Добраться из пункта А в пункт Б довольно быстро и без вреда окружающей среде сегодня многим горожанам помогают электросамокаты. За последние несколько лет эти средства индивидуальной мобильности прочно вошли в обиход новгородцев и продолжают набирать популярность в нашем городе, где с этого года на рынок услуг аренды такого транспорта пришла ещё одна компания. Вместе с тем использование взятых в прокат электрических «коней» влечёт за собой и рост проблем: от стихийных парковок до неконтролируемой езды на грани с нарушениями ПДД. Этим и другим вопросам была посвящена сегодняшняя встреча представителей кикшеринговых фирм, ГИБДД и администрации Великого Новгорода.
Каждому СИМу – своё место
В Великом Новгороде услуги по прокату электросамокатов сегодня предоставляют две компании – Urent и Whoosh. Первая, придя на местный рынок кикшеринга в 2021 году, фактически стала пионером. В первый год, когда услуга аренды появилась в городе, для новгородцев было доступно около 250 транспортных средств. Сегодня же, учитывая мощности обеих фирм, по городу доступно чуть более 1000 самокатов.
Компания Whoosh постоянно держит на своих парковках в городе около 600 самокатов. Ещё около 200 штук периодически отправляются в сервисный центр. По словам Дениса Болтушкина, операционного управляющего Whoosh в Великом Новгороде, в связи с запросом планируется увеличение единиц транспорта.
Денис Сергеев, заместитель председателя комитета по управлению городским и дорожным хозяйством администрации Великого Новгорода отмечает: на безопасности горожан увеличение числа электросамокатов, разумеется, не может не сказываться.
«Сегодня это вызывает беспокойство пешеходов и автомобилистов. В настоящее время администрация Великого Новгорода уже провела две встречи с организациями, предоставляющими данные услуги. Вместе нам удалось выявить проблемы, с которыми в том числе столкнулись и представители обеих фирм», – говорит Денис Сергеев.
Одна из проблем – организация самих мест для парковок. Сегодня под такими точками понимают территории со специальными металлическими конструкции. Однако от концепции решено отойти из-за увеличения числа мобильного транспорта. Также власти совместно с компаниями обсуждают географию размещения парковок. Компания Whoosh предложила мэрии уточнить схему, сейчас она в проработке. Также рассматривается перспектива обозначать места парковки специальной разметкой. Окончательно определить схему с учётом нынешних реалий планируется до конца апреля.
Что касается обслуживания самокатных парковок, за уборку в ответе сами операторы кикшеринга. Какой из компаний наводить чистоту на той или иной площадке (ведь на ней будет парковаться транспорт обеих фирм), – вопрос договорённости организаций. А значит, в перспективе Urent и Whoosh «поделят» парковки между собой.
Примечательно, что вопрос упорядочения парковок «электроконей» в Новгороде возник не в одночасье. Об этом говорит Сергей Майсаков, управляющий компании Urent:
«По согласованию с администрацией города мы изначально старались не допускать стремительного роста числа самокатов и увеличения числа парковок, – в первую очередь, чтобы контролировать своевременную уборку территорий и изъятие брошенных самокатов. Все наши парковки размещаются в установленных местах, оборудованы уже упомянутыми металлическими конструкциями, чтобы люди понимали, что здесь нужно оставлять самокаты. И первое время мы видели, что количество брошенного транспорта минимальное. Это также было связано с введённым запретом на завершение аренды в неустановленном месте, вне парковки».
От парковки до парковки
Позиция компании Urent по поводу парковок – они не должны мешать движению пешеходов, другого транспорта и уборочной техники. Впрочем, такого же мнения и коллеги по бизнесу из фирмы Whoosh. Но как быть с брошенным транспортом?
Одиноко стоящие у скамеек, магазинов или фасадов домов бесприютные электросамокаты создают впечатление попустительства со стороны прокатных компаний. Но выясняется, что это не так. По словам представителя компании Whoosh, в круглосуточном режиме по городу курсируют машины, которые подбирают самокаты, также работают и станции зарядки. Управляющий Urent в свою очередь напоминает о чётких правилах.
Перед тем, как взять в аренду самокат, пользователь скачивает приложение, через которое в самом начале эксплуатации с ним заключается соглашение. Условия аренды помимо всего включают в себя соблюдение ПДД, – на которые, к слову, даётся ссылка, – и карту мест, где можно завершить аренду (иначе говоря – припарковать самокат). А вот здесь, поясняют специалисты, зачастую приходится полагаться только на совесть иного водителя.
У каждого пользователя личный кабинет, где в том числе фиксируются нарушения. Санкции варьируются от предупреждений до материальной ответственности и блокировки аккаунта навсегда. Но трудность в том, что локация отдельно взятой парковки на карте, по которой система отслеживает положение транспорта, отображается не конкретной точкой, а зоной. В итоге близость к ней брошенного неподалёку самоката система может идентифицировать как завершение аренды.
Бывает, что самокаты ломаются, и это вынуждает пользователя оставить его, не доехав до места парковки. Но такие случаи, уверяют специалисты, нечасты.
На помощь – и к этому специалисты кикшеринга активно призывают – могут прийти неравнодушные граждане. На сайтах компаний есть формы обратной связи, через них можно сообщить об оставленных в неположенных местах самокатах. Потребуется указать адрес и время обнаружения самоката, а также его номер, и прикрепить фото. Это нужно для того, чтобы не наказать невиновного водителя.
О скорости, трюках и наказаниях
Не обошли вниманием и другие стороны безопасности использования прокатных СИМов. И допустимая скорость арендуемых самокатов здесь занимает не последнее место.
«С целью безопасности мы по согласованию с администрацией Великого Новгорода во многих местах ограничили скорость движения, а в некоторых даже запретили её. Например, в зоне Кремля или Витославлиц, где много туристов, – там движение на самокатах просто не предусмотрено. Ограничения же действуют на территории разных общественных пространств, на мостах. Конечно, здесь есть небольшие отклонения, поскольку система GPS ещё несовершенна», – прокомментировал Сергей Майсаков.
Меры, пожалуй, действенные. Хотя, к сожалению, и не избавляют полностью от опасных инцидентов.
С 2022 года по настоящее время с участием средств индивидуальной мобильности в Великом Новгороде было зарегистрировано 35 ДТП, в которых горожане получали травмы. Но аварии с арендованными самокатами здесь занимают наименьший процент, констатирует Анатолий Архаров, майор полиции, начальник отделения ДПС УГИБДД УМВД России по Новгородской области. По мнению правоохранителя, остаётся острым вопрос ответственности пользователей личных самокатов и тех, кто покупает такие устройства своим детям.
«По практике наблюдений, нарушения использования СИМов, трюки в неположенных местах и на непредназначенных для того самокатах, наезды на пешеходов – всё это в большей мере характерно для несовершеннолетних. В силу воспитания родителями они часто игнорируют известные правила безопасности, правила дорожного движения. Например, элементарное – что на любом СИМ нужно спешиваться, пересекая пешеходный переход. Любая проблема в сфере транспорта чаще всего связана с правовой культурой», – подчёркивает Анатолий Архаров.
Учинил ДТП, создав помеху, либо нанеся лёгкий или средней тяжести вред здоровью, – готовься к штрафу до 1500 рублей. А если пострадавшему в столкновении с СИМом придётся лечиться и он обратится в суд, виновника ждёт дополнительное финансовое бремя. Дойти может и до уголовного разбирательства – если по вине водителя самоката человек погибнет. За несовершеннолетнего ответственность, разумеется, понесут родители. Представитель ГИБДД отмечает: любое административное нарушение доводится до исполнения наказания.
Отметим, подобные встречи с представителями бизнеса и профильных ведомств в администрации города планируют проводить на регулярной основе, а к поднятым сегодня вопросам вернутся в ближайшее время.
Текст: Ксения Пугач
Фото автора и администрации Великого Новгорода