Найти в Дзене

Юрий Поляков: «Изменений в культурной политике не наблюдается»

Спецоперация обнажила ценностный раскол кyльтypнoго пpocтpaнcтва  Poccии. Российский писатель Юрий Поляков считает, что его корни уходят в дореволюционную историю, а противоречия между патриотически настроенными творческими деятелями и «западниками» от культуры непримиримы. Теперь, когда маски сорваны, важно, чтобы патриотическая линия стала мейнстримом. Но для этого нужна смена ориентиров в культурной политике государства. Известный писатель пока не видит, чтобы власть спешила сделать столь важный и для творческой интеллигенции, и для всего общества разворот.

– Юрий Михайлович, когда, по вашему мнению, в среде творческой интеллигенции произошел раскол – после начала СВО, после возвращения Крыма, или значительно раньше?

–  Нет, это давний раскол, причины которого уходят в дореволюционную историю. Прогрессисты и охранители, патриоты и врагоугодники (словечко Пушкина) были всегда. Этот разлом латентно имел место и в советскую эпоху, обостряясь в поворотные политические моменты. Противостояние это диктуется различным отношением к России. Для одних она Отчизна — сверхценность,  ради ее будущего можно и должно идти на жертвы. Это, образно говоря, «ригористы». Для вторых, назовем их условно «гедонистами», Россия – лишь культурно-языковая среда, регион обитания (порой временного), обязанный предоставить насельникам максимум комфорта по западному образцу. Противоречие это непримиримо, но «ригористы» традиционно преобладали у нас в культуре до 91-го.

– Что послужило причиной этого раскола? Интересы каких социальных групп в России выражали творческие работники, которые осудили СВО?

–  Причина, как я сказал, в отношении к стране. Но после распада СССР «демократическая» власть сознательно воспитывала в деятелях культуры, объявленной частью сферы услуг, аполитичность, космополитизм, коммерческую всеядность, ироническое отношение к патриотизму и даже отчасти русофобию, во многом повторяя ошибки ранней Советской власти. Культурная сфера была отдана на откуп либералам-западникам, выражавшим интересы компрадоров. Совсем не случайно две главные литературные премии у нас финансируются до сих пор «Альфа-банком», чьи владельцы пребывают в эмиграции («Большая книга») и южнокорейским концерном («Ясная поляна»).  Именно поэтому значительная часть творческой интеллигенции выступила против СВО, справедливо увидев в ней не только намерение восстановить геополитическую справедливость, но и вернуть стране экономический суверенитет, от казавшись от компрадорского курса «младореформаторов». А это удар по кормовой базе многих творцов.

– Обеднеет ли российская культура из-за эмиграции нескольких десятков «звезд» театра, эстрады, литературы?

­–  Не обеднеет. Даже катастрофический исход научно-технической и творческой интеллигенции из России после революции, удалось сравнительно быстро компенсировать за счет всеобуча и расширения социальной базы. Это значительно оздоровило нашу интеллигенцию, издавна страдавшую «отчизноедством», новое кастовое высокомерие вернулось в эту среду лишь в годы «застоя» и бурно расцвело уже в постсоветские десятилетия. Кстати, большинство отъехавших из числа недавних баловней власти, они увенчаны всевозможными званиями и наградами, часто чрезмерными или преждевременными. Напомню, что первым полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» стал хохмач Геннадий Хазанов, скрывшийся после начала СВО в Прибалтике, а вот Михаил Задорнов так и умер, не имея ни одной государственной награды.

– Изменится ли в ближайшее время российское культурное пространство? Если да, то в каком направлении?

– Если власть кардинально не изменит культурную политику, то и культурное пространство не изменится. Но никаких признаков такой смены курса не наблюдается. Наоборот, на излете второго года СВО, появляются призывы, в том числе в официозной «Российской газете», понять, простить и вернуть знаковых «релокантов». Совершенно не случайно так широко было отмечено в СМИ и на ТВ 50-летие выхода в свет одиозного «Архипелага ГУЛАГ».  Это явный намек на то, что после чаемого «транзита власти» раскаявшихся «клеветников России» может ждать канонизация, какой подвергся после возвращения в страну Солженицын, ныне отлитый в бронзе. Остаться один на один с требовательными патриотами, вернувшимися из окопов, правящий слой побаивается.

– В своей статье «Зачем вы, мастера культуры?» («Литературная газета», 2005 г.) Вы отметили, что творческая интеллигенция благодаря интуитивно-опережающей специфике культуры может и обязана начать формировать идеологию и эмоциональную атмосферу созидательного реванша для России. Есть ли для этого творческий потенциал, увидим ли мы новые имена, повлияет ли СВО на процесс культурной суверенизации страны?

Юрий Поляков. Фото из открытых источников
Юрий Поляков. Фото из открытых источников

– Вскоре после начала СВО я опубликовал статью «Почем вы, мастера культуры?», где речь шла о равнодушии значительной части нынешней нашей культуры к судьбам Отечества.  Это не значит, что нет мастеров, озабоченных футурологическим проектом и эмоционально-знаковым обеспечением «созидательного реванша». Они есть, их не так уж мало, но еще с начала 90-х они маргинализированы и оттеснены на периферии художественного пространства, где и остаются, несмотря на начало СВО и перемену государственных приоритетов. Но самое главное: власть, по-моему, разучилась улавливать в произведениях искусства социально-политические прогнозы и предостережения от ошибочных решений. А зря.

Дорогие читатели! Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/siprov_comments