыхании, лишь на последнюю, шестую серию, времени не хватило, но не удержался – и «перелистнул» к финалу.