Найти тему
40,6K подписчиков

Наука покаяния. Ложь и правда о покаянии.

152 прочитали
 О покаянии и христианство в целом (через Евангелие) и церковь , через своих святых и служителей говорит очень много. Но воз и ныне там.  Почему? А давайте посмотрим.

О покаянии и христианство в целом (через Евангелие) и церковь , через своих святых и служителей говорит очень много. Но воз и ныне там.

Почему?

А давайте посмотрим.

Эмпирически можно выделить 3 группы людей:

1. Беспокаянные.

Эти люди никогда не каются. Не "лидерское" это дело или «пацаны не извиняются». Логика примерно такая. От Бога они далеко, для них богами являются они сами. Мега эгоизм подменил все Божье.

Когда такая максима жизни, как можно кается. Ведь я же пацан, выше Бога. Кто мне указ?
Когда такая максима жизни, как можно кается. Ведь я же пацан, выше Бога. Кто мне указ?

Совершая нетактичные действия по отношению к другим, они выкручиваются, а не каются. Выкручиваются либо обманом, либо деньгами. Чтобы не подставиться "под карму". Но такое лукавое выкручивание не является покаянием, а лукавством. Потому мир и такой, что в нем кишит много змеев, беспокаянных.

2. Вечно кающиеся.

Таким бы обрубить груз вины мечом истинного покаяния. Ан нет: скованны с ним цепью и привыкли. Да, и в обществе, где битый небитого везет - удобны.
Таким бы обрубить груз вины мечом истинного покаяния. Ан нет: скованны с ним цепью и привыкли. Да, и в обществе, где битый небитого везет - удобны.

Это доверчивые, наивные люди, с чувством вины, низкой самооценкой и невежеством. Посредством неумного покаяния из них создаются общественно удобные люди. Видел я примеры, когда такие люди занимали и немалые должности, но они всегда были под представителем беспокаянных и служили им. Богом здесь и не пахнет. Это бездуховное психологически ущербное действие, а не то покаяние, которое спасает, исцеляет и с Богом соединяет.

3. Правильно покаянные.

Озаренное покаяние. Свет преображения жизни и человека.
Озаренное покаяние. Свет преображения жизни и человека.

Это богомудрые и жизненно мудрые люди, которые поняли суть покаяния и прибегают к этому средству созидательно и по-Божьему. Причем, это не обязательно святые, монахи или канонизированные священники. Это могут быть обычные люди, но правильно покаянные.

Покаяние свойственно не только христианству и православию.

Если вы посмотрите или уже смотрели великолепный китайский фильм «Шаолинь» (в одной из ролей в ней снялся Джекки Чан, я писал об этом фильме ранее, на этом канале), то увидите насколько сильным является покаяние в буддизме.

Великий фильм о покаянии в буддизме, и не только. Его стоит пересматривать и иметь в коллекции.
Великий фильм о покаянии в буддизме, и не только. Его стоит пересматривать и иметь в коллекции.

Покаяние это духовное средство и инструмент в любой духовной практике или религии.

Покаяние является самым главным в духовной жизни?

О нем (покаянии) так много говорит церковь, что уже набила оскомину. Возникает такое ощущение, что все сводится в православии к покаянию и не осуждению.

Не правда ли удобно использовать эти инструменты для создания удобных государству людей? Все заняты своей душой, оторваны от реальности жизни и никого не осуждают. А когда клич: бей врагов – послушно бегут исполнять, не задумываясь те ли враги, которых надо бить. Сказали – побежал. Послушание? Тоже добродетель.

Пригосударственная «истина православная» отличается от духовной, Христовой. Как земля и небо.

В Христовой покаяние лишь средство достичь двух высших добродетелей, описываемых святым Ионном Лествичников как священная двоица: смирение и любовь.

Иоанн Лествичник много привел примеров покаяния и показал, как оно соотносится с высшими добродетелями - смирением и любовью. Покаяние нужно, чтобы стяжать эти добродетели.
Иоанн Лествичник много привел примеров покаяния и показал, как оно соотносится с высшими добродетелями - смирением и любовью. Покаяние нужно, чтобы стяжать эти добродетели.

Мир в сердце и любовь. Если вам говорят, что вот враги и их надо убивать и это священно – то вредят вам и вашему смирению. Возлюби врагов твоих – вот истина Христова. Просто как пример. Есть много и других примеров извращения христианства под земные нужды.

Итак, покаяние дано, чтобы достичь добродетелей смирения (мира с Богом) и любви Божьей.

В этом и только в этом качестве покаяние истинно и ценно. Во всем остальном это обман и вред.

Два вида правильного покаяния.

Один вид – метанойя – изменение сознания, ума. С безбожного на Богом озаряемое.

Человек был эгоистом, преступником, лицемером, грязным политиканом, моральным уродом. низким. падшим, лукавым и т.д..

Но вот с ним случилась метанойя – его сознание преобразилось. Был безбожник – стал Божьим.

Апостол Павел, покаявшийся разбойник на Кресте, разбойник Опта и многие другие примеры.

Один из примеров покаяния как метанойи - озарение апостола Павла на пути в Дамаск.
Один из примеров покаяния как метанойи - озарение апостола Павла на пути в Дамаск.

Человеку открылся Бог и человек открылся Богу. Вот, что такое покаяние, как метанойя. Это очень полезное дело.

Второй вид – тшува. Возвращение к Богу.

Такое покаяние описывается в ветхозаветных книгах и святых деяниях Израиля. А праведники Израиля вызывают восхищение.

Тшува – это возвращение к Богу. Евреи – изначально Богом избранный народ (они так считают или так есть – не будем рассуждать сейчас, но так принято в культуре). Если богоизбранный человек грешит перед Богом, то отпадает от Него. Покаяние, как тшува, возвращает его к Богу.

Покаяние царя Давида как пример тшувы (воссоединения с Богом (евр).
Покаяние царя Давида как пример тшувы (воссоединения с Богом (евр).

Примеры Библии: Иов, Иуда, брат Иосифа, Давид и многие другие. Не правда ли это потрясающе, когда человек возвращается к Богу. Даже притча о блудном сыне (евангельская) описывает именно акт тшувы – возврат к Богу Отцу.

Исповедь не равна покаянию.

Об этом говорят афонские монахи и старцы. Об этом вещает «народный батюшка» Андрей Ткачев.

прот. Андрей Ткачев
прот. Андрей Ткачев
Афонские монахи и старцы
Афонские монахи и старцы

Эмпирически эти люди увидели простой факт: люди ходят регулярно на исповеди, регулярно «каются», но не обретают ни метанойи, ни тшувы. Они просто шаблонно исполняют процесс, как перечисление грехов. Едут по рельсам, не понимая куда и зачем. Просто едут по кем-то предложенным рельсам.

Почему так: исповедей много, а покаяния нет?

Покаяние – дар Божий. Человека должно осенить. Он должен увидеть свое безбожие, ужаснуться ему, покается и стать Божьим. Если он не осознает, а действует по заданному церкви лекалу или шаблону, то он всего лишь человек процесса официальной исповеди.

Просить у Бога (осмысленно и с сильным личностным желанием) надо зрения грехов и образ покаяния (метанойю или тшуву). Тогда покаяние с большой вероятностью случиться. Полезное, а не вредное.

Вот сейчас Великий пост – великое, святое и прекрасное время для этого.

Церковное покаяние или покаяние перед Богом.

Церковь активно внушает нам мысль, что только исповедь в присутствии священника является покаянием. Мол, священник уполномочен на этом, так как ему дан дар священства. Об этом, в частности, напоминает и говорит игумен Петр (Мещеринов).

Игумен Петр (Мещеринов)
Игумен Петр (Мещеринов)

Но как же тогда сказанное выше афонцами и Ткачевым – что годами люди исповедуются в церкви перед священником, как свидетелем, а покаяния нет, а значит нет ни мира ни любви с Богом?

Не в священнике дело и ни в его присутствии. Озарить на покаяние Бог может в любой момент и в любом месте. Озаряет Бог и только Бог. Бог Вездесущ. Он не только в церкви. Он везде. И везде может озарить. Об этом молиться надо и направляться в это. Главное - озариться.

Как понять, что покаяние истинно?

Ходит человек исповедуется, а все опять грешит в том же. Церковь скажет: хорошо, что ходит, пусть ходит в церковь. Но ведь целью является не хождение в церковь и не зависимое привязывание к ней. Церковь лишь средство и условие, одно из. Когда полезное, когда, может быть, и нет.

Понять истинность покаяния можно по делам.

Если человек сумел отбросить то, в чем грешил и покаялся.

Воровал – перестал быть вором. Блудил – перестал делать. Убивал – перестал. Врал – перестал. И так далее. Вот что в нем было безбожным - человек оставил. Вот это и есть истинное покаяние. О таком и говорит, например, преподобный Ефрем Сирин, сам оставивший свои грехи покаянием, которого стали называть «учителем покаяния».

Преп. Ефрем Сирин, которого называют учителем покаяния.
Преп. Ефрем Сирин, которого называют учителем покаяния.

Итак, ты перестал делать то, что творил раньше безбожного. Оставил. Значит - покаялся.

Заключение.

Покаяние – средство для смирения (мира с Богом) и любви Божьей. Не надо творить из покаяние культ, а применять его как работающее, полезное средство.

Покаяние подает Бог, как метанойю и как тшуву.

Можно годами ходить на исповедь, но не иметь покаяние и не стяжать Божье. Не в хождении в церковь успех покаяния, а в том, чтобы его подал человеку Бог и человек оставил безбожное.

Покаяние свойственно не только христианству, православию, но всем духовным течениям. Это универсальное и отличное средство быть с Богом и становиться прекрасным человеком.

Сейчас, в Великий пост, как раз - таки время, когда можно просить истинное покаяние и стяжать его. Хотя, Бог Вездесущ, и подать может в любой рядовой день и в самом необычном месте.

Главное, чтобы подал. Ведь с Богом лучше, чем без Него. Кто это знает – никогда не отрешится от этого.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями и приглашайте на этот канал.

Добра всем