22 октября 1942 года на Ладожском озере состоялось одна из малоизвестных битв Второй Мировой, однако проигрыш в этом сражении значил бы неминуемое падение окруженного Ленинграда.
Тогда, в ходе продолжавшегося уже 4-х часового боя, старший лейтенант Иван Гусев послал радиограмму, в которой передавал, что из 70 человек, обороняющихся в строю осталось только 13 человек, остальные были раненые или пали смертью храбрых.
Но не смотря на серьезные потери, враг не смог захватить остров, с площадью всего 90 на 60 метров.
Уважаемый читатель, в статье затрагивается история появления острова и его стратегическая значимость. Все разделы имеют свое название, непосредственно само сражение описано в разделе: Героическая оборона.
История появления
Остров Сухо внешне похож на подкову. Он настолько мал, что на общем фоне Ладожского озера является маленькой точкой.
По легенде, царь Пётр I, проходя на одном из своих судов через Волховскую губу, сел на мель и воскликнул: «Тут же сухо!». Затем, чтобы суда не сели на эту мель, он велел основать здесь остров. По его приказу, все проходящие мимо этого место суда, должны были оставлять на искусственном клочке земли – камни.
Поначалу это был просто островок, но в последствии в 1826 году здесь построили первый маяк, а в 1850-х годах соорудили бухту для причаливания судов.
Значимость острова для Ленинграда
С началом блокады Ленинграда, этот островок стал значимым стратегическим объектом, благодаря своему расположению. С него контролировалась южная часть Ладожского озера, а так же он прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где находилась большая часть Ладожской флотилии.
Постоянное снабжение блокированного города существенно осложняло планы немцев, ведь для окружения Ленинграда задействованы большие силы, которые должны были находиться под Сталинградом.
Весной 1942 года, германское командование принимает решение провести операцию по захвату остова Сухо, тем самым взяв под свой контроль всю переправу и наконец покончить с "обреченным" городом. Операция получила кодовое название - «Бразиль».
Подготовка к операции
Для осуществления этого дерзкого плана, было принято решение использовать силы морского десанта, однако сколь значимой «морской» базы у немцев и их союзников финнов просто не существовало.
В короткие сроки, в городе Лахденпохья была создана такая база. Туда прибыло несколько финских торпедных катеров, однако для высадки десанта они не годились.
И тут вспомнили об изобретении подполковника авиации Фридриха Зибеля, а именно о его самоходно-десантных баржах. Они идеально подходили под эту задачу, к тому же их легко можно доставить по железной дороге, благодаря их простой и разборной конструкции. Помимо десанта на них устанавливались и довольно мощные орудия поддержки, такие как 20 мм зенитные пулеметы и даже 88-мм пушки.
И вот, когда всё уже было готово, 22 октября 1942 года, под прикрытием непогоды и тумана, около 30 немецких судов двинулись на небольшой остров Сухо...
Гарнизон острова
В мирное время, на острове находился только смотрящий за маяком, но с начала блокады Ленинграда, крохотный островок суши значительно вооружили. Здесь соорудили 3 артиллерийских дворика, в каждый из которых установили по 100-мм орудию.
Кроме всего прочего, на острове находилось несколько зенитных пулеметов, четырёхметровая антенна радиосвязи, землянки для личного состава, однако заминировать берег или установить проволочные заграждения просто не успели.
По архивным данным, из 90 человек только 70 были бойцами, остальные 30 - относились к строительным бригадам, которые и возводили фортификационные сооружения. В некоторых источниках упоминается что эта строительная группа частично состояла из женщин.
Героическая оборона
22 октября, около 7 часов утра, с наблюдательного поста на маяке заметили вооруженный караван немцев, двигавшихся точно на остров. Командир батареи, старший лейтенант Иван Гусев, обозрев предстоящее поле битвы насчитал 30 вымпелов: 8 финских катеров и 22 самоходно-десантные баржи «Зибель» вооруженные до «зубов».
Артиллеристы рассредоточились по своим орудиям, строительная бригада укрылась в землянках. Гусев не отдавал приказа открыть огонь, он ждал когда сократится дистанция, чтобы бить наверняка.
Вдруг, возле одного из катеров поднялся столбик воды, образовавшийся от снаряда. Гусев оглянулся и увидел, как сзади острова, на полном ходу мчится на помощь небольшой тральщик «ТЩ-100». На нем из вооружения всего-то и было что два 45-мм орудия, но эффект неожиданности сделал свое дело. Один из катеров был подбит и загорелся. Тогда «заговорила» и островная батарея.
Поначалу, немцы сосредоточили огонь своих орудий на остров, и первыми залпами уничтожили радиоантенну, тем самым лишив защитников возможности сообщить о случившейся беде. Однако, с тральщика успели передать тревожную новость. Затем, на короткое время, обстрел острова прекратился - враг решил избавиться от «назойливого» судёнышка и переключился на него.
Туго стало тогда тральщику, и он на время отступил. Немцы приблизившись, били уже прямой наводкой по острову. Осколки и разлетающиеся от взрыва камни - сделали свое дело. Начали появляться первые убитые и раненные. Для удобства обстрела, вражеские суда окружили обороняющихся полукольцом.
Спустя некоторое время, тральщик вновь появился в гуще боя. Теперь эффекта неожиданности ждать не стоило. Несколько немецких катеров отделились от общей армады и стали преследовать советское судно. И тут вдруг, наперерез вражеским катерам подошел другой советский корабль - морской охотник «МО-171».
Он принял на себя часть удара, попутно ставя дымовую завесу. К немцам в это время уже подоспели на помощь пикирующие бомбардировщики. Они начали один за другим совершать заходы над «морскими» защитниками.
«Отпугнув» советские суда и знатно потрепав артиллерийским огнем береговые укрепления, около 8 часов утра, немцы, стали высаживать десант. Им удалось доставить около 70 солдат к берегу, но их тут же встретили защитники острова ружейно-пулеметным огнем. Очень выручали ручные гранаты.
В какой-то момент, советские бойцы вступили даже в рукопашную, но силы были слишком не равны. К тому моменту было уничтожено уже 2 орудия из трёх, и защитники, отступив, заняли круговую оборону у артиллерийского дворика третьего орудия.
Обороняющиеся не знали, что с тральщика успели передать тревожную радиограмму, и на помощь вышло около 8 кораблей Ладожской флотилии, а в воздух была поднята штурмовая и истребительная авиация.
Когда положение стало совсем критическим, и враг занял большую часть острова, в небе появились советские штурмовики сопровождаемые истребителями прикрытия. Словно коршуны, накинулись они на вражеские суда. Помимо сухопутного, «морского» сражения, в небе разыгралась не менее отчаянная битва.
Немцы поняв, что остров отдавать никто не собирается, в спешке начали грузиться на оставшиеся целые суда. На самом острове, отступающих немцев контратаковала горстка оставшихся в живых храбрецов. Примерно в 9:20, остров покинул последний враг.
Затем ещё около 16 часов, советская авиация сменяясь, атаковала отступающий конвой. Катера Ладожского флота, так же «кусали за пятки».
Итоги боя
Всего сражение, непосредственно у острова Сухо, продолжалось часа три.
- Немцы потеряли чуть больше 25 человек убитыми, 50 ранеными и около 10 человек попало в плен. Из 30 судов, атаковавших остров, 16 были полностью уничтожены, а 1 катер захвачен. Авиация не досчиталась 15 самолетов.
- Советские потери составили: 8 человек убитыми, 16 тяжелораненых (2-е потом скончались от ран), 7 легкораненых и по некоторым данным 6 пленными. Два 100-мм орудия из трёх находившихся на острове также были потеряны. Авиация потеряла 6 самолетов.
Старший лейтенант Иван Гусев впоследствии был награжден орденом Ленина. Различными наградами были награждены и прочие участники боя.
Немцы подразумевали захват острова легкой задачей, хотя бы потому, что для реализации своего плана было задействовано довольно большое количество плавсредств и десанта.
Однако, они и подумать не могли, что предстоящее сражение станет, пожалуй, самым крупным (по количеству одновременно задействованных судов) «морским» сражением за всю историю Великой Отечественной войны.
В процессе сбора материала для статьи, наткнулся на интереснейший рассказ написанный Корнеем Чуковским. В его романе "Балтийское небо" есть целая глава, посвященная этим событиям и называется она: Остров Сухо.