Найти тему

Переключить фокус

После событий в «Крокус Сити Холле» уже не получится думать, что враг где-то далеко. Он здесь

Чудовищный теракт в Подмосковье заставил всю страну на многое взглянуть по-другому. Фото: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Чудовищный теракт в Подмосковье заставил всю страну на многое взглянуть по-другому. Фото: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН

«Черная» пятница 22 марта явила миру новое лицо терроризма. Отныне террористы не выдвигают никаких политических лозунгов, не захватывают заложников, не угрожают подрывом. Они просто заходят и вырезают людей — неважно, кого, когда и где. Какие цели преследовали «режиссеры» трагедии в Подмосковье, насколько она повлияла на ситуацию в республике и как мы должны измениться, если хотим отстоять себя и свою страну, — об этом в беседе с «РБ» рассуждает директор Центра гуманитарных исследований министерства культуры республики, член-корреспондент Академии военных наук РФ Марат МАРДАНОВ.

Рука профессионалов

— О том, что творилось в тот страшный день в «Крокусе», уже известно во всех подробностях. Теперь нужно уложить произошедшее у себя в голове, понять, для чего было задумано это кровавое действо.

— Как специалист, который почти десять лет возглавлял службу по борьбе с терроризмом, скажу, что это хорошо продуманная и четко исполненная акция устрашения, и решает она сразу несколько задач. Во-первых, целью было посеять панику, вызвать животный страх, чтобы люди вообще боялись выходить из дома. Судя по всему, Запад сейчас отрабатывает схемы включения терроризма в свои проекты — для физического истребления и запугивания мирного населения, и трагедия в «Крокусе» наверняка будет не единственной. Другой важной задачей было ударить по межнациональной и межконфессиональной сфере, раскачать волну антимигрантских настроений, не случайно в качестве исполнителей были подобраны таджики-маргиналы. Что делать с мигрантами — этот вопрос для нас сейчас стоит очень остро, ясной позиции по нему в стране пока нет. С одной стороны, правоохранительные органы фиксируют резкий рост числа преступлений, совершаемых мигрантами, с другой — в России катастрофически не хватает рабочих рук, и без мигрантов такие сферы, как ЖКХ, строительство, частично сельское хозяйство, просто встанут. Президент не зря призывает рожать хотя бы двоих-троих детей, а у нас сегодня на семью в среднем приходится по полтора ребенка. Иными словами, ясно, что теракт готовили профессионалы высокого класса, предусмотревшие даже то, что убийц задержат и покажут всей стране, — чтобы перевести стрелки на одну из очередных радикальных исламистских организаций.

Самая удобная мишень

— Если говорить о Башкирии, как восприняли теракт жители региона?

— Честно говоря, мы опасались роста негативного контента в межнациональной сфере. Однако ничего подобного, за исключением заявлений в интернете отдельных не вполне адекватных граждан, не наблюдалось, ситуация в республике остается стабильной.

Вместе с тем мы видим, что на фоне этих событий в сетях активизировались спецслужбы противника: путем вброса провокационных комментариев, фейков они пытаются разжечь в регионе антивластные, антимигрантские настроения. Надо сказать, наш ЦГИ — практически единственный в республике аналитический центр, который профессионально занимается выявлением и изучением узловых проблем и угроз, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями, эти вещи мы ощущаем буквально кончиками пальцев. И именно сейчас по этой хрупкой сфере прицельно бьет противник. В октябре прошлого года, выступая на Совете по межнациональным отношениям, глава республики Радий Хабиров четко обозначил: Башкирия находится в «красной зоне» по информационным атакам. По сути, после Дагестана, который удалось раскачать уже дважды, мы самая удобная для вражеских сил мишень. Башкирия, во-первых, один из самых многонациональных регионов в стране. Если в России насчитывается 193 национальности, у нас представлено 160 из них, плюс три ключевых этноса примерно в равной пропорции — башкиры, татары и русские. Во-вторых, республика расположена в самом центре страны, через нее идет транзит мигрантов во всех направлениях. Все это создает благодатную почву для разного рода манипуляций, чем искусно пользуется противник, чтобы расшатать этноконфессиональную стабильность внутри региона, — как все уже видели на примере Баймака. А впереди у нас — выборы главы республики. Так что всем ведомствам, всем общественным организациям нужно особенно внимательно наблюдать за происходящим и пресекать на корню малейшие провокации.

По ту сторону линии

— Сразу же после стрельбы в «Крокусе» на жителей Башкирии, как и всей страны, обрушился шквал сообщений с предложением совершить теракт за деньги. Как расценивать это явление?

— Это следующий этап в череде четко спланированных мероприятий, цель которого — после пережитого шока не дать людям прийти в себя, усилить всеобщий психоз, когда не знаешь, где рванет завтра. А дальше может быть новый теракт, подрыв какого-то объекта энергетики, транспорта либо другая акция — ударить могут по любому региону, по любой ситуации. И тоже все будет сделано руками случайных исполнителей. В прошлом году в Уфе таким же образом удаленно завербовали студентов-мигрантов одного из колледжей, они подожгли релейные шкафы на железной дороге. Найти новых исполнителей — не главная задача авторов массовой рассылки, но кто-то ведь может и клюнуть. Поэтому молодежи, подросткам нужно объяснять, что для заказчиков они просто расходный материал. Несмотря на обещание больших денег, никакой личной выгоды они не получат, а вот жизнь себе искалечат: преступления по статье «терроризм» относятся к категории особо тяжких и преду­сматривают наказание вплоть до пожизненного заключения. Кто захочет повторить судьбу таджиков-убийц из «Крокуса»?

— Что делать, если на телефон пришло предложение что-то поджечь, облить, подложить взрывное устройство?

— После того, как были пойманы и допрошены исполнители чудовищного преступления в «Крокусе», стало понятно, что действия заказчиков по вербовке террористов удивительно схожи с действиями телефонных мошенников. Значит, и вести себя надо так, как неоднократно рекомендовало МВД.

Самый действенный способ — не отвечать неизвестным и ни в коем случае не вступать с ними в диалог. Вероятнее всего, по ту сторону линии уже владеют информацией о вас и ваших родственниках, чтобы эффективнее вами манипулировать.

Не нужно думать, что вас не перехитрят, пытаться играть в «секретного агента» и самостоятельно проводить оперативно-розыскное мероприятие. Помните, что с вами работают профессиональные опытные психологи и социологи, на подготовку которых противник не жалеет ни сил, ни средств.

Обязательно сделайте скриншот и сохраните контактные данные, откуда поступил звонок или сообщение, а затем передайте эти материалы в правоохранительные органы.

Если вы уже вступили в диалог с неизвестными и они пытаются вас запугать, сохраняйте спокойствие. Помните, что ваш собеседник скорее всего находится в другой стране и у него нет физической возможности причинить вред ни вам, ни вашим близким. Немедленно прекратите общение с ним и действуйте по описанной выше схеме.

Пока, к счастью, в республике не зафиксировано ни одного случая, чтобы кто-либо пошел на поводу у злоумышленников после событий 22 марта.

На войне как на войне

— В чем на данный момент вы видите главную опасность для мирного населения?

— В том, что мы слишком расслаблены. Живем в убеждении, что снаряды рвутся где-то там, далеко, и стараемся отгородиться от реальности, закрыть глаза на происходящее в надежде, что нас это минует, как-нибудь обойдется. А дроны меж тем долетают уже до Сызрани и Самары — это 500 километров отсюда по прямой. Поэтому нужно четко сказать себе: не пронесет и не обойдется! Объявлена тотальная война на уничтожение России, в которой враг задействует все рычаги, от телефонного мошенничества до убийства стариков и детей. А мы только сейчас начинаем поднимать знамена в школах, вводить учебники истории с правильными ключевыми тезисами, возвращать нашу историческую память, говорить о великих свершениях, открытиях и героях. Поймите, искусственно поддерживать иллюзию мирной жизни больше нельзя, это работает против нас же самих. Вспомним: в годы Великой Отечественной на борьбу с врагом поднялась вся страна, в нее включились даже дети. Вот и сейчас, если мы хотим выстоять, сохранить свои города и села, продолжаться на Земле, каждый должен переключить фокус, внутренне мобилизоваться и находиться в состоянии собранности и бдительности. Будьте внимательны везде и ко всему. Возьмите за правило, где бы ни находились, изучать и запоминать план эвакуации: в критической ситуации это может спасти не одну жизнь. Не проходите мимо, если что-то показалось подозрительным. Увидели человека, который что-то снимает на железной дороге, интересуется входами-выходами в торговом центре, работой систем сигнализации и охраны — сообщите ближайшему постовому полиции. Квартируют в вашем подъезде мигранты — позвоните на всякий случай «02», пусть проверят. Ничего зазорного в этом нет — мы заботимся о своей безопасности, жизни родных и близких.

— Покупая сегодня билеты на концерт, волей-неволей мысленно поежишься. Так нужно бояться или нет? Какой психологический настрой в себе поддерживать?

— Бояться не надо, но принципа «Береженого Бог бережет» никто не отменял. Понятно, что везде сейчас усиливают меры безопасности, контроль общественных мероприятий, и все-таки будьте настороже: все совершаемое оставляет следы, их можно заметить и вовремя преду­предить правоохранительные органы. А источником внутренней силы должна стать уверенность в том, что в этом противостоянии правда и добро на нашей стороне. На всем протяжении своей истории Россия неоднократно была вынуждена доказывать свое право на существование и всегда с честью выходила из всех испытаний. Вот и сегодня у нее есть все, чтобы продемонстрировать недругам свою прочность и самодостаточность. Только для этого нам всем нужно выйти из состояния покоя и встать на путь борьбы. Это самый главный урок, преподанный «Крокусом».

К СВЕДЕНИЮ

Центр гуманитарных исследований минкульта РБ (ЦГИ) в режиме онлайн ведет системный мониторинг межнациональной и межконфессиональной сферы, отслеживая динамику общественных и этнополитических процессов в Башкортостане, а также осуществляет широкий комплекс мер по выявлению фактов экстремистской и террористической направленности и в целом деструктивного контента в социальных сетях. Главная задача — путем анализа поступающей информации выявить точки нарастания угроз и предупредить об этом органы власти.

Как системное звено ЦГИ сотрудничает с Антитеррористической комиссией РБ и правоохранительным блоком региона. Кроме того, является региональным оператором Ситуационного центра ФАДН России, что позволяет оперативно реагировать на возникающие вызовы и угрозы на федеральном уровне.

ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Что делать, если вы стали жертвой теракта:

Убегайте, если это возможно, не геройствуйте. Не нужно вступать в конфликт с вооруженным преступником и пытаться его обезвредить. Ваша задача — спасти свою жизнь, поэтому, услышав выстрелы или крики в другой части помещения, бегите к выходу.

Действуйте быстро. Все разговоры отложите на потом. Если туфли на каблуках или тяжелая сумка мешают спасению, избавьтесь от них.

Если убежать не получается — прячьтесь. Большинство нападающих обезвреживают в первые 10-15 минут. Ваша задача — не попасться на глаза террористам в течение этого времени. По возможности закройтесь где-нибудь, забаррикадируйте дверь.

Выключите свет в помещении. Преступник вряд ли рискнет искать жертв в темной комнате, ведь тем самым он подставит себя под удар. Кроме того, темнота помешает ему вести прицельный огонь.

Отключите звук на мобильном телефоне, чтобы не привлечь внимание боевиков.

Притворитесь мертвым. Если нападающий близко и вы не успеваете убежать или спрятаться, падайте на пол и притворитесь мертвым. Возможно, преступник просто пройдет мимо.

директор Центра гуманитарных исследований министерства культуры республики, член-корреспондент Академии военных наук РФ Марат МАРДАНОВ. Фото: Александр ДАНИЛОВ
директор Центра гуманитарных исследований министерства культуры республики, член-корреспондент Академии военных наук РФ Марат МАРДАНОВ. Фото: Александр ДАНИЛОВ

Автор: Татьяна КРУГЛОВА