Жоэль Диккер прогремел на весь мир в 2012-м году с детективным романом "Правда о деле Гарри Квеберта". Этакий ""Твин Пикс" здорового человека": маленький городок, таинственно пропавшая юная красавица, напряжённое расследование, неожиданные повороты. Кроме того, ни капли мистики, а расследование разделено на "тогда" и "сейчас".
Диккер весьма изящно прошёл по самому краю допустимого. Книга получилась действительно неординарной. Это и запутанный детектив, и история запретной любви, и мейнстримный роман о писательской жизни. В общем, не просто одноразовое чтиво, а достойное литературное произведение, которое хочется перечитывать.
Затем была "Книга Балтиморов" с тем же главным героем - писателем Маркусом Гольдманом - но почти без детективной интриги. Видимо, большого успеха "Балтиморы" не снискали, и Диккеру намекнули, что нехудо бы вернуться к детективам, что он и сделал. "Исчезновение Стефани Мейлер" - тоже замечательная книга, тоже запутанная как надо, но сравнивать с "Правдой" уже не получается - планка ощутимо снизилась.
Лично я в этом никакой трагедии не увидел. Шедевры с конвейерной ленты не сходят. Мощный старт - это и благословение и проклятие для автора. Проклятие потому, что читатели хотят ещё больше того же самого или даже лучше. А так мощно получается не всегда. Получается по-разному, и это нормально.
"Загадку номера 622" я прочитать не успел, но недавно мне в магазине попалось "Дело Аляски Сандерс", на обложке которого красовалась надпись, что это - продолжение "Правды о деле Гарри Квеберта".
"Очень, очень, очень плохой знак, - думал я, покупая книгу. - Нельзя войти дважды в одну реку, Жоэль. Зачем ты повёлся?"
Примерно спустя час чтения моё мнение поменялось. Потому что Диккер умудрился войти в ту же самую реку.
Что мы имеем в "Аляске"? Маленький городок, где все друг друга знают. Убита юная красавица. По горячим следам в 1999-м году взяли двух человек, посадили - одного. Он отсидел одиннадцать лет, когда вдруг следователь, закрывший его - Перри Гэхаловуд, из "Правды" - выяснил, что была допущена ошибка, и убийца всё ещё на свободе.
В расследовании принимает живейшее участие друг Гэхаловуда, Маркус Гольдман. Для которого, как и в прошлый раз, это расследование - нечто большее. Это - возможность и необходимость склеить разбитую жизнь, не только свою.
Диккер вновь сделал то же самое, что в "Правде о деле Гарри Квеберта". С теми же героями, с теми же "вотэтоповоротами". Но что самое невероятное: это сработало! У меня ни разу не возникло ощущения, будто я читаю какой-то эпигон, плод жалкой попытки автора высосать ещё немного соков из былого успеха.
Возможно, потому, что в хорошем детективе расследование - не самое главное. Хороший детектив, как и любая хорошая книга, рассказывает о человеке, проходящем через непростой жизненный период. О многих людях, чьи судьбы оказались связаны сюжетом, и у каждого - свои святыни, своя правда, своя боль. Это работает, это цепляет.
Из минусов отмечу некоторую монотонность расследования, на которую начал обращать внимание со второй половины книги. Узнали новую информацию - пришли в тюрьму, попросили несправедливо осужденного отчитаться. Ушли, узнали новое, вернулись в тюрьму, попросили отчитаться. При этом иногда не очень понятно, зачем нам двое героев там, где прекрасно справился бы один.
Из плюсов вспоминается Гарри Квеберт. Да, он тоже появляется на страницах романа, и не просто так, в качестве пасхалки, а как важный элемент - не расследования, но того пути, который проходят Маркус Гольдман и читатель.
Конечно, некоторые повороты сюжета откровенно шиты белыми нитками. От иных эпизодов буквально веет нарочитой "литературщиной", хочется крикнуть: "Так не бывает!" И всё-таки, целое - больше, чем сумма его частей. Я считаю, что книга "Дело Аляски Сандерс" сделала то, чего не смогла "Книга Балтиморов": она поставила достойную точку в истории Маркуса Гольдмана и закрыла все гештальты.
Лучшим комплиментом книге является желание её перечитать. Здесь у меня это желание возникло уже где-то на середине. Но перечитывать буду не сразу, а после того, как прочитаю и перечитаю остальные книги Диккера, который подтвердил звание одного из самых любимых моих авторов.