Найти тему
Невыдуманные истории

Славянофилы. Славянофильство как идеологическое течение.

С середины ΧІΧ – го века в России шла ожесточенная дискуссия между сторонниками развития России на основах её самобытности и национальных традиций, так называемыми «славянофилами», с одной стороны и сторонниками западного пути развития, так называемыми «западниками».

Славянофилы сыграли огромную роль в развитии русского национального самосознания, отстаивая историческую самобытность России; они утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно верного христианского вероучения. Они считали, что западный мир изжил себя и будущего не имеет. Основой российской самобытности славянофилы считали Православную Церковь, которая противостоит рационалистическому католицизму.

Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были К.А. Аксаков, В. Киреевский, А. Хомяков, М. Н. Катков, Ю. Ф. Самарин. Вокруг них группировались И. С. Аксаков, И. Д. Беляев, Д. А. Валуев, Н. Д. Иванишев, А. И. Кошелев и другие. Выразителями славянофильских идей были известные русские писатели С.Т. Аксаков, В. И. Даль, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков и др.

Основные идеи русской идеологии были сформулированы ещё в ΧVІ веке в следующем виде:

1. Духовная цельность - неразрывность веры и жизни.

2. Добротолюбие – критерий истинной христианской жизни и святости.

3. Нестяжательство – преобладание духовно – нравственных мотивов жизни над материальными.

4. Соборность – любовь к общим ценностям, растворение личности в православном народе, Церкви и государстве.

5. Единодержавие. Симфония светской и духовной властей.

6. Богоизбранность.

7. Противостояние иудейской и католической идеологии.[1]

Те идеи, которые сформулировали славянофилы в 1840 – 1850 – х годах, были отражением многовекового духовного развития России с первых веков христианства. Корни славянофильства нужно искать в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, в трудах святых Нила Сорского, Тихона Задонского, прп. Серафима Саровского.

Творчество славянофилов заставило пошатнуться космополитическое мировоззрение, идущее ещё с эпохи Петра І. Славянофилам удалось показать ущербность, бездуховность западноевропейской цивилизации. Именно славянофилы способствовали развитию русского национального самосознания, призывая русских людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам. П. В. Киреевский собирал и сохранял памятники русской культуры и языка; В. И. Даль создал словарь живого великорусского языка. Славянофилы – историки (Беляев и Самарин) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ.

Видный славянофил К.С. Аксаков считал необходимым возвращение к допетровскому образу жизни, призывая русский народ «сойти с ложной дороги Запада на дорогу Великой Руси». Однако возврат к самобытным истокам русской жизни, по мнению, Аксакова, должен сопровождаться европейским просвещением. Главное для России, считал К. С. Аксаков – не утратить сложившихся на протяжении столетий взаимоотношений между народом и верховной властью. Причем особая роль должна принадлежать Православию.

И. В. Киреевский развил философскую систему, ставшую духовной основой славянофильства. Положительное влияние Православия на общественную жизнь изложил А. С. Хомяков. Все славянофилы сходились на том, что только Православная вера и Православная Церковь способны вывести человечество на путь спасения.

Из догматов Православной Церкви вытекает очень важное для славянофилов понятие соборности, которое они понимали в христианской традиции единения в любви, вере и жизни. Только через Церковь и соборность человеческий дух способен понять истину во всей её полноте.

Славянофилы развили идею целостности в человеке. Целостность в человеке есть иерархическая структура души: существуют «центральные силы нашего богообразного разума», вокруг которого должны располагаться все силы человеческого духа. Будучи одарены свободой, люди ищут строя жизни и мысли, в котором царит необходимость. В этом заключается величайший трагизм человеческой жизни - люди постоянно отдаляются от церкви, чтобы стать рабами природной или социальной необходимости.

Цельность в человеке помогает преодолеть излишнюю рассудочность, присущую западной жизни. Если собрать в неделимую цельность все силы тела, души и духа, разум возвысится до полного согласия с верой.

У славянофилов присутствует совершенно иное, чем на Западе, понимание прогресса. Если для западного человека прогресс есть главный показатель развития человечества, то для русских мыслителей прогресс – прямая дорога в ад. Для православного русского человека может быть только один вид прогресса: духовно – нравственное совершенствование человека, преображение его души.

Близкий к славянофилам выдающийся мыслитель и государственный деятель граф С.С. Уваров справедливо отмечал, что материальный прогресс низводит человека до уровня вещей. Технический, материальный прогресс – это вызов Богу, жалкое и бесполезное стремление человеческой гордыни потягаться с Творцом. Понятие материального прогресса было изначально чуждо русскому национальному мировоззрению. Ведь конечный показатель прогресса: стяжание вещей и комфорта, жадное обладание земными богатствами противоречат духовным ценностям Нового Завета. Движение человечества по пути материального прогресса – это движение к концу мира, подготовка человечества к Страшному Суду.

Славянофилы внесли большой вклад в развитие русской государственной мысли. Православное государство должно возглавляться православным Царем. Царская власть независима – она стоит и над аристократией и над народом, обеспечивая равные права всех классов общества. По мнению Аксакова, в Западной Европе незаконно смешались две силы – народа и государства; народ стремился к власти и возник конституционный строй. В России же народ и государство существовали мирно: «сила власти – Царю, сила мнения – народу». Так было во времена Московской Руси и только после реформ Петра І, когда дворянство оторвалось от народа, государство стало теснить «землю».

К. А. Аксаков отождествлял народ, землю с общиной. Лишь патриархально – общинный строй, сложившийся на основе Православия, гарантирует русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, обеспечивает единение Царя, народа и Церкви. Община и государство существуют на условиях разделений функций, как две «отдельные союзные силы». Государство, по мнению Аксакова, не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно – нравственную жизнь. «Русский народ, - писал он, есть народ не государственный». Именно этим, по его мнению, объясняется «многовековая тишина внутри России».

В области экономики славянофилы предлагали модель, отличную от западной, основанной не на стремлении к наживе, а на духовно – нравственных началах. Вместо погони за прибылью, славянофилы предлагали христианский путь ведения хозяйства – экономику устойчивого достатка.

В своих трудах славянофилы раскрывают паразитическую сущность международного капитала, создавшего мировой порядок, при котором небольшая кучка банкиров управляет большинством человечества. Ещё в ΧІΧ веке славянофилы предупреждали о неизбежности мирового финансового кризиса, который перманентно развивается с конца ХХ века до наших дней.

Славянофилы создали свою духовную среду, обусловленную поддержкой многих видных священнослужителей; таких, как Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский.

Недостатком славянофильства можно считать то, что они не смогли выработать целостного мировоззрения. Это объясняется наличием вокруг них космополитической среды, которая неизбежно толкала их на путь либерализма.

Наш современник, видный русский мыслитель митрополит С. Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) писал:

  • Несмотря на стремление вернуться в лоно чистой русской церковности, слиться с истоками народной жизни, основами бытия России – ясного понимания сущности русского пути, русского служения славянофильство в целом так и не достигло. По – разному понимали члены кружка природу и цель самодержавия, по – разному оценивали современные события. Эта разноголосица мешала движению, а с кончиной его основоположников оно окончательно утеряло мировоззренческое единство, распавшись на несколько самостоятельных, весьма различных между собой течений, частично выродившись в чистый либерализм.

Несмотря на то, что с той поры прошло более полутора веков, споры современных нам общественных деятелей о возможных путях развития России не прекращаются. Должна ли Россия сохранить свою национальную самобытность под сенью Православия, либо повторить путь европейских стран с их «общечеловеческими ценностями»?

У обеих сторон довольно сильные аргументы в этом споре. Но, на мой взгляд, этот вопрос решается не в головах политиков, а в душах людей. Если человек любит свою Родину, её историю, чтит народные традиции, хранит Веру дедов и прадедов, такой вопрос не встанет перед ним никогда – он знает, как должна развиваться страна и какой она должна стать.

Несмотря на то, что славянофилы поддерживались в своих выступлениях высшей руководящей властью, западники стали побеждать: слишком уж очень возбуждающими оказались для просвещенных умов русской интеллигенции социальная демагогия западных масонов, их фальшивые, но очень притягательные призывы к свободе, равенству и братству. Именно торжество этих идей мы и наблюдаем, к сожалению, в современной России…

Чтобы противодействовать чуждому, тлетворному влиянию западных идей, не должны мы забывать труды проповедников исконно народного, русского образа жизни и мышления. И, слава Богу, труды выдающихся русских философов - славянофилов становятся все более и более востребованными в нашей стране, напрочь запутавшейся в своем историческом развитии. Нельзя не согласиться с нашим современником – О. Платоновым:

  • Идеология славянофилов будет существовать, пока существует Россия. Идеалы славянофилов будут до скончания веков волновать русских людей и служить маяком для русских государственных и общественных деятелей.

[1] Платонов О. А., редактор. Славянофилы. Историческая энциклопедия. – М.: Институт русской цивилизации, 2009.