О Японии древних времен рассказать можно мало что, ведь у народа того времени отсутствовала письменность. Однако все любители страны восходящего солнца должны быть благодарны историкам периода китайской династии Вэй. Именно они в III веке создали так называемую «Хронику о восточных варварах», среди которых отмечен народ под названием «ва».
Общие сведения из хроники Вэй.
Что же можно сказать о народе «ва»? В первую очередь то, что в их обществе процветал патриархат. Также воины преимущественно использовали не мечи, а копья. Климат в стране отмечен как теплый и приятный, а почва – плодородной. Поэтому жители занимались выращиванием злаков и овощей.
Интересно, что в народе «ва» нормальным считалось многоженство. Даже бедные мужчины могли содержать по крайней мере две жены, для богатых престижнее было жениться и до шести раз. При этом жены были скромными и сдержанными, подобный порядок вещей воспринимали без соперничества и ревности.
Одежда делалась из горизонтальных полос ткани. Вместо платков женщины обматывали головы собственными волосами, а в качестве косметики использовалась киноварь.
Преступления в те времена были редкостью. Наказанием за воровство часто служило то, что преступника продавали в рабство вместе со всей его семьей. За более серьезные проступки смерть также грозила не только провинившемуся, но и всей его семье.
Сохранилась информация и о некоторых обрядах народа «ва». Например, перед выходом корабля в море, один из участников команды некоторое время соблюдал пост, не купался и не расчесывался, не проводил время с женщинами. Если же плаванье заканчивалось неудачей, этого человека казнили, ведь считали, что он тайком нарушил какие-либо правила. Что до похоронных церемоний, покойника не хоронили 10 дней. Все это время семья также постилась и оплакивала умершего.
Первая женщина во главе Ямато
Из той же хроники известно, что в период 147-190 гг. в государстве велась внутренняя война между благородными господами. В конце концов все закончилось перемирием, а на престол решено было провозгласить правителя, который бы устроил каждого. Таким образом официальным главой страны стала шаманка по имени Химико. Отмечено также, что девушка была нетронутой. Народ «ва» считал, что лучше всего справляться с нечистыми силами с помощью шаманизма могут именно девушки, а чистота тела в разы увеличивала сверхъестественные способности.
Таким образом, главой государства, которое позже будет называться Ямато, стала императрица Химико. Из хроники Вэй известно, что жила она в большом дворце с тысячью служанок, но при этом вела затворнический образ жизни. Видеть императрицу обычным людям запрещалось. Ведению государственных дел помогал брат шаманки, взявший на себя обязанности посредника. Только он мог входить в покои правительницы и затем объявлять народу ее волю.
Некоторые предположения.
На первый взгляд тот факт, что в стране, которую всегда возглавляли мужчины, на престол была избрана женщина, пусть и шаманка, выглядит абсурдно и странно. Однако многие считают это определенным компромиссом и безопасным вариантом разделения власти среди мужчин. Завершив утомительный конфликт, представители благородной крови все же получили таким образом возможность управлять народом и вести государственные дела «именем императрицы».
Интересно, что такой вариант системы правления проявил себя снова в XII веке, когда действующий император, по сути, ничего не решал, а вся власть была сосредоточена в руках сегуната. Ситуация оставалась неизменной до второй половины XIX века, когда правитель по имени Мейдзи свергнул тогдашнего сегуна и вернул власть императорской семье.
Внешняя политика государства Ямато
В 239 году Химико отправила в Китай послов с данью и получила от тамошнего правителя щедрый подарок в виде титула – «Вана японцев, вторая Вэй» – а также сотни бронзовых зеркал.
Почему же китайцы называли их именно народ «ва»?
Иероглиф «Ва» (倭) имеет значение «низкорослый человек». По сути, Китай буквально называл Японию страной карликов. Это звучало не слишком уважительно, но от правителей того времени вряд ли стоило ожидать чего-то иного. Ведь сами китайцы называли свою страну «Чжунго» (中国) в значении «Срединное царство». Иначе говоря, они, обладавшие довольно обширной территорией, были центром мира, а все иные мелкие государства – просто землями варваров.
После выхода на международную арену, Ямато пришлось подчиниться Китаю для успешного выстраивания торговых и других отношений в Восточной Азии. Дело в том, что Китай начинал переговоры с главами других стран только при условии, что те признают главенство китайского императора и уплатят дань. В ответ же иностранный государь получал разрешение на торговлю с Китаем и политическую поддержку.
Далее в истории Ямато наступает пробел. Новая информация об этом государстве появится только через столетие, когда оно начнет вмешиваться в политику первых корейских государств. В IV веке страна попыталась взять под контроль хотя бы некую долю в Южной Корее, через оказание военной поддержки государству Пэкче, которое вело войну против остальных двух древних государств – Когуре и Силлы. В V веке японцы основали колонию в южной части корейского полуострова.
400 год имеет особую важность, ведь именно тогда в Ямато из Пэкче прибыла делегация ученых послов. Они поделились не только общими знаниями, но и письменностью. Именно тогда древняя Япония начинает пользоваться китайской иероглификой, которая в будущем будет адаптирована для создания собственной японской письменности.
Первое время народ Ямато все еще продолжал использовать китайский иероглиф «Ва», однако спустя время было принято решение заменить «Ва» на 大和, что имеет прочтение «Ямато» и значение «Великая гармония». Современное же название «Япония» или «Страна восходящего солнца» государство Ямато получит только ближе к концу VII века.
Влияние религии на политическую ситуацию
После начала активного взаимодействия с Кореей, Ямато получили не только новые знания, но и новую религию – Буддизм. Примечательно, что изначальной верой японцев был синтоизм. Особую роль новая религия сыграла в 552 году, когда Силла уничтожила Пэкче и отняла у Ямато полученную ими ранее часть корейской территории.
Однако, при чем тут религия? Дело в том, что, когда государь Пэкче просил у Ямато военной поддержки, он отправил вместе с традиционными дарами также бронзовую статую Будды и святые писания. Именно эти два элемента поспособствовали распространению буддизма среди благородных японских кланов. Один из них – клан Сога – разместил статую иноземного божества прямо в синтоистском храме. Это вызвало гнев двух других авторитетных кланов – Накатоми и Мононобэ.
Признание буддизма как второй официальной религии.
После того как Ямато проиграл Корее, упомянутые два клана единогласно объявили, что виновато в этом поражении именно появление буддизма. Боги синто якобы разгневались на японцев за предательство веры, и таковым стало их наказание. В результате приверженцы бунтовщиков выбросили бронзовую статую в водный канал и это спровоцировало начало гражданской войны.
Она продлилась до 587 года, и победу одержал клан Сога, поддерживаемый буддистами. С большой вероятностью исходу войны посодействовало и влияние клана на императора. Когда случилась вспышка моровой язвы, Сога вместе с буддийскими монахами убедил императора Ямато принять новую веру. Вполне вероятно, что именно после этого победа над синтоистами стала лишь вопросом времени.
В конце VI века буддизм стал частью буквально каждой сферы жизни народа Ямато. Он распространился настолько, что даже отнял у синтоизма статус основной религии.
Клан Сога, также увеличивший свое влияние, получил значительную поддержку со стороны некоторых чиновников из Китая и Кореи. Те кланы в Ямато, которые отличались длинной родословной, поддерживали синтоизм главным образом потому, что верили – их род берет начало от древних богов. Именно это давало им право на власть. Буддизм же поспособствовал централизации и укреплению той власти, где наличие богов в родословной совершенно не влияло на место в иерархии.
Кроме того, клан Сога получил право отправлять дочерей своего дома в качестве жен для императора. Благодаря этому он получал определенный контроль. Когда дочь клана Сога рожала императору наследника, ее отец получал статус регента, что предоставляло ему огромную власть и влияние. Этот период продлится почти сотню лет и в дальнейшем станет известен как «Диктатура клана Сога».
Готовлю для вас материал про диктатуру клана Cora, подпишитесь, чтобы не пропустить!