Найти тему
Cat_Cat

Всадники Апокалипсиса народа ко́са

Четыре Всадника. Изображение из Сети, достоверность неизвестна. Автор тоже неизвестен.
Четыре Всадника. Изображение из Сети, достоверность неизвестна. Автор тоже неизвестен.

Это немного странно, но конец света вполне может быть небольшим, локальным, но всё равно страшным.

Так, к народу ко́са (Xhosa, amaXhosa) Апокалипсис пришёл 18 февраля 1857 года.

Коса – это самый южный народ (а точнее – союз племён) группы банту, до встречи с европейцами технологически пребывавший в железном веке, а политически – где-то между родоплеменными отношениями и ранней монархией. Основу их экономики составляло скотоводство (в основном – крупный рогатый скот), но практиковалось и мотыжное земледелие. Они долгое время контактировали с южноафриканскими койсанскими племенами и, отчасти ассимилировав их, получили в свой язык непривычные для европейцев щёлкающие звуки.
Распространение языка коса (Википедия).
Распространение языка коса (Википедия).

Первый Всадник Апокалипсиса, смердящий запахами крови, конского пота и сгоревшего пороха, пронёсся по их вельду ещё в 1670-е.

Именно тогда коса в своём постепенном движении на юг столкнулись с новыми и странными людьми – бурами, которые в своей экспансии от мыса Доброй Надежды шли навстречу – на северо-восток. Контакт цивилизаций состоялся на реке Грейт-Фиш (Хрут-Фис). Новые соседи белым африканерам не понравились, а вот их скот и пахотные земли реднеки-буры оценили высоко. Надо сказать, что бурская трактовка Писания (главной и единственной книги славных бородатых землепашцев) негров относила к потомкам Хама и посему позволяла с ними не церемониться при изъятии материальных ценностей. Слово, данное чёрным, тоже не было обязательным к исполнению. Даже крестившись, туземец оставался человеком второго сорта и мог быть лишь слугой. Но это ещё неплохо, поскольку к бушменам, безнадёжно застрявшим в каменном веке, буры и вовсе относились как к «дичи, запретной для употребления в пищу», но разрешённой к охоте для развлечения. И развлекались…

Постепенно начались походы «за зипунами», то бишь за трофейным скотом, за речку (надо сказать, что подобными вещами европейцы баловались с самого основания Капской колонии, обдирая своих первоначальных соседей – готтентотов; постепенно у тех сначала закончился скот, а потом окрест кончились и свободные готтентоты). Оппонентам это не понравилось, и коса, от рождения тоже отнюдь не пацифисты, начали отвечать взаимностью. По итогу это вылилось в три зарубы (1779-1781, 1789-1793 и 1799-1803 годов), громко названных Кафрскими (от «кафир», «неверный» - словечко подцепили от арабов португальцы, а от них – африканеры), или Пограничными, войнами - с первой по третью соответственно. Эти войны для буров были скорее неудачны, но они не унывали и лезли дальше.

Где-то в это время упомянутый выше Всадник, Война, сбрил бурскую бороду, надел красный мундир и пересел на дрянную драгунскую лошадёнку – Капская колония перешла под английскую юрисдикцию.

Очень скоро оказалось, что в пограничные игры можно играть и втроём. Четвёртая кафрская (1811-1812) была спровоцирована колонистами-африканерами, уговорившими вождей коса напасть на якобы «общих врагов»-англичан (мы же помним, что слово бура, данное хамиту, не стоило ничего?). И если раньше на границе резали друг друга как-то по-доброму, по-соседки, то подключившиеся красные мундиры взялись за дело всерьёз, показав дикарям все прелести современной на тот момент тактической науки. Пленных британцы не брали и вообще творили много чего, заставлявшего бледнеть даже негров.

Пятая война (1818-1819) началась со склоки между кланами - Ндламбе, один из сильнейших амакоси (вождей) края, устроил маленькую победоносную своему племяннику Нгкику, которого англичане назначили «главным королем чёрных» и поставили охранять границу от остальных. Потерпев разгромное поражение, Нгику побежал за помощью к хозяевам. Красные вновь перешли Грейт-Фиш и ожидаемо показали туземцам кузькину мать, по пути прихватив с собой 23 тысячи голов скота в качестве трофеев. После, потратив некоторое время на безуспешные попытки переговоров, границу перешли уже коса. И тут всё заверте… Кончилось плохо, огромные территории в междуречье Грейт-Фиш и Кейскаммы были опустошены, угнаны стада, убито множество коса без разбора, кто там комбантант, а кто – нет. По мирному договору от земель народа был отторгнут изрядный шмат, на котором расположилась буферная «Нейтральная территория», на которую племени хода не было.

Чака, инкоси зулусов. Единственный прижизненный рисунок
Чака, инкоси зулусов. Единственный прижизненный рисунок

После этой войны был довольно долгий перерыв, по большей части связанный с нашествием с севера зулусов. Англичане решили, что им не помешает буфер между буйным Чакой и землями Колонии, и не тревожили своих оппонентов чрез меры. Правда, самим коса от этого было не сильно легче – экспансия зулу спровоцировала мфекане - местный аналог Великого переселения народов, когда, спасаясь от страшного агрессора, его соседи бежали на юг, уничтожая или сметая уже жившие там народы. Коса в этом хаосе выстояли, частью отбросив, частью ассимилировав пришельцев. До прямого столкновения с импу зулусов дело не дошло – в сентябре 1828 года Великий Слон Чака был убит приближёнными в своём собственном краале, и уставшие зулу, утратив со смертью лидера заряд пассионарности, приостановили свою войну против всех.

Зато это дало возможность вновь взяться за старое англичанам. В 1834 году, в дополнение к постоянным походам «за зипунами» бурских коммандо, капский губернатор, сэр Бенджамен Д´Урбан, своей волей решил конфисковать изрядную долю пастбищ коса. Это было явным перебором и привело к очередной войне (1834-1835), уже шестой по счёту. Коса руководил Макомо, сын компрадора Нгкики - любители чая достали даже его, крещёного англофила, выросшего в Кейптауне. Война была крайне жестока, коса убивали всех белых мужчин (щадя, впрочем, женщин и детей), а британцы – вовсе всех без разбора. Вновь горели селения и посевы. Коса в тот раз спасли не собственные сила и отвага, а смена кабинета в Лондоне – пришедшие к власти виги посчитали военные действия чрезмерно затратными, а заключение мира – хорошим щелчком по носу развязавшим её тори. На этот раз каждый остался при своём.

Впрочем, мир продлился меньше десяти лет. Капской колонии было нужно пространство для расширения, и следующая, Седьмая (1846-1847), война началась по совершенно надуманному поводу – работавший на ферме белых коса украл топор. Колониальная администрация сдула пыль с давно не применявшегося закона, согласно которому человеку, укравшего на сумму больше четырёх пенсов, полагается смертная казнь, и приговорила туземца к повешению. Его приятели, возмутившись явной несправедливостью наказания, отбили бедолагу, и понеслось по-новому… В тот раз коса под руководством младшего сына Нгике, Сандиле, отбились, но далось это недёшево.

Время шло, Капская колония становилась многолюднее и сильнее, да и сравнивать ресурсы великой Империи с какими-то вождествами на краю света как-то несерьёзно. Англичане понемногу вновь начали терять берега. В 1850-м году губернатор Колонии объявил об аннуляции и пересмотре всех подписанных с коса договоров, часть племенных земель отторгалась, а оставшаяся считалась арендованной у Короны с правом расторжения. В общем, здравствуй, Восьмая кафрская (1850-1853). По своим масштабам и последствиям эта война стала самой жестокой из Пограничных. Верховный военный вождь, уже знакомый нам Сандиле, во главе объединённой армии коса вторгся на английскую территорию.

Сандиле
Сандиле

На этот раз он прыгнул выше своей головы, применяя тактические приёмы, которые снискали бы славу любому европейскому генералу. Горели форты Колонии, едва держались пограничные города, к Сандиле шёл поток порой неожиданных союзников, у которых успели накопиться счета к британцам. Пришла помощь от соседних народов (нама, тсвана), на сторону коса переходили отдельные солдаты и целые подразделения туземных сил, даже традиционные союзники Королевы – суто (ныне – Лесото; кстати, почти уникальный пример того, как Империя не смогла до конца перемолоть туземцев) прислали несколько тысяч конных ихтамнетов. В общем, на этот раз всё было всерьёз и изначально не слишком успешно для сэров.

Однако Империя может проигрывать битвы, но не войны. Там, где не получилось взять силой, в ход пошла дипломатия. Союзникам коса были обещаны уступки, дезертирам – амнистия (тут обманули, они в конце концов пошли на каторгу), вождям отдельных кланов коса – льготы и преференции. Также сэры натравили на своих оппонентов их давний ночной кошмар - зулусов. Глядя на то, как тают силы и открывается второй, северный фронт, Сандиле счёл за благо подписать мирный договор. Впрочем, как оказалось, ничего не значило слово не только буров, но и англичан – через небольшое время бумага была ими порвана, а большая часть спорной территории оккупирована под предлогом того, что «согласие, достигнутое путем шантажа и использования грубой силы, согласием считаться не может».

Не сказать, что коса это понравилось, но расклад сил с начала войны кардинально изменился, и в 1856-1857 годах красные мундиры просто блокировали остатки территории коса и добивали мятежных вождей, уже бессильных что-то сделать.

Второй Всадник прискакал, вернее, неторопливо приковылял к коса в 1854-м. Это был белый человек верхом на худой, плешивой, натужно дышащей европейской коровке.

Нет, Чума на этот раз пришёл не к людям, дары Нургла предназначались их животным. Завезённая с голландскими коровами лёгочная хворь (судя по всему, это была заразная плевропневмония крупного рогатого скота, CBPP) косила стада местного скота, ставя туземцев на грань голодной смерти и лишая последней возможности к сопротивлению захватчикам.

Вскоре вслед за вторым Всадником последовал и третий – чёрная девочка-подросток верхом на африканском быке. Мёртвом, но это его не смущало, он размеренно шагал, изредка оглашая вельд жутким мычанием с прибульканьем и свистом из широко разрезанного горла.

Первым пророком этого Всадника, Голода, был некто Умклазара (по другим данным – Младжени), проповедовавший: «Не сейте, в будущем году колосья взойдут сами. Уничтожайте весь маис и хлеб в закромах; забивайте скот; покупайте топоры и расширяйте краали, чтобы они вместили весь тот прекрасный скот, что восстанет вместе с нами. Близок уже наш час! Бог гневается на белых, которые убили его сына. Однажды утром, пробудившись ото сна, мы увидим ряды столов, уставленных яствами; самые лучшие бусы и украшения наденем мы на себя». Коса его слушали, на пиво подавали, но следовать поучениям не спешили – у них не было принято в столь важных вещах доверять юродивым.

Нонгкавусе (справа). Вероятно, более позднее фото (Википедия).
Нонгкавусе (справа). Вероятно, более позднее фото (Википедия).

Однако в мае 1856-го в публичном поле появился новый персонаж - 15-летняя девочка-сирота Нхонгкхавусе из клана гкалека. В реке Гхарха она обнаружила трёх духов – из воды «восстали мать, и отец, и некий старик, которого она не узнала, и ласково говорили с ней, объясняя, что всё будет хорошо и что людям коса нужно сделать». Мол, духи предков видят, как плохо потомкам (а было действительно так здорово, что хоть вой: потеря территорий, вялотекущая война с Колонией, набеги почуявших кровь зулу, да к тому же ещё засуха и массовый падёж скота) и готовы им помочь, разрешив все проблемы сразу: ненавистные белые будут унесены в море и устроено изобилие и счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным. Да, сходящие с небес отборные быки и коровы, самонаполнение амбаров, самозасев полей и всё такое, без очередей и талонов. Ну и другие мелочи, вроде воскрешения мёртвых.

Но для этого духам нужно помочь. Вначале они просили большого жертвоприношения лучшего скота, а после, войдя во вкус, и вовсе потребовали перебить весь скот, осквернённый европейским колдовством, полностью сжечь запасы зерна и вытоптать все посевы, в противном случае ничего не выйдет.

В общем, почти полная калька проповедей Умклазары, с единственным отличием – было чётко определено время «Ч» - это случится 18 февраля следующего, 1857 года, в «единственный день, когда это возможно, в великий день, когда солнце станет алым от гнева».

С этой благой вестью Нхонгкхавусе пришла к своему дяде и опекуну, Млаказе, жрецу и ясновидящему клана, человеку, сведущему в делах духовных и пользующемуся немалым авторитетом. Тот внимательно выслушал. Она говорила связно, чётко, не путаясь в показаниях, а также верно ответила на каверзные вопросы «о мужском и священном», о чём 15-летняя девушка знать не могла. К тому же у неё была репутация хорошей, воспитанной, никогда не лгущей девочки. В общем, Млаказа уверовал сам и убедил вождя клана, Сархили, а они вместе - сход. Дополнительным аргументом стало то, что победитель коса в Восьмой кафрской, генерал Каткарт, был убит в битве при Инкермане в ноябре 1854 года (о чём было известно вождям), следовательно, восставшие предки уже ведут войну с англичанами под видом каких-то «русских» где-то на краю земли, в таинственном Крыму, разя обидчиков. Решение было положительным.

Засверкали ножи, затем потянулась гарь от сжигаемого зерна. Постепенно к кроваво-огненному безумию присоединились и другие кланы. По некоторым данным, к назначенной дате полностью выполнили свои обязательства перед предками около 85% семей коса. Только гкалека забили до 200 тысяч голов скота, а в целом коса – до 400 тысяч.

Что это было? Английские историки считают это провокацией вождя Сархили, пытавшегося поднять голодный и злой народ на очередную войну. Судя по результату, то ли в его плане был какой-то изъян, то ли никакого плана и не было. Нынешние исследователи-африканцы, напротив, обвиняют сэра Джорджа Грея, тогдашнего губернатора Колонии. И не поспоришь, мотив у него был, а вот с возможностью – сложнее. Сама Нхонгкхавусе до смерти стояла на том, что всё было именно так, как она говорила, и почему духи обманули, ей неизвестно. Правду уже не узнать.

Если вам поступок коса кажется странным и необъяснимым, то вспомните, что некоторые переводят деньги на безопасные счета, повинуясь голосу из телефонной трубки это были люди с мифологическим сознанием, одной, а то и обеими ногами стоящие ещё в железном веке. При том же уровне развития европейцы тоже творили много интересного – гадали по полёту птиц, переманивали на свою сторону богов своих врагов, закапывали живьём весталок, потерявших девственность. Жертвоприношение – это стандартная религиозная практика, если о чём-то просишь высшие силы, то изволь дать что-то ценное взамен. Да, жертва экстраординарна, но и ситуация была уникальной, ранее не встречавшейся. Коса решили рискнуть и проиграли.

18 февраля 1857 года взошло обычное жёлтое солнце, и, в общем-то, ничего не произошло. Кроме того, что есть было нечего. Совсем нечего. И сеять – тоже, хотя, даже посадив что-то, возможность дожить до урожая была иллюзорной.

Зато в тот день на костлявой квагге прискакал четвёртый Всадник. Как он выглядел, неизвестно, ибо любой человек, взглянувший в его пустые глазницы, уже ни о чём рассказать не мог.

Он прискакал, чтобы обосноваться надолго и собрал немалую жатву.

Собственно, место трагедии
Собственно, место трагедии

По некоторым данным, через год из 104 тысяч коса выжило около 27 тысяч. Правда, эти цифры, при сопоставлении их с другими источниками, вызывают у меня сомнения. Похоже, речь идёт только о территории Британской Кафрарии (к западу от реки Кей), без учёта зоны свободных племён, также возможно, что в одной цифре смешиваются как погибшие, так и перемещённые в другие провинции. По другим, африканским, данным (National Rural Health Care Initiative of SA), к западу от Кей погибло примерно 15 тысяч человек из клана нгика и иных, более мелких, а к востоку от неё - около 40 тысяч из числа гкалека и тембу при неуказанном общем начальном количестве. В этом же источнике указывается, что к 1860 году из примерно 100 тысяч коса, проживавших к западу от Кей, осталось менее 40 тыс. За этот же период в примерно 150 тысяч человек были переведены в трудовые лагеря по всей Колонии.

Что за трудовые лагеря? О, там, где у коса были горе и смерть, у капской Администрации случился праздник и решение нескольких проблем сразу. Во-первых, коса как военная, да и вообще как организованная сила, перестали существовать. Во-вторых, оставленные ими земли были конфискованы и переданы европейским колонистам и туземным военным поселенцам-финго. В третьих, Колония, нуждающаяся в трудовых ресурсах, разом получила огромное количество рабочих рук, очень дешёвых, готовых работать за еду. В буквальном смысле. Умирающим от голода беженцам-коса предлагались трудовые контракты на 10 лет на английских и бурских фермах и стройках с оплатой кормёжкой дважды в день (кто сказал «рабство»? Ну что вы, конечно же нет, оно в Империи под запретом с 1833 года!). Также обязательным был юридический отказ ими родовых земель и сдача любого оружия. Никакая другая помощь не предоставлялась и (опять-таки, согласно африканским источникам) была прямо запрещена Администрацией. Или подписывай контракт, или пробуй выживать, как умеешь, вплоть до каннибализма (что для племени было совершенно неслыханно, но в те времена случалось).

На этом, собственно, история коса в Новое время и закончилась. Да, была ещё последняя Кафрская война (1877-1879-х), но она была уже тенью прежних Пограничных, агонией, когда колонизаторы и финго доламывали хребет новому, вновь подросшему поколению (именно на ней сложил свою голову неугомонный Сандиле). И доломали.

Дальше уже народ коса только «создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил». Ну, на самом деле не навеки. Уже в 20-м веке был Африканский национальный конгресс (АНК), в котором коса играли ведущую роль, его борьба с апартеидом (и, параллельно, с зулусской Партией свободы Инката, это Африка, традиционных врагов здесь помнят веками) и триумфальный приход к власти коса Нельсона (при рождении - Ролихлахла) Манделы (человека, кстати, далеко не от сохи – сына главного советника вождя клана тембу и члена «королевской» семьи).

Какую мораль можно извлечь из этой истории?

Во-первых, не доверяйте англичанам. Особенно, если они считают вас туземцами.

Во-вторых, не верьте хорошим девочкам. Они всё врут.

В-третьих, не обижайте коров. Так, на всякий случай.

Не обижайте коровок! А то мало ли… (Скрин из мультсериала “Бриклберри”).
Не обижайте коровок! А то мало ли… (Скрин из мультсериала “Бриклберри”).

В-четвёртых, простые решения почему-то обычно приводят к большим проблемам. Иногда – к огромным.

В-пятых, на духов надейтесь, а запас тушёнки и гречки всё же лучше держите под рукой.

Ну и интересное наблюдение. Когда европейскую девушку посещает видение, её отечество побеждает в Столетней войне. Когда то же самое происходит с девушкой африканской, её народ проигрывает почти столетнюю войну и практически совершает этнический суицид. Странно и непонятно. Ещё одно отличие – чёрная девушка, в отличие от белой, выживает (а вот её дядя – нет).

***

PS. Величие многонациональной страны складывается из величия её народов. Коса – определённо великий народ, ибо в его активе:

  • около столетия вооружённой борьбы с колониализмом (показатель пусть не уникальный, но весьма достойный, особенно для Чёрного континента);
  • поистине великая трагедия, уникальный случай попытки самоубийства целого народа на религиозно-милленаристской почве;
  • несмотря на который коса не только выжили, но и ныне являются второй по численности (после зулусов) этнической группой ЮАР (~7 млн. человек);
  • и они таки отомстили белым руками Манделы и АНК, отобрав у них власть.

Автор: Олесь Гугля

Источники:

Лев Вершинин, «Чёрные судьбы: Южный Крест», М.: Беловодье, 2022

https://web.archive.org/web/20061005123113/http://www.rhi.org.za/index.php?ref=articles&do=rd&artid=5

https://warspot.ru/17221-prorochestvo-slomivshee-duh-kosa

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%81%D0%B5

https://en.wikipedia.org/wiki/Nongqawuse

https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Cape_Colony_from_1806_to_1870#Xhosa_cattle-killing_movement_and_famine_(1854%E2%80%931858)

https://en.wikipedia.org/wiki/Xhosa_people

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%B0_(%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4)

https://en.wikipedia.org/wiki/Xhosa_Wars

https://en.wikipedia.org/wiki/Eighth_Xhosa_War

Заглавный рисунок:

https://ic.pics.livejournal.com/maks_laykens/85440421/20903/20903_original.jpg