Друзья, апрельский номер журнала «Декоративное искусство СССР» за 1976 год представил обзор Пятой Республиканской выставки «Советская Россия». Среди панорамы произведения и имён была выделена художник ЛФЗ Нина Славина и её парадный сервиз «Свет солнца» 1975 года, состоящий из 67 предметов и ныне хранящийся в Государственном музее керамики в Кусково. Рекомендую к прочтению!
Чижова И. Сервиз-симфония // Декоративное искусство СССР, 1976. – № 4 (221). – С. 16–17.
Многопредметный сервиз-ансамбль Нины Славиной «Свет солнца» говорит с современником языком сильных и ярких образов. Он несёт в себе возвышенно-эмоциональное, жизнеутверждающее начало. По своему образному строю сервиз напоминает симфонию, раскрывающую большие чувства, ассоциирующуюся с жизнью природы, человека...
Тема рождается от «музыкального аккорда» – света Солнца-Ярилы. Он врывается сильными мажорными звуками, и его сияющие лучи покрывают золотыми бликами все формы сервиза. По-разному звучит золото у художницы, оно то радостным блеском вспыхивает на поверхности, то солнечными зайчиками слегка скользит по одним предметам, то мощным потоком разливается по другим, то угасает и становится матовым. Особенно щедро золото заливает два больших декоративных блюда. Они выглядят золотыми дисками, на которых рассыпаются живописные охристые, прорисованные чёрным, букеты.
От мажорного, мужественно-сосредоточенного звучания темы автор переходит к грустной мелодии в двух других блюдах. На одном из них брошены осенние букеты, исполненные с массой цветовых оттенков золота. На другом совсем прозрачно написанные лепестки и поверх чёткая чёрная графика ветвей. Всё говорит об уходящей осени и наступлении зимы. Так трепетные, сложные и одновременно точные цветовые мазки создают звучание от жизнеутверждающего до угасающего.
Вечная тема цветения и увядания, свойственная природе и самой человеческой жизни. Эпически-размеренно, энергично и мужественно звучит эта тема в четырёх больших вазах для фруктов. В двух из них «звук» особенно силён, потому что роспись заполняет и внутреннюю часть объёмов. Насыщенность золотом в фоне и росписи взрывает предмет изнутри. И тогда это звучит так громко, что почти кажется диссонансом. Это длится одно мгновение, и мы переходим постепенно к другим мотивам, к многообразной росписи чашек и тарелок – от белых с минимальным декором к насыщенным до предела. Одни предметы перекликаются с другими близостью заложенных в них чувств, другие воздействуют сильными контрастами.
По-особому мягко решены чайники. Золото одного из них патинировано, приглушено, бархатная матовость ласково обнимает форму. Это сделано очень нежно: как будто мы услышали звуки скрипки в тихие и тёплые осенние сумерки. Лирическая тема развивается в росписи большого кофейника, чёткого, ясного и одновременно изысканного по форме. В нём, так же как и в изящном сливочнике и нарядной чашке, с их росписью в нежных сиренево-золотистых тонах, чувствуется праздничное настроение.
Несколько декоративных, но строгих по форме тарелок и блюдо с белым фоном постепенно снимают пышность цветения. Белый фарфор начинает преобладать. Медленно, неторопливо развертывается мелодия угасания красок осени, предчувствия зимы. Постепенно в хор звуков и голосов вступают новые предметы композиции, и различие в их форме и росписи усложняет полифоническое звучание.
Но неизменной остаётся основная тема, пронизывающая весь ансамбль – свет солнца, славящего и дающего жизнь. И этот свет несёт живописное золото. В сервизе Славиной золото перестало быть лишь нарядным декоративным элементом и прозвучало цветом. Оно сверкает всеми оттенками колористических отношений от болотно-зелёных до золотисто-коричневых. Именно такое разнообразие росписи в цвете и в пропорциональном распределении и соотношении с формой создало возможность перехода от намёка к мажорному звучанию. Радость и жизнеутверждение побеждают и становятся ведущей темой ансамбля.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив