Найти в Дзене

Московский монорельс

Московский монорельс — уникальная транспортная система, которая должна была стать одной из визитных карточек столицы России. Его история началась в начале 2000-х годов, когда в Москве задумались о создании нового вида общественного транспорта, способного решить проблему транспортной доступности в отдалённых районах. Идея монорельса была предложена как экспериментальный проект, который мог бы стать альтернативой традиционному метро и наземному транспорту. Строительство началось в 2001 году, и уже в 2004 году монорельс был открыт для тестовой эксплуатации. Официально он начал работать в режиме полноценного общественного транспорта в 2008 году. Московский монорельс стал первой в России транспортной системой такого типа. Его маршрут протянулся на 4,7 километра и соединил станцию метро «Тимирязевская» с ВДНХ, проходя через районы Останкино и Телецентр. Несмотря на свою уникальность, монорельс с самого начала вызывал споры: одни видели в нём символ инноваций, другие — дорогостоящий эксперим

Московский монорельс — уникальная транспортная система, которая должна была стать одной из визитных карточек столицы России. Его история началась в начале 2000-х годов, когда в Москве задумались о создании нового вида общественного транспорта, способного решить проблему транспортной доступности в отдалённых районах.

Дорога к монорельсу
Дорога к монорельсу

Идея монорельса была предложена как экспериментальный проект, который мог бы стать альтернативой традиционному метро и наземному транспорту. Строительство началось в 2001 году, и уже в 2004 году монорельс был открыт для тестовой эксплуатации. Официально он начал работать в режиме полноценного общественного транспорта в 2008 году.

Станция «Телецентр»
Станция «Телецентр»

Московский монорельс стал первой в России транспортной системой такого типа. Его маршрут протянулся на 4,7 километра и соединил станцию метро «Тимирязевская» с ВДНХ, проходя через районы Останкино и Телецентр. Несмотря на свою уникальность, монорельс с самого начала вызывал споры: одни видели в нём символ инноваций, другие — дорогостоящий эксперимент.

Вход
Вход

На маршруте расположено 6 станций: «Тимирязевская», «Улица Милашенкова», «Телецентр», «Улица Академика Королёва», «Выставочный центр» и «Улица Сергея Эйзенштейна». Каждая из станций оснащена современной инфраструктурой: эскалаторами и лифтами для маломобильных граждан. Архитектура станций выполнена в футуристическом стиле, что должно было подчеркивать инновационность системы.

Мы начнем наш обзор монорельса на станции «Телецентр». Название станции связано с её расположением рядом с телецентром «Останкино», который является символом российского телевидения.

Внутри вестибюля нас встречает эскалатор:

Эскалаторы
Эскалаторы

На втором этаже у панорамного окна работники станции разместили разнообразные растения:

Второй уровень вестибюля станции «Телецентр»
Второй уровень вестибюля станции «Телецентр»

Я не ожидал увидеть здесь такой мини-ботанический сад, но растения это всегда хорошо.

Растения в горшочках
Растения в горшочках

Здесь достаточно тепло и хорошо работает отопление, чего не скажешь о том что ждет нас за дверями ведущими на платформу:

Выход на платформу
Выход на платформу

Станции монорельса зимой продуваются всеми возможными ветрами. Пассажиры, ожидающие поезда, стараются не выходить на платформу а ждать возле эскалатора чтобы не замерзнуть.

Платформа постепенно заносится снегом который регулярно убирают работники станции:

Платформа станции «Телецентр»
Платформа станции «Телецентр»

Снег проникает сквозь декоративные отверстия в крыше, вероятно летом туда может задувать и косой дождь. Это явно ошибка в проектировании крыши.

Стоит отметить, что езда на московском монорельсе — это не только способ добраться из точки А в точку Б, но и уникальная возможность увидеть столицу с высоты птичьего полёта (ну или почти птичьего - высота рельс варьируется от 4 до 6 метров над уровнем земли). Маршрут монорельса проходит через северо-восточную часть Москвы, и из его окон открываются виды на несколько известных достопримечательностей и интересных мест.

С одной стороны платформы открывается вид на Останкинскую телебашню — гигантский шпиль, устремлённый в небо:

Останкинская башня
Останкинская башня

Она видна из окон монорельса на протяжении почти всего маршрута. Это самое высокое сооружение в Европе (540 метров), которое является символом российского телевидения и радиовещания. Особенно эффектно башня выглядит в вечернее время, когда включается её подсветка.

Отсюда также можно увидеть Дубовую рощу на фоне которой растут новостройки:

Дубовая роща
Дубовая роща

По другую сторону расположен телецентр «Останкино», откуда вещают основные российские телеканалы. Здание телецентра можно рассмотреть с монорельса, особенно на участке между станциями «Телецентр» и «Улица Академика Королёва».

Телецентр «Останкино»
Телецентр «Останкино»

В 2017 году, когда монорельс перевели в экскурсионный режим, станция «Телецентр» стала одной из самых популярных точек для туристов, желающих увидеть Останкинскую телебашню с необычного ракурса.

Отсюда так же открывается вид на Останкинский пруд и новое колесо обозрения «Солнце Москвы»:

Останкинский пруд
Останкинский пруд

На платформе присутствуют лавочки, но сидеть на них зимой не очень комфортно:

Скамейка
Скамейка

В целом, дизайн станции призван создавать впечатление, что монорельс — это транспорт будущего. Конечно, это выглядит привлекательно, но в стремлении к футуризму были допущены серьёзные ошибки. Как я уже говорил ранее: по всей длине крыши имеются два длинных отверстия, в которые зимой залетает снег, принесённый ледяным ветром:

Платформа станции
Платформа станции

Если в будущем монорельс действительно планируют обновить, то я бы предложил сделать крышу сплошной, либо закрыть отверстия стеклянными панелями:

Крыша над платформой
Крыша над платформой

Чтобы предотвратить образование этих сугробов:

Снег на станции
Снег на станции

Зимой здесь можно почувствовать себя полярником, который пытается выжить в условиях вечной мерзлоты.

Обратите внимание на то как обмерзает и покрывается льдом рельс:

Обледеневший рельс
Обледеневший рельс

Из-за этого зимой поездка на монорельсе становится не очень комфортной: вагоны дребезжат и дергаются. Это происходит потому, что в отличие от некоторых зарубежных моделей монорельса, в которых используется магнитная подушка, наши поезда ездят на обычных резиновых шинах, скрытых внутри корпуса поезда.

Каждый поезд состоит из шести вагонов, которые могут перевозить до 200 пассажиров:

Поезд монорельса
Поезд монорельса

Поезда движутся по эстакаде, расположенной на высоте около 6 метров над землёй, что обеспечивает панорамный вид на город. Скорость движения составляет около 40-50 км/ч (снижаясь до 20 км/ч на поворотах), что делает монорельс, в настоящее время, скорее туристическим аттракционом, чем быстрым транспортом. Он собственно и работает в настоящее время в Экскурсионном режиме.

Двери поезда
Двери поезда

Давайте посмотрим на вагоны монорельса внутри, ведь именно они часто становятся предметом критики со стороны пассажиров и экспертов.

Вид из окна
Вид из окна

На мой взгляд, главная проблема вагонов московского монорельса заключается в том, что они не объединены общим проходом, как это сделано в современных трамваях или поездах, таких как «Иволга» и «Ласточка». То есть каждый вагон отделён от остальных, а сиденья расположены не вдоль окон, как в трамвае, а строго у передней и задней стенок вагона.

Вагон внутри
Вагон внутри

В результате в каждом из промежуточных вагонов всего восемь сидячих мест, а в первом и последнем вагонах их и того меньше — всего шесть.

Вид на Останкинскую башню
Вид на Останкинскую башню

Вагоны монорельса, несмотря на свою современную внешность, не оснащены такими удобствами, как USB-розетки для зарядки устройств или информационными экраны с актуальной информацией о маршруте как в современных поездах метро 2020 или Иволгах. Это делает поездку менее комфортной для пассажиров, привыкших к современным стандартам общественного транспорта.

Также двери поезда закрываются не герметично и в щели задувает холодный ветер и снег:

Вагон внутри
Вагон внутри

Некоторые станции монорельса, такие как «Улица Академика Королёва» имеют стекла закрывающие платформу от ветра:

Вид на платформу станции «Улица Академика Королёва»
Вид на платформу станции «Улица Академика Королёва»

Непонятно, почему все станции не были построены по такому же принципу. Это позволило бы эффективно решить вопрос ветра и снега.

Отдельно стоит отметить, что маршрут московского монорельса частично дублируется трамвайной линией, которая проходит по улице Академика Королёва.

Вагон внутри
Вагон внутри

Количество трамваев здесь значительно выше чем поездов монорельса, они намного более вместительные и комфортные для пассажиров, плюс ходят они с гораздо меньшими интервалами. Это делает трамвай более удобной альтернативой монорельсу на данном промежутке.

Расположение путей монорельса прямо вдоль трамвайной линией критиковали еще в начале его постройки.

Пассажиры выходят из вагона
Пассажиры выходят из вагона

Мы заканчиваем наш обзор на станции «Выставочный центр», которая находится неподалеку от главного входа на ВДНХ.

Платформа станции «Выставочный центр»
Платформа станции «Выставочный центр»

Данная станция страдает от аналогичных проблем, что и станция «Телецентр». Внешне она практически такая же:

Платформа станции «Выставочный центр»
Платформа станции «Выставочный центр»

С платформы можно увидеть знаменитые арку главного входа и павильоны выставки. ВДНХ — это огромный музейно-развлекательный комплекс с фонтанами, парками и историческими павильонами, который стоит посетить после поездки на монорельсе:

Путь к арке главного входа ВДНХ
Путь к арке главного входа ВДНХ

А вот будущее московского монорельса остаётся неопределённым. С момента открытия система неоднократно становилась объектом критики из-за низкой рентабельности и малого пассажиропотока. В 2017 году монорельс был переведён в режим «экскурсионного» маршрута с увеличенными интервалами движения, что ещё больше снизило его популярность.

Поезд уезжает в туманное будущее
Поезд уезжает в туманное будущее

В 2023 году появились слухи о модернизации монорельсовой системы города в два этапа:

  • На первом шаге планируется отремонтировать и восстановить электропоезда. После чего они снова будут возить пассажиров, по пять-шесть поездов на маршруте.
  • На втором (до 2027 года) планируется запустить на маршрут новые электропоезда. Они будут оснащены специальной системой, которая поможет разгружать поезд и управлять им без водителя. Все старые поезда заменят на новые.

Реализуют ли данный проект модернизации — покажет время. Я же считаю, что монорельс это интересный проект который был неправильно реализован. Если продлить его в обе стороны километров на 10, обновить подвижной состав, чтобы он стал таким же вместительным как современные трамваи, увеличить количество поездов с уменьшением интервалов между остановками а также повысить их скорость - монорельс может стать действительно удобным и востребованным.

Но несмотря на свои недостатки, монорельс остаётся частью истории Москвы и символом её стремления к технологическому прогрессу. В любом случае, монорельс определенно оставил свой след в истории города.

В статье использованы авторские фотографии.