Как оно жило и что с ним стало?
Официально история Руси-России, как известно, начинается в 862-м году С летописного призвания заморских варягов славянским племенем ильменских словен при поддержке кривичей да местных финно-угров: меря-чуди-веси.
Но кем же были те самые ильменские словене и куда делись потом?
Итак, сразу нужно сказать: ильменские словене - одно из 5 главных восточнославянских племен, что дало основу именно великорусскому этносу. 4 других - вятичи, кривичи, радимичи и северяне.
По языку и культуре ильменские словене близки были балтским славянам - т.е полабским славянам, что жили в Поморье (Померании) - на территории, ныне захваченной немцами да поляками. Скорее всего корни ильменских словен идут откуда-то оттуда - с балтийских берегов, нижнего течения рек Эльбы (Лабы), Вислы и Одера (Одры).
Ильменские словене заселили территорию вокруг озера Ильмень примерно около VI-VII вв н.э. Ассимилировав прежде живших тут финно-угров и балтов. Основали здесь первые серьезные города - нынешние Изборск, Белоозеро, Старая Ладога и Старая Русса.
Ильменские словене вообще понастроили у себя так много городов, что ошеломленные скандинавы, никогда ничего кроме своих сел-колхозов не видавшие, стали называть север Руси, а затем всю Русь «Гардарики» (ᚴᛅᚱᚦᛅᚱᛁᚴᛁ). То есть, «страна городов».
Само название озера Ильмень, от которого стали называться ильменскими словене, может идти от слова «ил» и суффиска -мень (по аналогии с сухмень). То есть, может значить «илистое, заиленное (озеро)». Или может быть связано со старым названием вяза - ильм. Впрочем, озеро Ильмень в древней Руси нередко называли и просто «Словенским морем».
Уже с ранних веков своей истории ильменские словене наладили прочные коммерческие контакты. И со всеми соседями и с самыми далеким землями - от балтийского Поморья до сказочно богатого арабского Востока. Не случайно Новгород лежал на важнейшем торговом пути «Из варяг в греки».
Но главное достижение ильменских словен, конечно же, сам Господин Великий Новгород, построенный у истока Волхова из озера Ильмень. Подлинное явление в русской истории, один из главных и самых древних наших городов.
Кстати «новым городом» Новгород назван был скорее всего в противопоставление той же Старой Ладоге. Или же прежнему так называемому Рюрикову городищу, где ранее находился центр ильменских словен.
У ильменских словен государственность имелась явно задолго до призвания варягов, откуда б те не пришли. Из летописей нам известен тот же князь Гостомысл, что «справедливо княжил».
Ильменские славяне имели типично северный облик - светлые (рыжие, русые) волосы и голубые глаза, высокий рост, тонкие хорошо очерченные лица. То есть, примерно похожи были на нынешних северных поляков.
Речь ильменских словен, как и последовавший древненовгородский диалект, всегда на Руси особняком стояла, отличаясь особым архаизмом и тяготея к западнославянской. Например, древние новгородцы говорил не Иван или замок, а ИванЕ и замкЕ (именительный падеж с окончанием -е), не звезда, а Гвезда, не цвет, а Квет.
Неплохо известный по берестяным грамотам древненовгородский диалект оказал влияние как на северорусские говоры, так и на весь наш русский язык в целом. Например, влияние речи ильменских словен прослеживается в том моменте, что мы говорим сейчас «в руке», а не «в руце».
Ильменские словене довольно крепко держались за свои исконные языческие верования. Над Волховом стояла большая статуя Перуна, которой новгородцы исправно приносили жертвы.
В отличие от южного и близкого Византии Киева христианской веры на русском Севере практически не знали. И весьма новой религии противились.
Потому христианство в Великом Новгороде креститель Руси князь Владимир вводил огнем и мечом. Его дядя-воевода Добрыня в начале 990-х годов расправлялся с непокорными местными жителями, сжигая целые дома. А покорных отправлял на крещение в воды Волхова.
В последний раз ильменские словене отдельно упоминаются в русских летописях около 1036-го года. Именно тогда, как писал Нестор-летописец, рать новгородских словен в едином войске князя Ярослава Мудрого помогала отбивать печенегов от Киева.
После чего новгородские словене постепенно растворились в общем древнерусском государстве. Хотя оставили ряд бытовых особенностей своих среди жителей севера России - как тех же новгородцев, так и поморов, например. Прямые потомки ильменских словен и по сей день живут в Новгородской области с окрестностями.