Коми литература стала такой, какой мы ее любим, благодаря многим людям. Среди них стихотворцы и новеллисты, сказочники и баснописцы, каждый из которых был признанным мастером своего дела. И особняком в их когорте стоит один выдающийся автор – универсальный человек, границы талантов которого простирались далеко за пределы мира литературы. Это Виктор Савин – не только писатель и журналист, поэт и драматург, но и актер и режиссер, песенник и хормейстер. И при этом – неоднозначная личность трагической судьбы. Таким был этот сын земли корткеросской, цикл статей о которой мы продолжаем на нашем канале. В первой части рассказа о Небдiнса Витторе мы познакомим читателей с удивительной историей его жизни.
Виктор Алексеевич Савин родился 22 ноября 1888 года в деревне Трош села Небдино, что в 30 километрах от Корткероса, у бедной четы крестьян. Он был их первенцем – после него в семье появилось еще семь детей.
Родители Виктора не имели образования. Только отец мог худо-бедно читать по слогам – научился в армии, – мать же не умела и этого. Тем не менее, об образовании старшего сына родители по мере своих возможностей старались заботиться. Так, отец подарил маленькому Виктору его первую книгу – букварь. А мать, как только сын усвоил азы чтения и письма, добилась его зачисления в Небдинское земское начальное училище. Ходил туда мальчик четыре года.
Окончив училище в 1899-м, Виктор захотел продолжать образование. Его родители поддержали его стремление и решили отдать сына в школу второй ступени в селе Деревянск, что в 60 километрах от Небдино. Начать посещать ее, однако, мальчик смог только в 1901-м, да и то только потому, что ему как очень способному ученику разрешили не платить за проживание в общежитии.
Окончил Виктор школу второй ступени в 1904-м круглым отличником. Аттестат, выданный ему при выпуске, давал право работать учителем, однако ему такой возможности нигде не предоставили. Тогда, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию, он отправился в село Усть-Кулом, расположенное неподалеку от Деревянска, и устроился в местную управу. После двух лет работы там в 1906-м его повысили до волостного писаря и перевели на Печору, в село Усть-Щугор. Там он, подружившись с ссыльными, познакомился с революционными идеями, которые, однако, не нашли отклика в душе 18-летнего юноши.
Летом 1906-го Савин вернулся в Небдино, а зимой поехал с отцом на Южный Урал. Немного поработав на заготовке дров в поселке Богословском, он решил остаться там, для чего опять же устроился в местную управу.
А в 1911-м Виктор, успевший к тому времени жениться, уехал с семьей на Украину. В Кривом Роге он стал конторщиком на железных рудниках. В 1914-м, когда началась Первая Мировая война, его призвали в армию, но спустя всего несколько месяцев по причине близорукости демобилизовали. После Февральской революции несостоявшийся солдат был избран членом рудничного комитета. Тогда же началась его литературная деятельность – он написал две пьесы, которые впоследствии поставили на сцене. Октябрьскую революцию Савин хоть и поддержал, также встретил на Украине. Вернулся на родину он с семьей лишь в начале 1918-го, когда Криворожье заняли немцы.
В Усть-Сысольске, как назывался тогда Сыктывкар, только что пришедшие к власти в городе большевики взяли своего новоприбывшего сторонника делопроизводителем в уездную Чрезвычайную комиссию. Савин включился в борьбу с контрреволюционной деятельностью с энтузиазмом. Доходило даже до того, что он лично участвовал в оперативных мероприятиях – в частности, он арестовал жившую в Усть-Сысольске бывшую жену последнего председателя Временного правительства Александра Керенского Ольгу Барановскую.
В 1918-м же Савин начал писать стихотворения на коми языке. Первое из них он сочинил в августе, когда его назначили секретарем Чрезвычайной комиссии. Оно называлось «Горд звон» («Красный звон») и являлось своего рода одой Октябрьской революции. Когда дошло до публикации, Савин настоял на том, чтобы под стихотворением поставили подпись «Небдiнса Виттор» («Виктор из Небдино») – так появился псевдоним, ставший впоследствии знаменитым. Вскоре после «Горд звон» его автором были написаны и первые пьесы на коми языке – «Корасьысь» («Сватающийся») и «Гудрасьом» («Переполох»).
Накануне годовщины Октябрьской революции Савина приняли в компартию, на тот момент РКП(б). Уже в ноябре 1918-го он был кооптирован в комиссию, занимавшуюся отбором произведений на коми языке для учебных пособий для школ Усть-Сысольского уезда. Именно перед ее членами он впервые прочитал публично некоторые из своих ранних стихотворений. Тогда же в Усть-Сысольске прошли премьеры пьес «Корасьысь» и «Гудрасьом» в постановке труппы, основанной самим автором. Наконец, в этот же период Савин, еще в школьные годы освоивший нотную грамоту и пристрастившийся к пению, создал любительский городской хор. Ну а декабрь ознаменовался для него очередным повышением: его избрали председателем уездной чрезвычайной комиссии.
В начале 1919-го Савин поставил свою первую драму «Ыджыд мыж» («Большая вина»). Его политическая карьера тем временем продолжала идти в гору, и уже летом его избрали секретарем Усть-Сысольского укома РКП(б). Позже Савин был назначен также редактором газеты «Зырянская жизнь», в 1921-м переименованной в «Югыд туй» («Светлый путь»). Работая на этой должности, он развил привычку во время перерывов музицировать на балалайке и, как следствие, начал писать еще и песни. Осенью в Усть-Сысольске поставили первую большую пьесу Савина – «Шондi петiгон дзоридз косьмис» («На восходе солнца цветок увял»). Главную роль в ней исполнил сам автор.
Вскоре после премьеры «Шондi петiгон дзоридз косьмис» в планы Савина вмешалась Гражданская война: в конце 1919-го все большевистское руководство уезда было вынуждено эвакуироваться из Усть-Сысольска из-за наступления белых. Однако уже к новому году красным удалось выбить противника из города, и Небдiнса Виттор смог возобновить работу – как творческую, так и партийную. В начале 1920-го его труппа совершила гастроли по Коми краю. Весной Савина, по-прежнему секретаря укома, избрали также членом его президиума. А летом его привлекли к работе по подготовке I Всезырянского съезда коммунистов, запланированного на начало 1921-го.
Этот эпизод можно считать водоразделом, после которого Савин стал все сильнее отдаляться от политики ради искусства. Работая над подготовкой к съезду, он не проявил привычного энтузиазма, а в конце 1920-го покинул должность секретаря укома. Уже в начале 1921-го его избрали в состав Коми обкома РКП(б), однако заставить его регулярно посещать партийные собрания не удалось. Тогда же Савин выступил с идеей создания в Усть-Сысольске «Труппы актеров Сыктывкарского коми театра» («Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукор», или, сокращенно, «Сыкомтевчук»), которая ставила бы пьесы, адаптированные для местного населения. Как только инициативу одобрило уездное руководство, ее автор приступил к написанию репертуара для своего детища. За весьма короткий срок из-под его пера вышло сразу несколько новых пьес, включая народно любимые «Райын» («В раю») и «Тшын» («Дым»).
На период с 1922-го по 1930-й пришелся пик творческой деятельности Савина. В 1922-м его произведения начали печатать в непериодических изданиях. В 1924-м увидел свет его первый поэтический сборник – «Сьылан-лыддянъяс» («Песни, стихи»). В газетах и журналах на протяжении всех этих лет публиковались его рассказы и очерки. Продолжал он и руководить созданным им хором, попутно расширяя его репертуар за счет песен собственного сочинения. Одна из них, «Варыш поз» («Соколиное гнездо»), в 1994-м легла в основу гимна Коми. Другая, «Югыд кодзув» («Светлая звездочка»), обрела немалую популярность в финно-угорском мире.
В то же время в Коми обкоме РКП(б) росло недовольство Савиным из-за его оторванности от партии. В 1923-м он получил первый выговор, а в 1925-м – второй и был вынужден уйти с поста редактора «Югыд туй».
В творческой деятельности, впрочем, препятствий Савину до поры до времени не чинили. Отчасти было даже наоборот: в 1926-м его избрали в правление созданной в том же году Коми ассоциации пролетарских писателей (КАПП) и ввели в редколлегию нового литературно-художественного журнала «Ордым». А в 1929-м – назначили одним из руководителей основанного тогда же в Усть-Сысольске сводного городского хора исполнителей русских и коми песен.
Новая волна критики, которая касалась уже творческой деятельности, обрушилась на Савина в 1930-м. Инициировал ее Коми обком компартии, с 1925-го ВКП(б), который весной того года обвинил писательское сообщество региона в национализме. Когда дошло до аргументов, в качестве главного из них привели пьесу Савина «Рытъя» («Вечернее»), где усматривалось, в частности, оправдание кулачества. Но несмотря на серьезность обвинений, комиссии по чистке КАПП удалось отстоять литератора, и в том же 1930-м его во второй раз переизбрали в правление ассоциации.
В конце 1930-го по инициативе Савина был создан Коми инструктивно-передвижной профессиональный театр (КИППТ). В начале 1930-х его труппа поставила две новые пьесы Небдiнса Виттора – «Арт» («Итог») и «Моль». В 1931-м вышел первый том собрания его сочинений. В 1932-м – второй, а также было распущено правление КАПП, в котором состоял Савин. Тогда же литератор побывал на нефтеразработках на Ухте и под впечатлением от поездки начал писать ряд произведений, которые, впрочем, так и остались незавершенными. В 1933-м увидела свет поэма «Сыктывкар» – самое объемное сочинение Савина в стихотворной форме. В 1934-м Небдiнса Виттор был избран в правление созданного в том же году Коми отделения Союза писателей. В этот же период он непродолжительное время работал в областном радиокомитете. Наконец, в середине 1930-х он начал переводить на коми язык пьесы других авторов – как отечественных, так и зарубежных – и попробовал себя в написании ораторий.
В 1935-м нападки на Савина возобновились. На этот раз все началось с того, что его предложила исключить из ВКП(б) первичная партийная организация. Многие доводы ее членов были откровенно абсурдными – например, их возмущало то, что Савин не платит лично взносы, поручая это своей жене. Но несмотря на это, предложение исключить литератора из партии поддержали в Сыктывкарском горкоме ВКП(б). И только в обкоме высказались против, но с оговоркой, что Савина надо больше привлекать к общественно полезной работе. В связи с этим тем же летом Небдiнса Виттора отправили в Архангельск на I съезд советских писателей Северного края.
Последние годы на свободе Савин прожил в постоянной тревоге: многие его коллеги к тому времени были уже репрессированы, и он чувствовал, что в любой момент может разделить их участь. Это заставляло его злоупотреблять алкоголем, что, опять же, не улучшало его отношений с однопартийцами. Но несмотря на свое почти отчаянное положение, он продолжал творить.
1936-м Савина все-таки исключили из ВКП(б), хотя и наградили незадолго до этого юбилейным значком как отличника социалистического строительства. На фоне постоянных переживаний и злоупотребления алкоголем продолжило ухудшаться здоровье литератора, и в том же году он был признан инвалидом второй группы. А в 1937-м очередной удар Савину нанесло руководство созданного им театра, обвинив в ненадлежащем исполнении своих обязанностей. Литератор написал ответное письмо, в котором признал обоснованность претензий, но при этом отметил, что много работает над новыми пьесами. Одна из них, «Крепость», рассказывала о строительстве гидроэлектростанции на реке Войвож. Как отмечали позже литературоведы, пьеса получилась пронизанной нездоровой атмосферой подозрительности, характерной для СССР периода массовых репрессий 1937-1938 года. Намеренно ли Савин сделал «Крепость» такой или так повлияла на него царившая в стране обстановка, остается только гадать. Но как бы то ни было, передав законченную пьесу в третьи руки, ее автор подписал себе приговор. 8 октября, всего через пять дней после завершения работы, за ним пришли.
Сразу же после ареста Савину предъявили обвинение: участие в буржуазно-националистической контрреволюционной организации. Сам литератор, разумеется, все отрицал, однако добиться этим ничего не смог, и 7 июля 1938-го его приговорили к пяти годам лишения свободы.
Всю часть срока, оставшуюся после девяти месяцев в тюрьме, Савин отбыл, работая в «Воркутстрое». 8 октября 1942-го его должны были освободить, однако этого не случилось: накануне руководство Коми АССР уведомило администрацию лагеря, что он не должен выйти на волю у себя на родине. В итоге его продержали в Воркуте до весны 1943-го, а затем отправили в Сибирь.
9 апреля Савин сошел с поезда в лагерном пункте Прикулька под Томском. Так как в дороге он заболел туберкулезом, сразу же по прибытии его поместили в лазарет. Увы, выйти оттуда Небдiнса Виттору было уже не суждено: с каждым днем ему становилось все хуже, и 11 августа он умер. Под Томском же его и похоронили. А через восемь лет после смерти, в 1955-м, Савина, как и многих его товарищей по несчастью, реабилитировали.
ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ!