Нелётные нынче цены. Совсем скоро майские праздники. А там уже близко и лето, период отпусков. И это - хорошо. А вот что плохо - так это то, что слетать куда-нибудь отдохнуть может влететь в копеечку.
Как подсчитал Росстат, средняя стоимость перелёта по России в эконом-классе в феврале выросла на рекордные 42% - по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Этот показатель составил в среднем 7 244 рубля на 1000 километров полёта.
Чтобы было нагляднее - февральские цены на авиабилеты оказались на 10% выше, чем в прошлом августе, в самый пик туристического сезона. Авиакомпании и сервисы бронирования эти расчёты подтверждают. Причем, в марте, по их сведениям, цены продолжили расти. Кто в этом виноват и что с этим делать? Вот об этом давайте сегодня и поговорим. И начнем с направлений, по которым цены взлетели сильнее всего. По данным сервиса “Яндекс Путешествия”, почти вдвое дороже, чем год назад, стали рейсы в Барнаул и Грозный. Причём из любого российского города.
Также в эту сомнительную пятёрку лидеров попали Благовещенск, Мурманск и Улан-Удэ - средние цены на перелёты туда выросли более чем на 70%.
Но тут есть и хорошие новости. Например, перелёт до Нижнего Новгорода, Кемерово, Владивостока и Сыктывкара почти не изменился в цене, в рейсы во Владикавказ даже подешевели!
Теперь давайте разбираться, почему билеты дорожают. Причин несколько. Во-первых выросла стоимость авиатоплива - за два года почти на четверть. Во-вторых, аэропорты уже несколько раз повышали тарифы на обслуживание для авиакомпаний. В-третьих, рейсов в Европу - традиционно прибыльных для наших перевозчиков – теперь нет. Так что свои потери они компенсируют за счёт внутренних рейсов. В-четвертых, из-за роста курса валют и параллельного импорта дороже стали комплектующие для самолетов. Ну и главное - авиаотрасль перестала получать субсидии от государства.
Если в 2022 году на поддержку российских авиаперевозчиков Минтранс потратил 172 млрд рублей, то в прошлом году - уже почти втрое меньше меньше. А в этом году на субсидирование авиаперелетов по России выделили всего 25 млрд руб.
В Министерстве транспорта не отрицают, что стоимость авиабилетов выросла. И даже согласны, что отчасти, это происходит из-за сокращения дотаций. Вот только данные о том, насколько подорожали билеты, у ведомства другие. В марте, в министерстве экономического развития состоялось совещание. Обсуждали итоги прошлого года для авиаотрасли.
И представители Росстата сказали, что авиабилеты за 2023 год стали в среднем дороже на 22%. А по расчётам Минтранса, стоимость билетов увеличилась всего на 5% - даже меньше инфляции. Как так вышло? А потому, что методологии подсчета у ведомств отличаются. В итоге решили сесть и совместно выработать единую систему расчета. Причем, желательно это сделать быстро, ведь такой разлёт в оценках уже привел к проблемам. В начале марта ФАС возбудила дело в отношении компании S7 - из-за цен на билеты. В отрасли с этим не согласны, но когда разные ведомства сами трактуют, что такое «слишком дорого», отстоять свою позицию компании будет сложно.
Ну да ладно. А нам-то, простым туристам, что делать? Тут в плюсе будут те, кто умеет планировать свои полеты заблаговременно - раннее бронирование все еще помогает сэкономить. Но если вы из тех, кто так и не успел определиться с датами отпуска, ловите несколько полезных лайфхаков.
Во-первых, подпишитесь на телеграм-каналы авиаперевозчиков. Помимо рекламы, там есть и полезные сообщения о специальных предложениях, распродажах и промоакциях. Не лишним будет и скачать на смартфон официальные приложения авиакомпаний, ну или подписаться на их новостные рассылки.
И чтобы вас не спамили письмами, можете включить уведомления только на тот период, когда вы планируете поездку - к примеру на лето. Ну и заглядывайте на сайты и в сообщества, которые отслеживают распродажи авиабилетов.
Что касается непосредственно покупки билетов, тут тоже есть свои хитрости, проверенные временем.
Самые дорогие билеты - в пятницу, самые дешёвые - с понедельника по среду, так что лучше подгадать вылет на будний день. Сделайте комбо - берите максимально неудобное время вылета/прилета. К примеру - ночью. Экономия может быть существенной.
Тут, правда, нужно учесть, что ночью в аэропорт ещё нужно добраться, а по прилёту - из него выбраться. Так что часть экономии могут съесть расходы на такси. Поэтому придётся тщательно всё просчитать.
Ну и руководствоваться здравым смыслом. Учитывайте сезон и потенциальные мероприятия в точке прибытия. Если вы, к примеру, летом собираетесь в Питер, то заклинаю вас. Не летите туда в первой половине июня. Там будет Питерский экономический форум, на котором будут примерно все. А это повышенный спрос, дорогие билеты, да и гостиниц не найти. За любые деньги.