Найти тему
part.official

Итервью с Полей Бондаревой

Поля Бондарева – художница, которая создает узнаваемые иллюстрации на холстах и стикерах. Ее мордашки можно встретить на улицах Москвы и в баре «Оптимисты».

- Собственно, первый вопрос: если бы ты могла повесить люблю свою работу в любом месте города, то что бы это была за работа и где бы она висела?

- Если думать о том, что уже у меня существует, у меня есть картина, на которой нарисовано лицо улыбающееся и написано «Да нормально все будет», ты ее в «Оптимистах» наверное видел, вот и, так сложилась моя жизнь в последнее время, что задумываясь об этом вопросе, я бы ее растиражировала и распихала бы неподалеку от московских учебных заведений, типо от универов, потому что я сама ее писала, когда меня внезапно отчислили, когда мне приходилось уходить в академ и мне надо было как-то себя поддерживать, у меня были друзья, они мне говорили «Все будет нормально», я им не верила, но в итоге – вот, в один вечер я села и нарисовала, что «все будет нормально» и я сама в это поверила. Мне кажется, что эта штука могла бы поддержать некоторых студентов в подобных ситуациях, НО, если подумать о том, что бы я хотела сделать – мы давно с другом задумывались о том, чтобы вылезти в москву и где-нибудь сделать граффити где мы бы написали, что мы вообще-то не умеем рисовать граффити и вообще мы позеры и не верьте нам пожалуйста.

-2
-3

- На кого ты учишься сейчас или училась раньше? Теперь, как мы знаем, тебя отчислили и ты ушла работать в сбер?

- Я вчера забрала диплом

- Диплом?

-Да, это не связано с тем, что меня отчислили и я ушла работать в сбер, я работала у себя в универе, потом, собственно, ушла работать в сбер, и, вот, этот год учебный у меня должен был быть последним, я поняла, что нет, не хочу, я училась на магистратуре, на теплоэнергетике, поняла, что я просто все это тяну и осуждаю за то, что я плохой ребенок, который не принесет родителям диплом и приняла для себя решение бросить универ, и со следующего года я думаю поступить в московский художественно-прикладной институт на магистратуру, на дизайн. И, грубо говоря, у меня сейчас есть диплом, вот я вчера забрала свой бакалаврский, где написано, что я теплоэнергетик и я бы хотела иметь диплом, в котором будет написано, что дизайнер, чтобы, во-первых, избавиться от синдрома самозванца, что ты самоучка, и во-вторых, чтобы был диплом, в котором будет написано, что ты человек с высшим образованием. Грубо говоря так.

- Понял. Ну, это как раз отвечает на вопрос «профессии по работе.»

- Да-да, я дизайном занимаюсь уже, наверное, 7 лет, вот как я начала учиться в университете я начала сама этим увлекаться, и я вижу, что я расту очень хорошо в этом году, я сделала несколько больших проектов, не в этом году, в прошлом. Вот, есть куда расти и мне кажется, что с дипломом мне будет намного приятнее и проще это делать.

- Окей, могу понять, я по образованию филолог. Ну, учусь.

- И как тебе, нравится?

- Ну, да, это клево, педагогическое и филологическое образование — это круто-классно, много нового узнаешь, прям буквально штуки, которые каждый день замечать начинаешь.

- О, я вот это в дизайне люблю, что я вижу, как сделать лучше. Я даже когда на работу устраивалась, я говорю: «Я не знаю, как мне вам разрекламировать меня, но я иду по улице, и я вижу эти баннеры, я вижу эти вывески, и я знаю, абсолютно точно, как сделать лучше».

- Ну, да, это на самом деле очень приятно осознавать. Я пытался какое-то время заниматься дизайном, влажно мечтал поступить в вышку, когда я еще грезил о своих результатах ЕГЭ, а потом я увидел цену обучения за год, проходные баллы, и я понял, что не, это как-то тумач(!)

- Не, в свое время даже не интересовалась, у меня просто как будто выбора не было - вся семья энергетики. Я думала быть переводчиком – меня не пустили на языки, я думала быть архитектором – меня не пустили на архитектуру, поэтому так сложилось исторически, что я в Москве занимаюсь, училась на теплоэнергетику. Но, теперь это все позади, я чувствую себя свободным человеком, поэтому, что ни делается – то к лучшему.

- Ну, главное, чтобы тебе нравилось.

- Наверное да, реально.

-4

- Тогда, пойдем дальше: как ты влилась в культуру? С чего все началось?

- Я не так давно, наверное, полгода назад, задумалась об этом и вспомнила, что когда мы ездили с родителями в мои лет 11-14 в Европу, я не особо смотрела по сторонам, не восхищалась вот этой вот архитектурой, то есть мне достаточно одного взгляда на город, чтобы я понимала примерно, что здесь происходит. И меня всегда интересовало, почему у меня в родном Волжском все эти малые архитектурные формы типа фонарей и заборов, они чистые, максимум покрашенные, а в Европе все заклеено. Откуда это берется? Я вообще тогда ничего не знала о культуре наклеек, я срывала эти штуки прям с фонарных столбов, у меня были блокноты, там было немного стикеров, я с собой привезла, потому что мало что ты сможешь отковырять. И мне было интересно, кто этим занимается, для чего этим занимаются, тем более там все на немецком, на английском и ты ничего не понимаешь, а в московскую культуру я влилась спустя год, как приехала в Москву, это было в 2022. Я летом познакомилась с одним чуваком из универа, он нашел во мне благодарного слушателя и начал рассказывать про всякие брэнды и фестивали, на которые мне стоит обратить внимание, как художнику. Он узнал, что я делала наклейки, я делала наклейки для того, чтобы их продавать на выставке, но потом решила, что ничего не продам, я не хочу этим заниматься и просто буду их раздавать. На основе этого мы с ним разговорились, он рассказал мне тогда про Мостик, и, буквально мы в августе мы с ним об этом поговорили, в сентябре 22 года я уже была в Графите, к тому времени успела напечатать наклейки, брала у Стикер Мастера, нарисовала мордочки каких-то людей в иллюстраторе, очень криво, очень топорно, но при этом Стикер Мастер мне их напечатал на какой-то очень красивой лазерной пленке и из-за этого они получились шикарными. Я ходила и всем раздавала наклейки, я никого не знала, участвовала в каких-то конкурсах, рисовала на этих стеночках, даже что-то там выиграла. И я еще помню, история из разряда «Кринж», по меркам культуры уличной. Обычно говорят, что она дружелюбная, но я так не очень считаю. Я ушла с того фестиваля с хорошим таким уловом наклеек, потому что со многими поменялась. И у меня была летучая мышка, которую Пижон делал.

- Помню, да

- Вот, у него есть голуби, есть мышки. Я чет не обратила внимание на все остальные стикеры, я поняла, что из всего, что у меня на руках, мне больше всего нравится эта мышка. И я нашла чат Мостика, что-то такое, сфоткала мышку и написала «Ребят, это вообще чье, кто это делает?». А все же считают, что Кирилл он царь и бог, и стыдно не знать, кто это делает. И вместо того, чтобы мне сказать, что это вот этот чувак рисует помимо голубей еще и мышей, люди начали надо мной похихикивать. Я удалила сообщение и легла спать и я тебе отвечаю, я 40 минут спала и проснулась с мыслью: у меня короче в голове сложились голуби и мыши, и я начала гуглить, рисовал ли он когда-то мышей, и я нашла, что рисовал, и думаю, ни хрена себе, как вот стиль человека отпечатывается у нас в голове. И вот после этого я стала ходить на Мостики, на втором Мостике я уже участвовала в экспозиции, на третьем тоже, это было вот осенью прошлой, тоже участвовала в экспозиции, очень собой гордилась, как это так, девочка пришла, что-то нарисовала, меня быстро стали узнавать, вот, мне конечно очень приятно, когда это приятно, когда люди подходят, говорят: «А, я на тебя подписан, ты Поля Бондарева», я такая: «Я тебя не знаю, но я тебя уже люблю»

(смеются)

-5
-6

- Тогда дальше. Касательно «покорять стены», ты уже говорила, что есть «концептуальный» проект, а еще что-то планируешь делать?

- Пока нет. На счет стен, короче, мне кажется, что я больше иллюстратор, чем стрит-артер, потому что я, как минимум, не могу найти время для того, чтобы подержать баллон в руках, для того, чтоб научиться как-то делать тонкие линии, толстые линии. Я граффити рисовала раза три… Все 3 раза меня вполне устроил результат, но в процессе ты понимаешь, что ты из «ванильных» граффитистов, которые боятся ментов, которые не хотят, чтоб их поймали, которые шкерятся, прячутся, выстраиваются в толпу людей, чтоб они смотрели, не едет ли кто, и я себя чувствую не очень комфортно. Плюс, я очень уважительно отношусь к архитектуре города, а до архитектуры, к которой я отношусь неуважительно, ехать далеко, поэтому я больше тиражирую себя в наклейках. То есть, для меня это безопасно и мне это интересно. То есть, вот этот вот прикол с all city мне очень нравится. Мне до него ползти еще миллион лет, но мне нравится сама концепция, мне нравится, что я иду по улице Москвы в каком-нибудь спальном районе и вижу, кто здесь был. Я знаю этих людей, я знаю, чем они занимаются, чем они увлекаются, это своеобразная перекличка, типа «Здесь был Вася» на дереве ножом вырезано, а у нас наклейки. И я считаю, что это достаточно безопасное искусство, которое не портит вид города. В общем так, пока планам на улицу выходить только наклейки клеить, пока рисовать я не хочу. Рисую на холстах и клею наклейки.

-7
-8

- Понял, а касательно того, что ты рисуешь: твой персонаж очень узнаваемый - девочка с черными волосами, с челочкой. Это ты или твой лирический герой?

- Я скажу, что это скорее я. То есть, у этого тоже есть история, что я рисую всю жизнь после того, как я закончила художку, не очень ее любя, я начала рисовать для себя. И, чаще всего, мне приходилось, чтобы узнать анатомию или еще что-то, базировать себя самой. У меня много книг, которые состоят из рисунков реалистичных, я рисовала акварелью, карандашами, гуашью, чем только не рисовала, я всегда рисовала себя, и даже замечала, что если я выдумываю какую-то иллюстрацию, я все-равно рисую сюжет про себя, даже если его никогда не было.

-9
-10

Своего рода, это сублимация. То есть, допустим, я сейчас в своей точке, я чувствую себя счастливой, у меня все хорошо с работой, с учебой, с семьей, с друзьями, с отношениями – я рисовать совершенно не хочу. Но как только у меня появляются какие-то проблемы или переживания, я начинаю все это выплескивать на айпад, на холст, еще куда-либо. Я таким образом переживаю какие-то ситуации и мне это очень сильно помогает. Поэтому, все, что я рисую, это чаще всего про меня или про моих близких людей, которые вдохновляют. Я всегда говорила людям, которые меня просили «нарисуй меня, нарисуй меня», а я с этим сталкиваюсь всю жизнь, я всегда говорила: «если я тебя не люблю, я тебя навряд ли нарисую хорошо, если я тобой не восхищаюсь, если ты мне не нравишься, как человек, то ты хорошо не получишься», поэтому мне не нравится работать на коммерцию.

- Могу понять. Ну и, пожалуй, это отвечает на вопрос «чем ты вдохновляешься при поиске образов для своих работ»

- Да, людьми из своей жизни. Вот недавно я нарисовала картину, просто из ничего ее вытащила, про песца. Я нарисовала песца и написала «Это песец, девочки». Я просто шла домой и увидела, как женщина выгуливает песца с таким невозмутимым видом, как будто она чихуахуа выгуливает. Я на нее попялилась – попялилась, пришла домой, села и такая: «девочки, это песец», начала рисовать песца. Просто нужны впечатления

-11

- Окей следующий вопрос: ты сыграла очень ОЧЕНЬ большую роль в оформлении «Оптимистов». Как так вышло и как ты связана с этим баром?

- История очень интересная, она берет свое начало аж в 2020 году, когда я жила в Волжском, это была пандемия и я тренировалась рисовать людей. И я нашла в инстаграме модельное агентство, которое называлось «Люпен», которое собирает людей с необычной внешностью и, грубо говоря, отправляет их в мир моды. И как-то так получилось, что я с ними заобщалась и они пригласили меня стать их частью. Все это время мое лицо хранилось у них в базе и когда я приехала в Москву, была одна съемка, некоммерческая, это была творческая съемка Стаса Перевалова, он очень крупно фотографировал лица людей и каждому лицу соответствовала какая-то история. То есть человек сам мог рассказать, сколько ему лет, откуда он родом и про что его жизнь.

-12

И я пришла когда на эту съемку, чтобы он сфотографировал мое лицо, прям передо мной стоял Альберт(Прим.: один из основателей и барменов «Оптимистов»), его фотографировали, я подумала: «я бы никогда не подошла к этому человеку в жизни», но он так улыбался и так разговаривал с нами, что мы после этого начали общаться, он всем ребятам, которые участвовали в съемке, сказал, что он открыл бар вместе со своими друзьями, и типа приходите, посмотрите. Я пришла, посмотрела, а я люблю все комментировать, и я сказала: «вам нужно вот здесь вот так, вот тут вот так, хотите – нарисую». Ну, потому что, опять же, на стене на улице рисовать ссыкотно, я говорю: «Хотите, буду рисовать на стене у вас. Единственное правило – вы мне не диктуете, что рисовать и оплачиваете материалы.» Они согласились и почти год мы с ними провели вместе постоянно, я им помогала с рисунками, с фресками, я реально из всех своих работ больше всего горжусь той, которая сейчас над баром в их баре, я простояла 10 часов на стремянке, ни о чем не жалею и говорю: «вы теперь не имеете права закрываться», потому что я считаю, что это лучшее, что я рисовала в своей жизни. Вот так у нас сложились отношения с этим баром.

- Ну да, это прям выглядит внушительно.

- Спасибо

(смеются)

-13
-14

- Есть какие-то задумки или планы на этот год? Или какие-то грандиозные планы к Мостику? Или не очень грандиозные?

- На Мостик скорее всего я подам заявку ребятам на экспозицию, посмотрю, понравится ли им что-то или нет, я к этому очень спокойно отношусь. Скорее всего я туда приду, во-первых, пообщаться с ребятами, опять же с Piva, с Соней с Любовь, все знакомые лица, я их очень люблю, Urban Pank, подойти к ним, пообщаться, потому что все как будто друг друга знаем, хотя общаемся буквально раз в полгода на Мостике. Планирую, да, прийти, посмотрим, на счет экспозиции, возьмут – не возьмут, что-то прям специально готовить к Мостику – ну максимум тираж наклеек сделаю.

- А не в рамках Мостика?

- Не в рамках Мостика просто продолжаю жить свою жизнь, я сейчас больше рисую не в диджитале, а на холстах, и еще у меня есть мысль, что вот сейчас станет тепло, я вылезу в город и хотелось бы не только клеить наклейки, хотелось бы интегрировать в городскую среду маленькие холстики. Вот как ребята клеят барельефы, я бы, наверное, занялась маленькими холстиками. Во-первых, я это умею очень хорошо, очень быстро, у меня есть возможности, и я пару раз пробовала, я так и не подобрала нужный клей, у меня все отваливалось. Вот это вот классическое место, знаешь, на Artplay, где все отмечаются, но я бы попробовала сделать серию холстов и разместить их в городе, в каких-нибудь моих любимых местах, Китай-город, Менделеевская, что-нибудь еще.

- Это амбициозно, будем ждать!

- Да, если что, вы об этом узнаете.

-15

-Так, и последний вопрос: какие советы ты могла бы дать читателям?

-Ну, если учитывать, что читатели такие же чуваки, как мы с тобой, я бы им, наверное, сказала, что не стоит начинать мечтать о том, что твое творчество тебя прокормит. Грубо говоря, тебя сразу никто не полюбит за то, что ты классно рисуешь картинки и не станет платить за это большие деньги, поэтому нужно иметь какую-то профессию, и вот это вот хобби в плане стрит-арта и иллюстрации оставлять в режиме хобби. Я думаю, единицы из нас выстрелят и сделают что-то крутое, за что будут получать бабки и чье творчество их прокормит. Вот, поэтому стоит всегда подумать о том, что рисуночки - рисуночками, а кушать надо. И еще я хотела сказать: не пачкайте, блин, стены! В том плане, что я очень люблю стрит-арт, не знаю, поймешь ли ты меня или нет, если речь идет о стикерах, чтоб все было структурировано, чтоб было красивое комбо, чтоб поперек комбо не было тэгов, чтоб не было ничего замазано, чтоб все аккуратно, как на выставке, вешали свои наклейки. Я вот такой стикер-артер, я люблю, когда все красиво, не люблю, когда грязно. Делайте чисто и тогда будет меньше противников уличной культуры и нас, возможно, больше примут в Москве и других городах.

- Аминь

- Аминь

-16