Найти тему
Русый

БПЛА: время идёт, удары продолжаются

Оглавление

Нынешняя реальность уже давно приучила нас к новостям, что в очередном регионе нашей огромной Родины сбит/подавлен/прилетел (нужное подчеркнуть) очередной вражеский беспилотник-камикадзе. Как и подобает в таких случаях, всё начиналось с малого и шло по нарастающей: вначале это были редкие атаки приграничных областей, затем атаки на удалении 200-300 км, затем удары уже по Москве. Всё это привело к тому, что информационно резонансные в самом своём начале, атаки беспилотников на день сегодняшний окончательно превратились в рутину бытия, явлением таким же привычным как восход солнца каждое утро. И только самые громкие, из ряда вон выходящие события удостаиваются необходимого информационного освещения.

А поводов для беспокойства немало.

В последние месяцы противник значительно изменил подход к совершению ударов по объектам на нашей территории. Если ещё год назад многие долетающие до наших городов и сёл БПЛА наносили урон по принципу "куда придётся, лишь бы побольше шума", то в последнее время удары стали куда более точечными и опасными. Особенно угрожающая ситуация начала складываться с заводами по нефтепереработке; удары наносились и раньше, однако зачастую объектами атак становились топливные резервуары, потеря которых хоть и неприятна, но в целом терпима. Последние месяцы объектами ударов становятся очень дорогие и долго восстанавливаемые узлы производства нефтепродуктов, в том числе ректификационные колонны. И несколько результативных попаданий по таким узлам уже привели к тому, что мощности по производству нефтепродуктов снизились на 10-15%. Что за этим будет следовать - я думаю всем понятно: на любой дефицит рынок всегда реагирует повышением цены на товар. А повышение цены на такой стратегический ресурс как бензин или солярка автоматически "потянет" за собой повышение цен вообще абсолютно на всё.

Буквально вчера состоялся новый резонансный удар вражеского БПЛА - на этот раз беспилотник долетел аж до Татарстана, до города Елабуга, где находится завод по производству наших беспилотников. Лишь по счастливой случайности обошлось без жертв, несмотря на то что удар пришёлся в здание студенческого общежития. Кадры удара мгновенно облетели все новостные издания.

Пикирование беспилотника в Елабуге
Пикирование беспилотника в Елабуге

Что важно отметить?

Во-первых, расстояние от границы до места удара по прямой составляет 1200 километров (!!!)

Во-вторых, удар наносился беспилотником, визуально очень похожим на UJ-22 Airborne. И чтобы вы понимали, это не какой-то маленький карманный БПЛА, который едва увидишь, это по факту почти легкомоторный самолёт, только в беспилотном исполнении. Его длина 3,3м, размах крыльев 4,6м, а взлётная масса 85 кг!

В-третьих, крейсерская скорость данного беспилотника составляет 120км/час, и летит он достаточно шумно, так как он винтовой. А что это значит? Это значит, что данный агрегат "протарахтел" над территорией России минимум 10 часов, И НИКТО ЕГО НЕ ОБНАРУЖИЛ И НЕ СБИЛ!!!!

UJ-22 Airborne. Как можно увидеть, "самолётик" весьма внушительный
UJ-22 Airborne. Как можно увидеть, "самолётик" весьма внушительный

И в этот раз снова раздались голоса, что беспилотники были запущены не с территории Украины, а либо с нашей территории руками вражеских ДРГ, либо вообще с территории соседнего Казахстана. Точно такие же голоса звучали и ранее, когда беспилотники долетали до моей родной Псковской области или Ленинградской области - там ходили слухи, что дроны прилетают с Прибалтики. Людей понять можно - у здравомыслящего человека не укладывается в голове, КАК может такой шумный, малоскоростной и большой летающий объект пролететь многие сотни километров и остаться незамеченным. Поэтому и строят такие версии, чтобы хоть как-то объяснить происходящее. Однако правда куда более прозаична и проста, чем нам может показаться. Беспилотники действительно летят с территории Украины, и действительно пролетают незамеченными тысячи километров. И причин тому несколько.

1. Системы противовоздушной обороны достаточно сильно рассредоточены по всей линии фронта. Прикрывать надо огромные пространства, а людей и машин на такой объём работ явно недостаточно. Да и даже в тех местах, где наша группировка ПВО очень сильна (например в Крыму), всё равно не всегда удаётся сбить все цели - что-то да пролетает.

2. Современные БПЛА сделаны из лёгких композитных материалов, практически не имеют теплового следа и летят на очень низкой высоте (от 40 до 80м). Всё это в совокупности значительно затрудняет обнаружение БПЛА стандартными средствами ПВО. Добавим сюда тот факт, что противник тоже не глупый, и умеет анализировать и наблюдать, поэтому маршруты полёта БПЛА выбираются в обход позиционных районов ПВО, по складкам местности.

3. После того, как беспилотники преодолевают приграничный рубеж, дальнейший их полёт значительно упрощается. И никаких странностей и секретов тут нет, ибо территория нашей страны огромна, а население всё больше и больше концентрируется в городах. Чего уже далеко ходить, в моей родной Псковской области есть огромные пространства, на которых уже давным-давно не живут люди, а значит некому даже банально увидеть и сообщить в соответствующие органы о пролёте подозрительного объекта. А если ещё вдобавок проложить маршрут беспилотника над многочисленными озёрами, болотами и труднодоступной местностью, то шанс обнаружения БПЛА уменьшается до мизерных значений. Вот и летит он сотни километров, по 6-7 и более часов, и никто об этом не знает.

Ниже привожу комментарий человека, который не понаслышке в курсе проблемы:

"Как происходит обнаружение и уничтожение "крыла" сегодня. Штатными средствами ПВО их обнаруживают редко, ибо теплового излучения от них с гулькин нос, а высота на которой они проходят границу менее 100 метров. У нас как-то и на 40 пролетал, но обычно 60-80.
Обнаруживает их чаще всего какая-нибудь баба Валя из села Подгорье, которая доходит до телефона или кричит соседке и те звонят сельскому главе. Глава сообщает об этом местному замглавы администрации по безопасности, оный поднимает отряды самообороны и звонит в ПВО.

Иногда удается свалить это крыло, выяснив его дальнейший маршрут, но бывает, что оно уходит дальше. В последнее время Украина начала запускать не по одному, а два три крыла, которые пойдя границу, уходят по разным точкам. В таком случае, даже потеря одного или двух не помешает нанесению удара.

После того, как дрон прошел первую-вторую линию в приграничье и ушел по заданному маршруту, не знаю, отслеживают ли его дальше вообще кто-то до цели. Судя по всему, не особо."

Что делать в этой ситуации? Как решать сложившуюся проблему?

Изобретать велосипед в данном случае совершенно ни к чему, необходимо лишь вспомнить старый опыт и усовершенствовать его с учётом нынешних технологий. Необходимо создать единую систему обнаружения и оповещения воздушных целей и замкнуть на неё мобильные группы поражения.

Как поступали наши деды и прадеды во времена, когда никаких развитых систем ПВО не существовало? Правильно, внимательно смотрели и внимательно слушали. Что мешает нам сегодня поступить точно также, но ещё и лучше?

Беспилотники летят низко, летят шумно, крейсерская скорость невысокая, в районе 150 км/час. Это значит, что такую летящую цель по силам обнаружить обычному человеку с земли, даже без применения специальных средств. А если организовать наблюдение за воздушным пространством по уму и по последнему слову техники, то мы получим надёжную и эффективную систему обнаружения и оповещения.

Создать стационарные наблюдательные посты, как с использованием вышек, так и используя естественные высоты. Установить их в шахматном, перекрёстном порядке с максимальным насыщением вблизи границы и обязательным "перехлёстом" обзора с целью недопущения ошибок одного конкретного расчёта (то есть чтобы летящую цель могли обнаружить как минимум на двух постах).

Снарядить посты современными средствами обнаружения, такими как ночники и тепловизоры.

Связать всю систему мгновенными каналами связи, и замкнуть её на единый мониторинговый центр.

Далее напрямую соединить систему обнаружения и систему поражения воздушных целей. Что может входить в систему поражения? Это могут быть мобильные группы ПВО, например старые добрые зенитки ЗУ-23-2, на которых я имел честь нести срочную службу в армии.

Зенитная установка ЗУ-23-2 на автомобильной базе КАМАЗа. Очень мобильная и высокопроходимая установка, способная в кратчайшие сроки выдвинуться на позиции и отработать по цели
Зенитная установка ЗУ-23-2 на автомобильной базе КАМАЗа. Очень мобильная и высокопроходимая установка, способная в кратчайшие сроки выдвинуться на позиции и отработать по цели

Ещё лучше, если наряду с мобильными группами наземного ПВО будет работать группа патрулирования на вертолётах, снаряжённых необходимыми пулемётами. Вертолёт спокойно может догнать цель и поразить её даже над труднодоступными местами, такими как болота или русла рек, где проезд автомобильной техники невозможен.

И работать всё это хозяйство должно чётко, как часы. Чтобы не "баба Валя из села Подгорки" по телефону звонила в полицию, а чтобы воздушный объект обнаруживался и отслеживался молниеносно специально предназначенными для этого людьми, с полной информацией по маршруту движения и предупреждением следующих постов. Чтобы моментально по анализу направления движения выдвигались мобильные группы поражения и сбивали цель. Чтобы на каждом этапе полёта беспилотника мы могли иметь полную информацию о нём и прогнозировать дальнейшее его движение.

Все возможности для этого есть.

В систему наблюдения и обнаружения очень легко можно привлечь помимо опытных военных, солдат срочной службы. Это всяко будет интереснее для срочников и полезнее для Родины, чем пришивание по десятому разу за неделю бирок на противогазе и стояния на плацу по полдня.

Если не хочется много людей привлекать - можно частично решить проблему установкой современных камер с многократным увеличением, например на вышки сотовой связи. Такие устройства используются у тех же украинцев для обнаружения наших беспилотников, и более того, помимо визуального обнаружения они могут определять воздушную цель по звуку.

Всё можно сделать, нужно лишь этим заняться нормально и по существу.

Но с этим, как водится у нас, есть проблемы.

Кто-то может подумать, что предложенный мною вариант слишком дорогой по стоимости. Совершенно уверен в том, что это будет гораздо дешевле, чем потеря дорогостоящего нефтеперерабатывающего оборудования.

Кто-то может подумать, что нет смысла создавать такую систему, потому что по окончанию с-операции она потеряет смысл. Я же думаю, что всё только начинается, и окончание боёв нынешних никак не прекратит будущие угрозы из вне. Ведь недоброжелателей у нас всегда, к сожалению, хватало. Беспилотники - это всерьёз и надолго, и отработка всех необходимых мероприятий по их обнаружению и уничтожению есть ключевая работа по обеспечению национальной безопасности.

Спасибо большое за внимание! Всем всего доброго и ясного! До новых встреч!