Синдром Аспергера — одно из расстройств аутистического спектра. О нем стали широко говорить, когда в своем диагнозе признался известный американский предприниматель Илон Маск. В результате вокруг синдрома Аспергера возникло множество мифов: его обладателям часто приписывают задатки гениальности. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров рассказывает, что такое синдром Аспергера и каковы его симптомы, разбирает главные мифы о нем и методы терапии.
Что такое синдром Аспергера? Это аутизм?
Синдром Аспергера — это расстройство аутистического спектра, нарушение психического развития.
Но между аутизмом и синдромом Аспергера есть большая разница — последний не вызывает снижение интеллекта и других когнитивных (мыслительных) функций.
Симптомы синдрома Аспергера
Это нарушение встречается и у взрослых, и у детей. Чаще всего синдром диагностируется у детей уже с 1 года и сохраняется на протяжении жизни.
Признаки синдрома Аспергера общие для всех возрастов. Они делятся на 3 основные группы — трудности социального взаимодействия, узконаправленность интересов, небольшие речевые нарушения. Рассмотрим подробнее каждую группу.
Проблемы с общением
В случае с аутизмом человеку тяжело социализироваться из-за нарушения речи и интеллекта. А при синдроме Аспергера ситуация иная: человек сам не стремится к активному общению с людьми и при контактах ведет себя довольно своеобразно.
Не использует невербальную коммуникацию. При синдроме Аспергера человек не использует в общении мимику, жесты, позу, прямой зрительный контакт.
«Он какой-то странный, не смотрит в глаза, общается как робот…»
Разговаривает прямолинейно. Человек с синдромом Аспергера не нуждается во вступлениях для беседы, не приукрашивает свои слова. Он доносит свои мысли четко, прямо, лаконично.
В норме — «Привет, как дела? Да, у меня тоже все в порядке. Слушай, а можешь мне помочь в этом вопросе?»
Синдром Аспергера — «Мне нужна твоя помощь.»
Почти не проявляет эмпатию. У человека с синдромом Аспергера нет потребности разделить с окружающими свои эмоции, и он не проявляет эмоциональную взаимность в беседе.
«Я рассказала ему грустную историю, а на его лице и в позе не было сожаления, он просто принял информацию к сведению…»
Из-за таких особенностей общения окружающие могут называть людей с синдромом Аспергера грубыми, холодными, безэмоциональными, сухими, нетактичными.
Но, к счастью, это не становится большой проблемой: люди с синдромом Аспергера крайне редко нуждаются в частом общении и не чувствуют негативных переживаний по поводу социальной изоляции. У них есть свои интересы — о них ниже.
Шаблонное поведение и узкие интересы
Как и при других расстройствах аутистического спектра, при синдроме Аспергера пациенты могут проявлять стереотипность поведения: повторять одни и те же движения или жесты, не осознавая этого.
Но есть и плюс. Люди с синдромом Аспергера легко концентрируются на своих увлечениях и не рассеивают внимание на неинтересных для них вещах. Чаще всего они концентрируются на каком-то одном виде деятельности, тратят на него все свободное время и быстро добиваются значительных успехов.
Речевые нарушения
В отличие от аутизма, синдром Аспергера не вызывает речевой отсталости. Но у пациента могут проявляться некоторые особенности речи:
- многословие, резкая смена темы беседы;
- трудности в понимании речи на слух;
- использование непонятных окружающим метафор;
- буквальное понимание текстов и\или неправильное понимание нюансов беседы;
- эхолалия — повторение слов из чужой речи;
- странный тон, интонации, ритм речи.
Причины синдрома Аспергера
Точный механизм действия синдрома и его причины ученым пока что неясны. А исследования показывают, что синдром связан с изменениями развития головного мозга после зачатия эмбриона. Ученые отмечают несколько возможных причин нарушения.
- Особенности нейронных связей. Различают 2 типа нейронных связей в зависимости от уровня обработки информации. У людей с синдромом Аспергера недостаточно эффективно работают и плохо синхронизируются высокоуровневые связи: от них зависит умение асбтрагировать информацию, выстраивать сложные концепции. Зато низкоуровневые связи у таких пациентов работают очень хорошо: они помогают обрабатывать информацию на более фундаментальном и детализированном уровне.
- Нарушение системы зеркальных нейронов. Зеркальными нейронами называют нервные клетки, которые помогают нам имитировать и копировать действия\повадки других людей, развивать эмпатию — сочувствие и сопереживание. Именно с нарушением работы зеркальных нейронов связывают особенности общения при синдроме Аспергера.
Мифы о синдроме Аспергера
На фоне признания Илона Маска интерес к расстройству возрос, и многие люди сделали простой вывод: «Синдром Аспергера делает человека одаренным, гениальным». Этот миф усиливают и особенности общения пациентов.
Он такой необщительный, прямолинейный, необычный, «на своей волне» — настоящий гений из фильмов!
Действительно, у некоторых людей на фоне аутистических расстройств обнаруживаются незаурядные таланты в одной или нескольких областях — это явление называют синдромом Саванта.
Но это крайне редкий «бонус». В большинстве случаев люди с синдромом Аспергера просто становятся хорошими специалистами благодаря способности концентрироваться на любимом деле.
Поэтому их достижения — это не столько «врожденный талант», сколько упорный многочасовой труд.
Из практики доктора:
На деле этот стереотип про «обязательную гениальность» часто становится проблемой. Окружающие возлагают завышенные требования к пациентам с синдромом Аспергера. И особенно опасно, когда таким занимаются родители: они давят на ребенка, накладывают на него чрезмерные нагрузки в учебе и увлечениях. В результате ребенок быстро «сгорает» от переутомления и теряет интерес к увлечению, страдает от чувства вины и стыда.
А ругая крайность — считать людей с синдромом Аспергера «неполноценными».
Дети и взрослые с этим диагнозом практически не отличаются от окружающих. Позитивные стороны синдрома — способность к концентрации — становятся для них важным бонусом в саморазвитии, а особенности общения постепенно сглаживаются по мере взросления и обучения.
Из практики доктора:
Как и в случае с «гениальностью», миф о «неполноценности» таких пациентов формирует нездоровые социальные ожидания. Родители пытаются отстранять ребенка от общения со сверстниками, переводят на домашнее обучение. А окружающие дети могут начать травить ребенка с недостатками социальных навыков.
Лечение синдрома Аспергера
Важно понимать, что синдром Аспергера — это не болезнь в привычном смысле, а особенность развития.
Поэтому конкретного «лечения» не существует. Но есть методы коррекции, которые исправляют негативные отклонения и помогают человеку в социализации.
Тренинги коммуникации. Специалист обучает ребенка общаться с окружающими с учетом своих особенностей: например, использовать мимику и жесты, распознавать и проявлять эмоциональную вовлеченность, корректировать речевые нарушения.
Когнитивно-поведенческая терапия. Эта методика помогает пациенту прорабатывать навязчивые интересы и повторяющиеся рутины в поведении, соблюдать здоровый баланс между увлечениями и другими аспектами жизни. Она также нужна, если пациент все же страдает от социальной изоляции, сталкивается с непониманием или буллингом со стороны окружающих.
Из практики врача:
В подавляющем большинстве случаев пациентам с синдромом Аспергера достаточно тренингов общения и когнитивно-поведенческой терапии. В редких случаях может понадобиться лечение депрессии или тревожных нарушений на фоне социальной изоляции.
А вот медикаментозная терапия не применяется (если нет депрессии и других ментальных нарушений). Попытки назначать детям с синдромом Аспергера нейролептики и другие психотропные препараты — большая ошибка. Такое «лечение» может подавлять эмоциональную сферу и приводить к задержке развития мозга.
А вы сталкивались с синдромом Аспергера? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:
- Консультации детских и взрослых психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
- Психотерапия: детская, индивидуальная, семейная, групповая;
- Медикаментозная терапия;
- Создание индивидуального плана поддержки и безопасной среды под потребности ребенка;
- Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях;
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!