Найти тему
Лахта Центр

ГУЛЯЯ ПО КАМЕННОМУ ОСТРОВУ

3 апреля 1760 года Сенатом был издан указ о строительстве мостов «для проезда сухим путем с Петербургского на Аптекарский, а с него на Каменный [остров]». С этого момента начинается развитие загородной территории российской столицы. «О Блоке вспоминают острова», — писал Маршак. Но вспоминают они, конечно же, не только о гении Серебряного века. Гид Павел Перец подобрал для вас пять мест на Каменном острове, которые раскроют его историю с разных сторон.

Дуб Петра Великого. Набережная реки Крестовки, 1/39
Проходя мимо Голубой дачи, можно увидеть на противоположной стороне деревце, огороженное цепью на столбах. Это одна из милейших баек, которая нашла свое отражение не только в краеведческой литературе, но даже и в современной топонимике, поскольку если вы заглянете в «Яндекс Карты» или «2ГИС», то увидите, что перед вами дуб Петра I. Каменный остров император подарил своему сподвижнику и дальнему родственнику графу Гавриле Головкину. Действительно, в походном журнале от 18 декабря 1815 года есть запись: «Петр с Екатериной и все министры обедали на Каменном острове в доме Г. И. Головкина». Но про посадку дуба там ни слова. Тем не менее, когда зеленый старожил острова засох и его спилили, а пень выкорчевали, на этом месте посадили молодой дубок. Который прижился и по-прежнему является местной достопримечательностью.

Дуб Петра Великого. Набережная реки Крестовки, 1/39. Фото: Антон Гаврилов
Дуб Петра Великого. Набережная реки Крестовки, 1/39. Фото: Антон Гаврилов
Дом княгини Кугушевой. Боковая аллея, 1. Фото: Антон Гаврилов
Дом княгини Кугушевой. Боковая аллея, 1. Фото: Антон Гаврилов

Каменноостровский театр. Набережная реки Крестовки, 10
После того как Большой театр (нынешняя консерватория) сгорел в 1818 году, а потом был крайне неудачно восстановлен, было решено открыть новую театральную площадку за городом. Выбор пал на ту часть Каменного острова, откуда открывался вид на Елагин дворец — по сути, императорскую дачу. Каменноостровский театр был построен из дерева, и если вы приглядитесь к колоннам, то увидите доски под плотным слоем белой краски. Но это уже результат глобальной реконструкции 2007–2010 годов. Был момент, когда в начале ХХ века обветшавшее здание планировали снести, но за него вступилась петербургская интеллигенция. Сейчас здесь вторая сцена БДТ.

Каменноостровский театр. Наб. реки Крестовки, 10. Фото: Антон Гаврилов
Каменноостровский театр. Наб. реки Крестовки, 10. Фото: Антон Гаврилов

Особняк графини Клейнмихель. Набережная реки Крестовки, 12
Буквально напротив театра находится особняк графини Марии Клейнмихель, оставившей великолепные мемуары. Ее инициалы МК можно различить на ажурных воротах. И здесь ваш покорный слуга любит задавать своим экскурсантам вопрос: что это за странное извивающееся создание, карабкающееся вверх? Варианты ответов разные — от дракона до ящерицы. На самом деле это саламандра. Почему она? Еще в Средние века считалось, что это земноводное не горит в огне. Одно из обществ страхования от огня в дореволюционной России так и называлось. Перед вами своего образа оберег. Он действительно спас графиню от пожара.

Особняк графини Клейнмихель. Наб. реки Крестовки, 12. Фото: Антон Гаврилов
Особняк графини Клейнмихель. Наб. реки Крестовки, 12. Фото: Антон Гаврилов
Наб. реки Крестовки, 12. Фото: Антон Гаврилов
Наб. реки Крестовки, 12. Фото: Антон Гаврилов

Особняк Фолленвейдера. Большая аллея, 13
Насколько выгодным было портновское ремесло, показывает особняк Фолленвейдера. Если ты обшиваешь кавалергардов или придворных дам, то у тебя все хорошо, поскольку стоимость военной формы или наряда приближалась к стоимости годовой аренды квартиры где-нибудь на Песках. Отец архитектора Лидваля, например, разбогател, обшивая императорский двор. Дом из-за его крыши часто называют «Сахарная голова», и не все понимают почему. Дело в том, что раньше густой горячий сироп рафинированного сахара заливали в специальные конусообразные формы. Застывая, он походил на огромную белую пулю. Перед прогулкой настоятельно рекомендуем посмотреть фильм «Господин оформитель», в котором этот особняк запечатлен до реставрации.

Особняк Фолленвейдера. Большая аллея, 13. Фото: Антон Гаврилов
Особняк Фолленвейдера. Большая аллея, 13. Фото: Антон Гаврилов

Дача Гаусвальд. Большая аллея, 12–14/32
Один из самых удачных примеров современной реставрации и одно из самых киношных мест всего Каменного острова — дача Гаусвальд. Есть легенда, что, проезжая по Конюшенной улице, Александр II обратил внимание на новый дом Вебера, построенный довольно быстро. Узнав, что владельцем является булочник, император сказал: «У него хорошие дрожжи». Судя по всему, хорошие дрожжи были и у мужа Евгении Гаусвальд, поскольку на его деньги был построен один из первых образцов частного особняка в стиле модерн. Именно с этого крыльца в своей гигантской шляпе сходит Ирен Адлер в одной из серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Здесь же снимали сцены фильма «Летучая мышь», «Дон Сезар де Базан» и многие другие кинокартины.

Выход Ирен Адлер, кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры». Дачи Гаусвальд, 1983
Выход Ирен Адлер, кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры». Дачи Гаусвальд, 1983
Дача Гаусвальд. Большая аллея, 12–14/32. Фото: Антон Гаврилов
Дача Гаусвальд. Большая аллея, 12–14/32. Фото: Антон Гаврилов
Дача Гаусвальд. Большая аллея, 12–14/32. Фото: Антон Гаврилов
Дача Гаусвальд. Большая аллея, 12–14/32. Фото: Антон Гаврилов

#большаяпрогулка