Найти тему

Как мотивировать людей идти в науку?

В этой статье о моем магистерском исследовании: что движет людьми, когда они выбирают делать карьеру именно в науке? И почему тааааак сложно было исследовать людей, которые исследуют с какими трудностями я столкнулась, исследуя людей, занимающихся научными исследованиями?

Перед тем как поговорить о высоком — о мотивации выбора науки как профессии — поговорим о более простом...

14 декабря 2023. Процесс защиты магистерской диссертации и присвоение мне квалификации магистра психологии в ДГТУ
14 декабря 2023. Процесс защиты магистерской диссертации и присвоение мне квалификации магистра психологии в ДГТУ

Проза жизни 🙂

Выпускник магистратуры по направлению консультативной психологии (кое я и оканчивала в ДГТУ), должен написать выпускную квалификационную работу — ВКР или диплом, и ее суть — психологическое исследование по средствам тестов и опросов выборки людей, объединенных какой-то одной особенностью, с целью нахождения взаимосвязей между какими-то параметрами и этой особенностью.

Поэтому нужно понимать: что, на ком и зачем будет исследоваться. Обычно студенты думают о том, что будет исследоваться. Для магистерского исследования нужно ~100 человек, объединенных одним параметром. Поэтому встает вопрос: где же их взять? Я, как человек практичный, пошла от другого: на ком я буду исследовать и какая база людей мне уже доступна.

С 2018 года я веду свой проект в Фонде Траектории. За время его существования я подготовила к публичным выступлениям 309 молодых ученых. Это означало, что я обладаю базой из 309 Telegram аккаунтов лояльных мне людей, знающих меня лично, которые объединены одним общим фактором: они все занимаются наукой (если не успели уйти из нее).

Так я определила базу, на которой потом проводила исследование — "молодые ученые" (— лица до 35 лет, занятые научными исследованиями вне зависимости от наличия ученой степени). Дальше оставалось понять, что и зачем я буду исследовать.

21-22 мая 2023. Веду свой курс «МОЯ ЛУЧШАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ» в формате оффлайн тренинга в Москве на базе офиса Фонда Траектории
21-22 мая 2023. Веду свой курс «МОЯ ЛУЧШАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ» в формате оффлайн тренинга в Москве на базе офиса Фонда Траектории

Что вдохновило на выбор темы

В послании Президента РФ Федеральному собранию 2020 года было отмечено, что к 2025 году необходимо добиться, чтобы каждый второй ученый был моложе 40 лет.

Что это означает?

На созданные рабочие места необходимо привлечь молодежь, увлеченную занятиями наукой.

Для этого важно понимание глубинных мотивов людей, выбирающих науку в качестве призвания. Это понимание поможет:

  • улучшить процесс привлечения студентов к научно-исследовательской работе в университете,
  • создать меры поддержки для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.

Второй пункт не менее важен, чем первый, потому что важно не только привлечь новые кадры, но и удержать их в профессии дальше. Потому что ученый в 40 лет — человек, который все предыдущие 22 года тоже занимался научными исследованиями, а не стал ими заниматься резко в 40 лет.

Несмотря на проводимые исследования и существующие меры поддержки молодых ученых, в России наблюдается дефицит квалифицированных научных кадров. Согласно статистике, ежегодно число исследователей в стране преимущественно сокращается (на 20% за последние два десятилетия), особенный отток наблюдается среди молодых кадров.

Поэтому я приняла решение внести свою лепту: исследовать мотивацию выбора науки как профессии в качестве выпускной квалификационной работы на степень магистра психологии в ДГТУ (под руководством к.п.н. Колёновой Анастасии Сергеевны).

Какова была цель? Выявить взаимосвязь между психологическими аспектами личности и склонностью к работе в науке.

Технические моменты исследования и сопутствующие проблемы 🤣

Как я писала выше: научное исследование в психологии предполагает определенным группам лиц проходить психологические тесты для интерпретации результатов и выявления закономерностей.

Какие тесты использовала:

Почему именно эти? Людей тяжело мотивировать пройти какие-либо опросы. Это факт. Поэтому на вопрос "А почему вы выбрали именно эти опросники", можно придумать что-то красивое, а можно сказать правду: я выбрала релевантные моей теме пять тестов с интересными вопросами, прохождение которых суммарно должны занять у человека до 20 минут — поэтому их пять, и они именно такие.

Как попросить людей пройти опросы? Как сделать так, чтобы люди прошли опросы? Написать каждому в личку. Да-да, выставить в сториз сообщение "пожалуйста, пройдите" не работает (проверено не только мной). Работают только адресные просьбы.

Какое сообщение я отправляла, на которое мне среагировал и прошел тестирование каждый второй, кому отправила:

  • Привет!) Мы встречались там-то и там-то.
    Сейчас я исследую мотивацию людей выбирать науку как профессию в рамках своей магистерской по психологии. Для этого я провожу тестирование: пять тестов, суммарно занимающие до 20 минут. Финальные результаты будут обобщены и анонимизированы. Тесты можно сделать в удобное время, желательно до конца этой недели.
    Мне не хватает респондентов и среди ученых, и среди тех, кто не занимались никогда наукой. Готов ли ты помочь мне и принять участие в опросе, пожалуйста?

Еще одна проблема. Пришлось менять схему исследования уже после ее утверждения. Изначальная идея была сравнить студентов-ученых и маститых ученых после 40 лет, которые давно занимаются наукой и почти точно не уйдут из нее. С последними оказалась большая неожиданная проблема: недоверие к психологии как к науке в целом. В силу моего физ-мат прошлого в основном маститые ученые были технарями. Они мне прямо дали понять: проходить ничего не собираются, потому что это бесполезно с их точки зрения. В итоге из желанных 40 респондентов, я смогла "уломать" только восемь человек, и эту затею пришлось оставить.

И последнее :) Меня несколько раз подмывало написать "кам он! не я составляла эти тесты!", потому что люди начинали мне предъявлять за какие-то формулировки в методиках. Про то, что отдельные респонденты иногда выбирали по несколько вариантов ответов вместо одного из принципа, я вообще молчу. Казалось бы, и бог с ними, но... когда нужно обработать быстро больше сотни анкет, бесят такие штуки до жути.

Кто принимал участие в тестировании

  • Молодые люди от 19 до 33 лет, занимающиеся научными исследованиями в России на момент прохождения опроса.
  • Контрольная группа — люди, никогда не занимавшиеся научными исследованиями.

Группа ученых была разделена на три подгруппы в зависимости от степени их уверенности в желании остаться в науке после магистратуры или аспирантуры:

  1. Ученые типа A: утверждают, что планируют продолжать заниматься наукой после окончания университета.
  2. Ученые типа B: сомневаются в решении остаться в науке или уйти из нее.
  3. Ученые типа C: утверждают, что намерены точно уйти из науки.

Ученые были в основном из технических и естественно-научных направлений, потому что большинство респондентов были слушателями моего курса в Фонде Траектории, который ориентирован в меньшей степени на гуманитарные специальности.

🔺 Результаты и выводы исследования

🔺 Роль родителей. На ученых всех трех типов было оказано небольшое влияние родителей в выборе профессии в формате «близкий взрослый», с кем подросток мог посоветоваться в доверительном диалоге, необходимого для дальнейшего формирования собственной позиции по выбору карьерного трэка.

🔺 Престижно ли быть ученым по мнению самих ученых? Чем больше человек высказывал желание оставаться в науке, тем уверенно-положительнее респонденты отвечали на вопросы, связанные с внутренней оценкой в вопросах:

  • престижности профессии ученого,
  • понимания профессии с точки зрения карьерного роста,
  • самоидентификации с ней, оценивая свою компетентность, самостоятельность и принадлежность к группе "ученых".

🔺 Про самовосприятие: субъект или объект событий? Сталкиваясь с реальностью работы в научных коллективах, ученые типа A начинают меньше ощущают способность оказать влияние на происходящее и больше ощущают влияние окружающего на себя, что может заставлять их покидать сферу исследований.

🔺 Про студенческую науку. Среди программ развития молодежной науки есть студенческие научные общества (или кружки, СНО и СНК) — тематические объединения студентов, увлеченных наукой. Казалось бы, что там должны участвовать студенты, которые хотят всерьез заниматься наукой. Но нет. Лидирующее значение по наличию опыта участия в таких объединениях у ученых типа B. Это может объясняться их поисками себя в науке и избеганием работы с научным руководителем до формального момента наступления распределения по научным группах. Низкие показатели вовлеченности в студенческие научные общества у респондентов других групп, вероятнее всего, связаны с более рациональным вложением своих сил: они идут напрямую заниматься научными исследованиями в научные группы.

🔺 Про сомнения: уйти из науки или в ней остаться. Толерантность к неопределенности — способность человека выдерживать неопределенные обстоятельства, продолжая жить свою жизнь и действовать как хочется. Тестирование показало, что внутреннее решение уходить или оставаться в науке у ученых типа B уже принято (и это решение — уходить из нее). Однако, оно не принято психикой как финальное. Это объясняется спадом толерантности и росте интолерантности к неопределенности. Оно заставляет ученых типа B всё оставлять как есть и не предпринимать конкретные действия по уходу из науки.

Сверху: Отношение респондентов к неопределенности – толерантность, интолерантность или нейтральный статус (ось абсцисс – название группы респондентов, ось ординат – число респондентов, принадлежащих к одному из трех статусов). Снизу: Профиль в виде лепестковой диаграммы, отражающий особенности социально-психологических установок (цифрами обозначены степени выраженности от 0 до 8 каждого вида ориентаций на что-то)
Сверху: Отношение респондентов к неопределенности – толерантность, интолерантность или нейтральный статус (ось абсцисс – название группы респондентов, ось ординат – число респондентов, принадлежащих к одному из трех статусов). Снизу: Профиль в виде лепестковой диаграммы, отражающий особенности социально-психологических установок (цифрами обозначены степени выраженности от 0 до 8 каждого вида ориентаций на что-то)

🔺 Что важнее: процесс или результат? Ориентация (нацеленность) на какой-то мотив — это важность для человека какого-то мотива в принятии решений и выборе паттерна поведения.

До начала исследований у нас было предположение, что ученые типа A будут более результативны (по числу публикаций и выступлений на научных конференциях), чем ученые типа C.

Результаты показали, что ученые типа C не менее продуктивны в науке, чем ученые типа A. Чем это объяснялось? Результативность у ученых группы A связана интересом к исследованиям в целом (несмотря на то, что они ориентированы больше на процесс, чем на результат). У ученых группы C – с ориентацией на результат: не смотря на желание покинуть науку, они публикуют статьи и выступают на конференциях из-за склонности к завершению дел.

Мы предположили, что увеличенному показателю результативности у ученых C способствует еще одна из причин:

  1. (ситуативное изменение показание ориентации на результат) Желание закончить начатые исследовательские дела перед уходом из науки ИЛИ переключения на подготовку к новой профессии после завершения карьеры ученого, например, прохождение дополнительных курсов или подработка.
  2. (ориентация на результат как глубинный мотив) Если в человеке есть желание результата от своих действий, но он не видит доступных возможностей достигнуть их в фундаментальной науке, то человек уходит из нее в коммерцию или прикладную науку (в открытом вопросе респондент отмечал: «Не вижу смысла в своей работе: что-то изобретаешь, придумываешь, а в итоге все это оказывается «на полке», внедрений никаких нет. Возникает вопрос: а зачем все это делается и кому это нужно?»).

Сверху: Внутренне отношение человека к концепции «ученый как профессия» (ось абсцисс – название группы респондентов, ось ординат – число респондентов в процентах). Снизу слева: Причины желания уйти из науки или в ней остаться (ось абсцисс – обобщенное название категории, выделенную респондентами, ось ординат – число респондентов в процентах). Снизу справа: Опыт участия в грантах и участия в студенческих научных общеаствах и кружках (ось абсцисс – наличие или отсутствие опыта, оси ординат – число респондентов в процентах)
Сверху: Внутренне отношение человека к концепции «ученый как профессия» (ось абсцисс – название группы респондентов, ось ординат – число респондентов в процентах). Снизу слева: Причины желания уйти из науки или в ней остаться (ось абсцисс – обобщенное название категории, выделенную респондентами, ось ординат – число респондентов в процентах). Снизу справа: Опыт участия в грантах и участия в студенческих научных общеаствах и кружках (ось абсцисс – наличие или отсутствие опыта, оси ординат – число респондентов в процентах)

🔺 Нужны ли ученым деньги? Ориентированы ли ученые на деньги? Нет. При этом 28 респондентов ответили, что одна из основных причин желания покинуть науку – недостаточное финансирование. Вступает ли это в противоречие с низким показателем ориентации на деньги? Нет. Потому что ориентация на деньги про более глубинные личностные аспекты, когда стремление к заработку денег исходит не из желания прокормить себя базово, а из желания иметь возможность наслаждаться жизнью, ни в чем себе не отказывая.

🤔 Какой можно отсюда сделать вывод: система грантов не бьет в глубинные ценности истинных ученых. Она же мотивирует соревноваться за большее финансирование, а его по сути своей ученым не нужно. Им нужно другое: стабильное закрытие базы без стресса ("колбаски покушать хочется и снять жилье или взять ипотеку", как мне писали в анкете), поэтому пересмотр системы финансирования в науке вполне себе мог бы привлечь и удержать большее количество кадров.

⚡️ Последний важнейший результат всего этого: 14 декабря 2023 года мне присвоили квалификацию магистра психологии и порекомендовали к поступлению в аспирантуру ДГТУ, настолько мое исследование впечатлило членов комиссии. Пока я решила перейти от теории к практике: я провожу индивидуальные психологические сессии по разным вопросам для лиц старше 18 лет. Здесь можно узнать, как проходит сессия и к каким результатам вы со мной придете. Для записи напишите мне в телеграм.

Что можно улучшить в исследовании?

  1. В исследовании возраст респондентов-ученых варьировался от 19 до 33 лет. Таким образом, мы попали на два разных поколения от 19 лет до 28 лет (зумеры, поколение Z) и от 28 до 33 лет (милениалы, поколение Y). Каждое из этих поколений имеет свои особые ценностные ориентации. Увеличив выборку респондентов и проведя факторный анализ, в будущем можно понять есть ли влияние поколенческих ценностей на мотивацию выбора науки как профессии и степень этого влияния.
  2. Большинство респондентов-ученых на данном этапе исследования были представителями технических или естественно-научных дисциплин. Для более точных результатов к анализу можно добавить представителей гуманитарных дисциплин.

Где можно применить исследование? Опираясь на результаты методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (Потемкиной) можно посмотреть, какие глубинные убеждения лежат в основе ориентаций на процесс (у ученых типа A) и результат (у ученых типа C). Далее предложить тренинг по коррекции глубинных убеждений, таким образом скорректировав степень ориентации на процесс (для ученых типа C) и на результат (для ученых типа A). Что это может дать? Ученые типа C в меньшей степени будут стремиться к уходу из науки, получая большее удовольствие от процесса исследований; а ученые типа A могут начать быстрее и с большей охотой доводить исследования до логического конца (публикации и выступления на конференциях), начав ориентироваться на доведения исследований до результата.

Альма-матер: Донской государственный технический университет (ДГТУ) и полученный мною диплом магистра психологии
Альма-матер: Донской государственный технический университет (ДГТУ) и полученный мною диплом магистра психологии

И еще раз про мой проект :)

Онлайн курс «МОЯ ЛУЧШАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ» — бесплатное ёмкое обучение публичным выступлениям с PowerPoint презентациями для молодых ученых с индивидуальной обратной связью от меня. Тут можно подать заявку в лист ожидания, и с вами свяжутся, когда будет очередной набор. В 2024 году планируется четыре набора по 10 человек.

ps.

⚡️ Открыта к сотрудничеству по проведению мероприятий и лекций по теме публичных выступлений или психологии (для любой аудитории, не только ученых). Пишите мне в телеграм