Тонны удобрений киснут в Рижском порту, а правительство Латвии никак не решит, что с ними делать
Сингапурский балкер Asian Majesty больше двух лет стоит на рейде Рижского порта. На его борту почти 55 тысяч тонн калийных удобрений на 17 миллионов долларов. Покинуть Рижский залив судно не может. А правительство Латвии не может решить, что же с этим судном делать, отмечает портал русского вещания LSM.
Удобрения загрузили в трюмы балкера в марте 2022 года - часть в Санкт-Петербурге, часть - уже в Риге. Судно не арестовано и может идти куда угодно, но только без груза.
Владелец компании по производству удобрений "Уралхим", которой принадлежит груз, находится под санкциями ЕС. Рижский терминал Riga Fertilizer terminal тоже под санкциями и принимать грузы не может.
Пока, по мнению руководства порта, балкер и его груз угрозы не представляют: хлорид калия не считается взрывоопасным.
"Кардинальной проблемы с точки зрения порта нет. На судне есть экипаж, капитан. И несмотря на длительность - год, месяц или неделю, но они должны следить за тем, чтобы судно и груз были в безопасности", - заявил управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш.
По его словам, на Asian Majesty постоянно доставляется еда, топливо, на судне меняется экипаж. Никаких задолженностей перед гаванью у балкера нет, поэтому пока в порту не опасаются, что судно может быть брошено владельцем, однако не исключают такой возможности - издержки на содержание корабля большие.
"Такие случаи бывали по разным коммерческим обстоятельствам, когда судовладелец бросает свое судно. Тогда начинаются разные судебные разбирательства, и это уже вопрос юрисдикции страны и государственного флага судна. И если судно здесь останется по какой-то причине, то Латвии придется решить этот вопрос", - подтвердил Зелтиньш.
Тайваньская компания U Ming Marine Transport, которой принадлежит судно, в конце 2022 года подала иск против таможенной службы Латвии и Рижского свободного порта, требуя признать незаконным решение о запрете покинуть Латвию с грузом. Решение по нему пока не принято.
Кроме того, в Рижском порту на складах компании Systems Recycling лежат мертвым грузом еще больше 7 тысяч тонн минеральных удобрений, которые также находятся под санкциями. Компания сообщила, что "сотрудничает с государственными органами" в решении этой проблемы.
Судьбу российских удобрений, застрявших в Рижском порту, должно было решить правительство на закрытом заседании. С докладом выступил представитель Министерства защиты среды и регионального развития Латвии, после чего вопрос был снят с повестки и отложен на неопределенный срок.
МИД Латвии в марте пообещал, что в течение ближайшего месяца судно Asian Majesty освободят, а удобрения на безвозмездной основе отправят беднейшим странам в рамках инициативы ООН. Выполнит ли Рига обещание, узнаем совсем скоро.
В феврале МИД России сообщал, что Латвия, Эстония и Бельгия продолжают незаконно удерживать еще свыше 96 тысяч тонн российских удобрений.
Российская группа "Уралхим" ранее заявляла, что в портах Европы заблокировано до 300 тысяч тонн удобрений, которые она готова бесплатно поставить в африканские страны для предотвращения продовольственного кризиса. Европейские страны удерживают российскую продукцию под предлогом односторонних незаконных санкций, введенных после начала российской спецоперации на Украине, и расстаются с ней очень неохотно.
В Латвии оказалось заблокировано до 70% всех российских удобрений, предназначенных для безвозмездной передачи беднейшим странам. В ООН заявляли, что применяют "тихую дипломатию" для организации их экспорта, однако долгое время такие усилия не приводили ни к каким результатам.
Более чем через год, в марте 2023-го, в результате длительных переговоров при участии ООН первые 20 тысяч тонн российских удобрений удалось отправить из Нидерландов в Малави. Судно со второй партией удобрений в 34 тысячи тонн вышло из Рижского порта в конце апреля в кенийский порт Момбаса. В декабре прошлого года еще два судна с российской продукцией отправились из Латвии в Зимбабве и Нигерию.