При прохождении этой темы учитель должен опереться на те знания учащихся о твердом и мягком произношении согласного звука, которые они приобрели в процессе обучения грамоте, а именно:
- Согласные звуки произносятся твердо и мягко (мыла-мила, угол-уголь, уголки-угольки).
- Буквы и и ь являются показателями мягкости согласного.
- Буква ь звука не обозначает, а служит показателем мягкости согласного звука в конце и середине слов (конь-коньки).
В процессе работы по данной теме эти знания надо закрепить соответствующими упражнениями в слого-звуковом анализе слов с мягким согласным звуком на конце, составлении их из букв разрезной азбуки, чтении и письме этих слов.
При таких упражнениях очень полезно использовать прием сопоставления: кон-конь, угол-уголь, жар-жарь и др.
В результате указанной работы учащиеся подводятся к выводу, что ь - буква и ставится она для обозначения мягкости согласной. Буква ь звука на обозначает.
Для закрепления правописания слов с ь на конце необходимо провести следующие упражнения:
- Придумывание учащимися слов с мягким согласным звуком на конце и в середине слова.
- Придумывание предложений с этими словами.
- Деление на части слов с ь в середине для переноса (конь-ки).
- Письмо слов по слуху (диктант).
- Изменение слов по образцу с подчеркиванием ь и согласной перед ним: кони-конь, столы-стол, гуси-гусь и т. д.
- Дополнение по смыслу недостающего слова в предложении: сложили в … (угол, уголь), Коля взял … . Было … часов вечера (шест, шесть).
- Вставка в предложение недостающего слова по смыслу (на руке … пальцев, зимой бывает самый короткий …)
- Письменные ответы на вопросы (Что опускают в почтовый ящик? Какая редька на вкус?).
- Составление рассказа с включением данных учителем слов с мягким знаком: семь лет, азбука, тетрадь, читать, писать (Примерный рассказ с включением этих слов: Мне семь лет. Я учусь в школе. Учитель дал мне азбуку. Папа купил мне тетрадь. Я стал читать и писать).
- Письмо диктантов. Примеры диктантов:
- Ваня - мой приятель. Мы пошли гулять. Был жаркий день. Вот ручей. А вот ельник. Там тень. Мы были в лесу весь день.
- Варя и Катя стали играть. Они стали варить суп. Это мясо. Вот соль и фасоль. Все ели суп. А Шарику дали кость.
- Мама работала весь день. Мама легла спать. Таня стала петь. Нельзя, Таня, петь. Пей чай и иди спать.