Лариса сидела на табуретке в прихожей и курила, нервно постукивая ногой по полу. Из комнаты доносились приглушённые звуки сборов — Максим собирал вещи.
Лариса затушила сигарету в пепельнице и крикнула:
— Ну ты скоро там? Чего копаешься?
В ответ — тишина. Лариса раздражённо цокнула языком. Наконец, дверь отворилась, и на пороге показался Максим — высокий, широкоплечий парень с потухшим взглядом.
— Ну все, мам... Ухожу я.
— Давно пора! — фыркнула Лариса. — Взрослый уже, чего на шее у меня висеть. Иди своей дорогой. Мне с Пашей семью строить надо, а тут ты под ногами путаешься.
Максим молча кивнул, поднял сумку с вещами и направился к двери. На пороге он обернулся:
— Ну все, бывай, мам...
— Давай-давай, — отмахнулась Лариса, — иди уже. Счастливо тебе.
Дверь за Максимом захлопнулась. Парень медленно спускался по ступенькам, вспоминая своё горькое детство в этом подъезде. Материнской любви он не знал никогда. Лариса воспринимала сына как обузу, досадную помеху на пути к беззаботной жизни.
После развода с отцом, когда Максиму было 7, мать и вовсе забросила его воспитание. Игорь исправно платил алименты, но до Максима они не доходили. Лариса тратила все деньги на свои бесконечные наряды, салоны красоты и ухажёров. А Максим донашивал старую одежду и с 14 лет начал подрабатывать, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.
Он очень старался в школе, надеясь, что мать будет им гордиться. Учителя нахваливали способного мальчика, но Ларисе было всё равно. Её интересовали только собственные развлечения.
Поступив в институт, Максим устроился системным администратором в фирму. Первую зарплату он гордо принёс домой, надеясь помочь семье. Но Лариса тут же отобрала у него все деньги.
— Ой, я так рада, Максимка, что ты у меня работать начал! — сюсюкала она. — Теперь мы с тобой заживём! Мне как раз шубку новую надо прикупить и к косметологу записаться. Ты ведь не против, сыночек?
Максим робко заикнулся, что ему самому нужны деньги — хотя бы на одежду и проезд. Но мать и слушать не стала.
Выручил Максима отец. Игорь к тому времени давно жил в деревне с новой семьёй. Но про сына не забывал, часто ему звонил. Выслушав печальный рассказ Максима, Игорь вздохнул:
— Эх, сынок, не меняется твоя мать. Сначала из меня все соки выжала, теперь за тебя принялась. Ты не отдавай ей все деньги, прячь половину от неё. Скажи, что зарплату урезали. А то ведь на мели останешься.
Максим послушался совета отца. Друг помог ему припрятать половину получки. Ларисе он сказал про урезанную зарплату. Мать расстроилась, но потом выдала:
— А может тебе вообще институт бросить, а? Чего ты там время теряешь? Устроился бы на стройку, там хорошо платят. Ты парень крепкий, справишься. А то что-то денег маловато стало...
Максим ужаснулся от этой идеи. Он мечтал выучиться, стать программистом. Но разве его мечты когда-то интересовали мать?
Из института Максим всё-таки вылетел. Пришлось совмещать две работы, а сил на всё не хватало. Зато сразу после отчисления пришла повестка в армию.
Провожать Максима на службу Лариса не пришла. Сказала, что у неё маникюр и шоппинг, а с проводов она потом фотки посмотрит. Зато приехал отец с женой и сводными братьями Максима. Парень чуть не расплакался от их тёплых слов и объятий.
— Максим, а давай ты после армии к нам переедешь? — предложила ему жена отца, Валентина. — Места у нас много, дом большой. Отдельную комнату тебе выделим. С работой поможем. Да и братья по тебе скучают.
— Подумай, сынок, — кивнул Игорь. — Мы тебе всегда рады будем.
Максим пообещал подумать. В армии он провёл целый год, наслаждаясь письмами от отца и его семьи. А от Ларисы за всё время получил лишь пару коротких записок.
И вот он вернулся. Хотел сделать матери сюрприз — приехал без предупреждения, с цветами. Вот только дверь своим ключом открыть не смог. А потом ему открыла Лариса и ошарашила:
— Ты что здесь делаешь? Ты больше тут не живёшь. Я замуж выхожу, за Пашу. Мы решили начать новую жизнь. Без тебя. Так что забирай свои вещи и уходи.
Максим стоял и не мог поверить своим ушам. Он что, теперь бездомный? Даже в этой квартире, в которой у него есть доля, ему не рады?
Отец снова помог. Забрал Максима к себе, помог устроиться на работу. А потом предложил:
— А давай-ка ты матери свою долю продашь! На эти деньги мы тебе отдельный дом построим, рядом с нами. Заживёшь своей жизнью, женишься. У нас тут девки красивые, работящие.
Лариса сначала возмутилась, когда Максим попросил у неё денег за долю в квартире:
— Ах ты неблагодарный! Я тебя растила, кормила, а ты меня без жилья оставить хочешь? Ничего я тебе не дам!
Но потом, скрепя сердце, всё же выплатила Максиму деньги. Лишь бы он исчез из её жизни раз и навсегда.
И Максим исчез. Вместе с отцом они построили ему новый уютный дом на семейном участке. На новоселье Максим пригласил всю родню. Пришел отец с Валентиной и младшими братьями Максима.
Глядя на счастливые лица родных, слушая весёлый смех, Максим вдруг понял — вот оно, его настоящее счастье. Здесь его дом, его семья. Те, кто его по-настоящему любят и ценят.
Про Ларису он старался не вспоминать. Лишь однажды написал ей короткое письмо, где сообщил о рождении внучки. Ответа не получил. Что ж, видимо, бывшей матери нет дела до его жизни. Что ж, и ему больше нет до неё дела.
Максим с головой ушёл в работу, обустройство дома и воспитание дочки. А когда малышка подросла, во дворе зазвучал звонкий смех и ещё двоих детишек. Сад вокруг дома буйно цвёл, наполняя воздух дурманящими ароматами.
По вечерам, сидя на крыльце с женой и глядя на резвящихся в траве ребятишек, Максим думал о том, через что ему пришлось пройти. Равнодушие матери, безотцовщина, бедность.
Но он со всем справился. И теперь у него есть настоящая семья и настоящий дом. И он твёрдо решил — его дети никогда не будут знать той боли, что досталась ему. Только любовь, забота и понимание. Чего бы это ни стоило.