Когда я касаюсь темы общения со Святым Духом, что Дух Святой может говорить с нами в наших мыслях, то на меня смотрят просто квадратными глазами. Как священники, так и православные миряне. В их головах сразу возникают картины сектантов, бормочущих что-то на непонятном языке или одержимых бесами, слышащих в голове странные голоса. А когда я еще и добавляю, что нам всеми силами нужно стремиться к этому, чтобы Дух Святой говорил с нами, то тут уже чего только не наслушаешься в ответ!
Например, что это не православное учение или что Святые Отцы от этого категорически предостерегали.
Причем какие именно Отцы, толком сказать никто не может, и почему тогда в молитвах мы просим «Духа Святого общения», тоже ответа никто не дает.
Да, в современной церковной организации, которая претендует высказывать мнение от всей «православной церкви», нас этому не учат. Даже наоборот!
Вот что написал один православный Дьякон, и я ним полностью согласна:
«Путь к Богу и к небу связан с обучением через Церковь. Обучившись основам, дальше приходится двигаться самому, потому что многие вещи в церкви не озвучиваются в той мере, в какой это необходимо. У нас есть прекрасное хранилище всех преданий и знаний, но как они используются – это актуальный вопрос.
Многим приходится проявлять большое упорство, чтобы получить эти знания и использовать их по своему усмотрению. Но сами знания не спасают, спасает умение. Дальше – общение с Духом Святым, то есть общение с Богом, описанное во многих церковных книгах, в житиях святых, но все-все сводится к личному опыту»
Личный опыт у меня был. Это так, Господь вкладывает очень мягко мысли в твой разум, но ясно осознаешь, что мысли не твои. Я поняла это сначала духом, а потом уже умом. Господь сказал мне простую, но очень важную вещь: «тебе надо учиться доверять Богу», на что я сразу отреагировала: «да, да, Господи, помоги мне научится доверять Тебе!». И только потом уже умом своим я поняла: вот это и было общение со Духом Святым и дух мой понял это сразу, поэтому ответ мой был незамедлительным, без всяких раздумий.
Я нашла несколько примеров и у святых.
Старец Порфирий Кавсокалевит, когда ему мешала музыка служить литургию, описал это в своем житие так:
«Я подумал следующее: маленькая «рябь» песен за стенами церкви может быть поглощена большими «волнами» от усердных молитв, которые произносятся в церкви. В тот же миг в уме у меня явственно прозвучало: если ты служишь в церкви литургию и ум твой – в Боге, то кто может помешать тебе?»
А у старца Антония это было так:
«И вот однажды за утреней, а служил я ее примерно в три утра, во время молитвы, в которой еще раз обратился с вопросом о тревожащем меня, я даже не то, чтобы услышал, но ощутил голос: «А ты кто такой, Антоний?!» «Как – кто, Господи, архимандрид». «Нет, ты монах!» И в этом был ответ. Да, монах!»
Но тут можно скептически заметить, что да, возможно, но это же были старцы, святые, а вот Игнатий Брянчанинов (том 1, Истина и Дух) однозначно говорит, что только со святыми говорит Господь, а все остальное есть прелесть:
«Если же прежде явственного пришествия Святого Духа - удела святых Божиих - кто возомнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывает себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: «будете яко бози». И этот-то голос кажется ему голосом истины! Замолкли живые органы Святого Духа: проповедует истину – изреченное Святым Духом - Писание»
И вот тут получается, что я противоречу самому святителю Игнатию Брянчанинову! И кто я, а кто святитель Игнатий!?
И я стала просто вопрошать Господа, чтобы Он мне помог разобраться в этой проблеме. Я стала искать! И Господь направлял меня. Не подумайте, что я прямо что-то особенное, я не пишу даже, что я «такая великая грешница», нет, я грешница самая обыкновенная. Но суть в том, что Господь будет направлять и помогать КАЖДОМУ! Любому грешнику, который только обратится к Нему за помощью, своими словами, просто своими словами, как к любящему Отцу!
И вот да, я противостою самому святителю Игнатию! Но не я, а святое Писание и святые, которые были водимы духом Святым, Духом Истины, и говорили об этом – например, святой Серафим Саровский и Симеон Новый Богослов. А мы если и читаем, то не понимаем, смотрим и не видим.
Господь не говорит только со святыми! В Библии Господь говорит с теми, С КЕМ ОН САМ ХОЧЕТ ГОВОРИТЬ! Другое дело, духовные Дары. Не надо путать эти вещи. Прозорливость (когда человек настолько очистился, что Святой Дух говорит с ним на «постоянной основе»), чудотворение и прочие духовные дарования это да, это удел святых Божьих.
Также и Дух Святой говорит с теми, с кем Он сам желает и когда ОН сам желает. Но Дух Святой никогда не пойдет против нашей свободной воли. А мы не желаем, мы не ищем, не просим осознанно об этом, мы не знаем вообще, что такое возможно и это самое сердце всего православного учения!
Существует два варианта беседы с Серафимом Саровским – „краткая“ и „пространная“, обе они есть у меня в книге. Я очень советую внимательно и вдумчиво перечитать их, это все то, чему нас не учат, мало того, это то, что стараются (не побоюсь сказать) скрыть. Хорошо, что у меня есть книги, так как например в беседе Серафима Саровского именно эта тема в электронном варианте просто «сокращена», а краткой беседы не найти вообще! И я не думаю, что случайно.
В краткой беседе батюшка Серафим поучал Мотовилова, никак не святого, а обычного благочестивого человека, так:
«…..в молитве говорим мы Ему: приди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны… Когда же пришел (Господь Бог Дух Святой), то слушаем Его беседу, а если и продолжаем говорить, то лишь тогда, когда нужда потребует получить от Него объяснение на Его речи, которые нам не удобопонятны, или вопрошаем Его о том, о сем Он еще говорить не начинал с нами».
Вот так вот просто!
В пространной беседе:
«…..потому-то и сказано: упразднитеся и разумейте, яко Аз есть Бог, вознесуся во языцех, вознесуся на земли, то есть явлюся и буду являться всякому верующему в Меня и призывающему Меня во истине, и буду беседовать с ним, как некогда беседовал с Адамом, с Авраамом и Иаковом и другими рабами моими».
Батюшка Серафим сокрушается в своей беседе, что люди настолько отдалились от Господа, что видеть и говорить с Ним нам кажется чем-то совершенно немыслимым, в то время как в старые времена это было «нормальным» и никого не удивляло. Господь говорил как с грешными, так и с праведными.
Святой Симеон Новый Богослов в своем слове 57-м выразился еще категоричнее:
«Видишь ли, что те, которые не имеют Духа Святого, так чтобы Он действовал и глаголах внутрь их, не суть верные? Почему если Христос говорит, что даст Духа верующим в Него, то никакого нет сомнения, что не имеющие Духа не суть верующие в Него от чистого сердца».
И вот тут уже становится очень неприятно слышать, что мы даже еще не «верные», не верующие и не христиане, если Дух Святой не говорит с нами.
«Итак, кто не сподобился получить благодать Христову и познать ее умно присущею в душе своей, тот тщетно носит имя христианина; он одинаков с неверными» (Святой Симеон Новый Богослов, слово 18).
Но и Писание подтверждает:
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Получается, что рожденные от Духа слышат глас Его и войдут в Царствие Божие. А не слышащие …получается, что нет!
Прп. Максим Исповедник здесь объясняет так: «некоторые считают, что Господь говорит о воздушном духе, мне же кажется, что Он скорее говорит о Святом Духе. Ведь Он полновластно дышит, где хочет, а хочет — в способных воспринять Его и чистых разумом.»
Апостол Павел писал к Евреям:
«Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа……
Потому, – как говорит Дух Святой, – ныне, когда услышите голос Его, не ожесточите сердца ваши, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. Поэтому Я вознегодовал на этот род и сказал: «Непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих»»
Что здесь имеется в виду? В Деяниях апостолов много раз указывается на то, что Господь Бог Дух Святой ГОВОРИТ со своими людьми. Поэтому Павел и предупреждает, что ныне, слыша голос Его, мы, которые уже крестились и думаем, что уверовали, должны на деле показать, что верим Богу, а не ожесточаем сердца ропотом и непослушанием! Верить Ему значит быть послушным Его слову!
Несмотря на все чудеса и явления Господа, евреи в те древние дни, которые упоминает Апостол, Богу не верили. Видели, вкушали, переживали чувственно, были вразумляемы, увещеваемы, наказуемы…а не верили! Постоянно роптали, лгали Ему, поклонялись идолу, сомневались в Боге, хотели вернуться в Египет и всячески искушали Его: «а сможет ли Господь дать нам еще и это…?»
И теперь, когда Господь послал нам Духа Святого, который есть Дух истины, наш Учитель, Утешитель и Очиститель от скверны, когда мы услышим голос Его, нам надо ВЕРИТЬ, хотя некоторым может совершенно не понравится то, что Он скажет. Если Он, например укажет нам на грех. Наша «греховная натура» в виде бесов будет сопротивляться очищению, сомневаться и оправдываться. Например, Господь Бог Дух Святой мягко укажет нам, что наша работа связана со грехом и надо бы работу сменить. Человек по своей немощи начнет спорить и упираться, бояться и не уповать на Господа, думая: а сможет ли Господь дать мне новую работу, у меня же дети, кредиты, а что, если нет? Мы можем ожесточить свое сердце, вот совершенно, как те евреи в пустыне!
Об этом и предупреждает нас Апостол к Евреям 3:7-10.
Интересно также место из Писания Евангелие от Иоанна 10:27:
Овцы Мои слышат глас Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною…
Здесь почти всегда «слышат» толкуют как «слушают» или «слушаются», но если посмотреть в греческом варианте, то тут однозначно слово, связанное с «акустикой», имеется в виду «акустически слышать». Поэтому правильнее будет: овцы слышат голос Господа! А не «слушаются».
Но многих пугает сама идея «голоса в голове», так как демоны тоже стремятся взять контроль над человеком и разные «духовные поводыри высших сил», а попросту бесы, дурачат вовлечённых в оккультизм, выдавая свой голос за голос «хороших существ». Но так или иначе они влекут человека-контактера в погибель, всегда оправдывая грех и толкая на грех, стремятся подчинить себе волю человека, а в конечном итоге полностью узурпировать власть и если не заставить человека совершить самоубийство, то заменить человеческую личность своей.
Те, кто имели контакты с НЛО (что тоже есть бесовское явление) описывали контакты как телепатические, НЛО-бесы слышали мысли и отвечали на них в разуме человека, но сразу же исчезали при упоминании имени Божия или при крестном знамении.
И если наши личные бесы «ИЗ ВНЕ» вкладывают в нас грешные мысли и образы, которые мы просто воспринимаем за 100% свои, то чужой «голос в голове» это уже нечто на порядок другое. Это уже как бесовское одержание «изнутри».
Но нет, разница здесь просто несопоставима!
Святой Дух никогда не пойдет против нашей свободной воли (в отличии от демонического влияния). Он мягок и деликатен, никогда не поражает наш разум, не стремится к контролю, нам не нужно опустошать свой разум, чтобы Святой Дух мог говорить нам что-либо, Он помещает в нас мысли, но никогда не навязывает их.
Святой Дух является всемогущим Богом, Он свят и чист, приносит чистоту в нашу жизнь и силу победить грех, Он никогда не скажет того, что противоречит Слову Божьему, а если и обличает во грехах, то не деструктивно, а ведет человека к покаянию, прощению и миру. Святой Дух дает желание читать Библию, помогает понимать Писание и ведет нас на молитву. Мы не можем контролировать Святого Духа, когда Ему говорить с нами, Он действует как хочет и когда хочет. Но Он хочет, чтобы мы контролировали себя, учились и были ответственны за свои поступки. Святой Дух любит нас и приводит в жизнь вечную, но только через наше добровольное сотрудничество. Если же мы огорчаем Его непослушанием, ожесточаем сердца наши и грешим, Он уходит и прекращает действовать в нашей жизни. От человека отходит Благодать.
Я твердо убеждена, что Господь хочет от нас этого, чтобы мы ВСЕГДА имели связь с Богом, молились с помощью Святого Духа и слышали Его голос!
Но это не проповедуется в наших православных церквях, наоборот, «учителя» советуют сразу отсекать все сверхъестественное, как «прелесть». Мы живем в то время, когда почти все и совсем удалились от понимания истинно христианской жизни. Но если мы, как христиане, ограничиваемся только церковной обрядностью, молитву «… и Духа Святого общение…» бубним просто машинально и это как бы не про нас, а не находим Бога и не имеем личных отношений с Ним через Духа Святого, то мы ничем не лучше тех, кто вообще совершенно далек от веры.