Первый Иерусалимский храм также называют храмом Соломона, поскольку он был построен в 950-х годах до н.э. именно при этом израильском царе. В 586-м году его разрушило вавилонское войско по приказу своего царя Навуходоносора, которого евреи до сих пор поминают незлым, тихим словом. Еврейский народ был тогда уведен в вавилонский плен, после чего надолго прекратилась история его государственности.
Но затем персидский царь Кир Великий основал империю Ахеменидов, которая покорила и Вавилон, и Ассирию, и Египет, и всё, всё, всё. Евреям тогда разрешили вернуться на родину, дали внутреннее самоуправление, дозволили восстановить святыню и даже отсыпали под это дело золота.
Работы велись под началом Зоровавеля – персидского наместника в Иудее, который был потомком древних царей Израиля, так и иудейских первосвященников. Когда в 520-м году до н.э. строительство было завершено, новый Иерусалимский храм стали называть храмом Зоровавеля.
В десятилетия. Предшествующие началу нашей эры, иудейский царь Ирод Великий произвел масштабную реконструкцию храма, сильно обветшавшего за предшествующие столетия. Она была настолько глобальной, и получившийся результат настолько всех восхитил, что его стали называть храмом Ирода.
Но после ухода из жизни этого правителя Иудея попала в полую зависимость от Рима, что, без сомнения, не понравилось широким народным массам. Началась череда восстаний, и в 70-м году н.э. римский военачальник Тит – сын императора и сам будущий император, сжег Иерусалим и разрушил храм.
Евреи тогда были изгнаны со своей родины, на месте города был расквартирован легион, который зорко следил за тем, чтобы здесь не появился ни один человек с пейсами. Это правило не было отменено в течение всей эпохи римской и византийской власти, хотя иудеям в дальнейшем разрешили раз в год приходить в город, чтобы поклониться хоть камням святыни – с того времени стена бывшего храма получила название Стены плача.
Но построить храм заново не представлялось возможным, ведь еврейский народ почти на две тысячи лет перестал быть хозяином на своей земле. Эта проблема была решена в 1948-м году, когда на политической карте мира появилось государство Израиль. Почему же за 70 с лишним лет евреи даже не почесались, чтобы восстановить самую главную святыню своей религии?
Потому что после падения храма иудаизм претерпел многие изменения. Мудрые раввины приняли решение, что утрата родины – еще одна кара еврейскому народу за его грехи. Возникло пророчество, что отстроить храм заново может только мессия, посланный Господом, причем, это произойдет чудесным способом – новое здание возникнет из ниоткуда. Ждем-с, пока почешется товарищ Яхве.
Есть и иные причины. Посмотрите на это фото: видите это большое синее здание с золотым куполом? Это мечеть Купол скалы, третья по значению святыня ислама, и когда в арабском интернете появляются фейки о том, что Израиль ее, якобы, сносит, тысячи людей по всему миру выходят на улицы. А что будет, если это действительно произойдет?
На самом деле, евреи не очень в претензии: когда в 637-м году арабские армии заняли Иерусалим тут не было евреев, а на месте храма оставалось лишь несколько каменюк. Они просто построили свою мечеть на самом высоком месте, и, кстати, разрешили вернуться в город евреям. Мирные договоры с Египтом и Иорданией, которые израильтяне очень ценят, содержат запрет что-либо сносить и что-либо строить на храмовой горе, и она включена в список ЮНЕСКО.
Есть и еще один чисто культурный момент. После разрушения храма иудаизм обратил внимание на духовную составляющую и нравственное совершенствование человека. А если бы храм был построен вновь, пришлось бы возрождать сословие жрецов, выбирать первосвященника, регулярно приносить в жертву всяких агнцев, голубей и тельцов. Т.е., иудаизм из религии, для которой важны, в первую очередь, мораль и нравственность, превратится в веру, где центральной является чисто обрядовая сторона. Многие думают: а оно нам надо?