Найти тему

Фотография 9х12. Где и как используют метаданные.

Оглавление

Ежегодно объем информации в мире увеличивается примерно в пять раз.

Каждую минуту:

  • в социальных сетях появляется около 500 000 новых фотографий,
  • на видеохостингах просматривается 694 000 часов видео,
  • в мессенджерах отправляется более 14 000 000 сообщений!

А задумывались ли вы когда-то, что каждая созданная вами единица информации, будь то фотография, видео, файл – несет в себе нечто бОльшее? При создании любого цифрового контента автоматически генерируются так называемые метаданные - информация о технических характеристиках файла, о любой манипуляции с ним.

Сегодня рассказываем о том, что такое метаданные, как они «работают» и есть ли способ защитить информацию от избыточного внимания злоумышленников.

Фотография 9х12

Все, что мы делаем онлайн – отправляем фото, файлы, публикуем посты, создаем музыкальные подборки, совершаем покупки - помимо заявленной информации оставляет за нами так называемые цифровой следы. Эти следы формируются именно за счет метаданных. Часто, особенно обычными обывателями, данный факт игнорируется, а вместе с ним растет угроза противоправных действий. Изучив, например, фотографии в соцсетях, преступник может построить стандартный маршрут жертвы, а также узнать ее излюбленные места и предпочтения. На основе этих данных подготовить фишинговую атаку или воспользоваться методом социальной инженерии.

Виды метаданных

В классификации Национальной организации по информационным стандартам (NISO) выделяют три вида метаданных:

Описательные — сведения, которые отражают содержимое файлов или текстовых документов. Они нужны, чтобы ранжировать и группировать объекты, обеспечивать их быстрый поиск. Например, к описательным метаданным исследовательской работы относят ФИО автора, название, аннотацию, ключевые слова.

Структурные — информация о способах хранения данных и их формальных свойствах. К структурным метаданным телефонного звонка относят длительность, время начала и завершения разговора, а электронной книги — размер и тип файла.

Административные — то, что необходимо для управления сайтом или его содержимым, а также базами данных и трафиком. К таким метаданным относят права доступа или лицензионные правила.

Каждому типу файлов автоматически присваивается свой набор метаданных:

Фотографии. Изображению автоматически присваивается следующая информация: формат, размеры, разрешение, глубина цвета, сжатие. Указываются и свойства камеры — например производитель, длина выдержки, диафрагма, ISO. В современных камерах часто настроены гео- и тематические теги.

Видеофайлы имеют аналогичный набор метаданных, дополнительно им присваиваются частота кадров и свойства звука.

Аудиофайлы. В стандартном перечне метаданных трека представлены сведения о дате создания и редактирования файла, исполнитель, альбом, название композиции и ее номер, битрейт, частота дискретизации.

Сообщения в мессенджерах. Основные метаданные — время отправки и получения, адресат, вложения, реакции-эмоджи.

Имейлы. Сохраняются время отправки, электронные адреса, IP отправителя.

Учетные записи в соцсетях. В набор метаданных пользовательского профиля входят номер телефона, количество просмотров, лайков записей и друзей в френдлисте.

Все типы файлов. Универсальные метаданные, которые присваиваются всем видам файлов без исключения, — место хранения, дата и время создания и последующих редактирований, размер, тип, владелец.

Расширение файла. По нему операционные системы считывают кодировку и подбирают программу, способную его открыть.

-2

Где и как используют метаданные

Основные цели отслеживания метаданных — это:

Установка лицензионных ограничений. Метаданные используют, чтобы задать условия распространения информации, определить автора публикации или фото.

Мониторинг активности в интернете. Сведения из переписок по email и в мессенджерах, а также об активности пользователей на веб-страницах помогают обнаружить авторов запрещенного контента, противодействовать терроризму и экстремизму.

Сортировка и идентификация содержимого сайта. С помощью метаданных упорядочивают процесс поиска информации, а алгоритмы Yandex и Google, например, определяют тип контента на сайте.

Анализ поведения потребителей. Метаданные помогают онлайн-магазинам отслеживать запросы, потребности и изменения вкусов посетителей. Также маркетологи целенаправленно собирают информацию об их местонахождении, интересах, типах устройств, с которых они заходят на сайты. Все это помогает разработать эффективную стратегию продвижения и запустить результативную рекламную кампанию.

Отслеживание местонахождения пользователей в законных и незаконных целях. Метаданными пользуются правительственные организации и, к сожалению, злоумышленники. Зная IP-адрес пользователя, можно получить личные сведения вплоть до его места работы и адреса проживания.

Доступ к вашим метаданным, которые передаются через интернет, есть у самых разных людей и организаций. Правительства разных стран требуют от телекоммуникационных компаний хранить метаданные определённое количество времени для нужд правоохранительных органов и спецслужб. В России за эту процедуру отвечает «пакет Яровой», который предписывает сотовым операторам и интернет-компаниям хранить до шести месяцев весь пользовательский трафик — переписку в мессенджерах, социальных сетях и электронной почте, аудиозаписи звонков. При этом метаданные — то есть информацию о том, кому и когда звонил или пересылал файлы пользователь, — нужно хранить ещё дольше, а именно в течение трёх лет. Правоохранительные органы могут получить эту информацию по запросу.

Представляют ли метаданные угрозу?

Накопленным массивом метаданных об одном человеке могут воспользоваться мошенники, практикующие методы "социальной инженерии", а также организаторы спам-рассылок и звонков. Сведения об отправляемых файлах также могут применяться для "кражи личности" и в атаках на организации.

Преступники узнают характеристики ПО компании и атакуют ее сеть. Для этого пишут эксплойт, который находит уязвимости в системе безопасности, а затем нарушает работу IT-инфраструктуры и/или помогает получить контроль над ней. Нужную информацию можно получить из любого файла компании, например документа Word.

По метаданным фото определяют маршруты пользователя. Если вы выкладываете снимки в соцсеть или отправляете их своим контактам, злоумышленники могут вычислить геоданные и узнать, где вы работаете, живете и любите проводить свободное время.

Данные о версии ПО, фото и сообщениях применяют для мошенничества и шантажа. Например, под определенное техническое окружение подбирают фишинговые ссылки или используют информацию о ваших адресатах, чтобы выдавать себя за них.

Когда метаданные полезны и необходимы?

Метаданные защищаются точно также, как и обычные данные, особенно если дело касается организации, а не обычного пользователя.

Метаданные могут оказаться полезными, если дело касается рабочих моментов. Так, метаданные могут помочь определить, в каком редакторе и на каком ПО был создан файл, его рабочее название и дату создания. Это может дать возможность преобразовать файл или использовать его в новой системе. Кроме того, даже обычному пользователю бывает нужно вспомнить, где и когда был создан файл или сделано фото. Так же метаданные нужны в качестве истории, чтобы можно было понять, какого вида данные были ранее, особенно если наборы данных сохраняются в более старом варианте.

Когда стоит удалять метаданные?

Большинство соцсетей, мессенджеров и платформ автоматически удаляют метаданные графических файлов, если загружать их с помощью функции «Камера», а не вложенным документом. При таком способе отправки объекта в Telegram, WhatsApp или Viber картинка или видео не будут содержать информацию об устройстве пользователя, ПО и прочих характеристиках. Однако метаданные текстовых файлов сохраняются независимо от платформы и способа загрузки.

При размещении графики на фотостоках, таких как Unsplash, Pinterest, Pexels, метаданные полностью исчезают, а если отправлять файлы через почтовые сервисы (Google, Яндекс, Mail), — остаются.

В каком случае удаление метаданных может сыграть вам на руку и защитить от излишнего внимания со стороны злоумышленников?

  • При отправке личных фото/видео/документов с использованием мессенджеров.
  • При размещении личных фото/видео/графики/документов в облачных сервисах.
  • При размещении фото/видео на публичных ресурсах в сети интернет.
  • При отправке личных фото/видео/документов по почте.

Как удалить метаданные с фото/видео.

В iPhone:

  • открыть приложение «Фото» и выбрать фото, с которого нужно удалить метаданные,
  • нажать на значок «Поделиться» в правом нижнем углу экрана и выберите вариант «Не сохранять метаданные»,
  • нажать на кнопку «Готово».

На Android:

  • скачать Google Фото,
  • воспользоваться приложением Metadata Remover (или любым другим подобным приложение, обратив внимание на описание, рейтинг, отзывы и дополнительный функционал).

Также альтернативным способом удаления метаданных являются сайты, на которые можно просто загрузить свои файлы перед отправкой, ничего не скачивая и не копаясь в настройках устройства. Стоит учитывать, что у бесплатных версий есть ограничения по размеру файла, обычно до 5 МБ.