Кажется, что снобизм у французов в крови. А уж когда дело касается национальных символов — гастрономии, моды и виноделия, тут их и вовсе не остановить в претензиях на превосходство и исключительность. Но в 1976 году благодаря стараниям одного винного энтузиаста французам пришлось признать, что их вина больше не номер один. Ох и шуму-то было. Но обо все по порядку.
Джентльмен с бокалом
В 70-е винная легенда Стивен Спурье, еще только начинал свою карьеру. Он уже переехал из Лондона в Париж, открыл небольшой винный магазин и потихоньку формировал комьюнити из экспатов, которое позже вылилось в первую частную винную школу Académie du Vin. В то время на местном рынке были представлены только французские вина, их господство было неоспоримо. Так как круг Стивена преимущественно составляли выходцы из разных стран, он имел возможность дегустировать разные образцы. Тогда же его и покорили вина из Калифорнии, о виноделии которой знали лишь любители. В апреле 1976 года Спурье лично отправился в США, чтобы увидеть воочию становление нового игрока на винном рынке. Впоследствии это вылилось в идею проведения слепой сравнительной дегустации калифорнийских вин с лучшими французскими образцами. Для конкурса были отобраны 6 белых и 6 красных вин (прим. Шардоне и Каберне совиньон) от небольших семейных хозяйств региона, Францию представляли такие мастодонты как Château Mouton Rothschild, Chateau Haut-Brion и др. По словам Спурье никто не рассчитывал на сенсацию, его целью было показать французским экспертам, что вина США имеют право на достойные оценки и интерес публики. Эффект оказался ошеломляющим как среди белых, так и среди красных, первые места заняла Калифорния (прим. Шардоне Château Montelena 1973, Каберне совиньон Stag’s Leap Wine Cellars 1973). Французы негодовали, пытались оспорить результаты, найти подлог или ошибку, но тщетно, на аналогичной дегустации, проведенной через 10 лет, калифорнийский Каберне совиньон забрал уже первые 2 места. Так, событие, которое задумывалось как небольшая профессиональная дегустация, стало поворотным моментом для становления и триумфального шествия по миру виноделия США и других стран Нового Света.
Экранизация
В 2008 году о «Суде Парижа» (прим. название, которое получила дегустация) сняли фильм. На российские экраны он вышел под названием «Шоковый эффект» (прим. оригинальное название Bottle shock). Кстати, отличная идея для семейного киновечера, оценка на Кинопоиске 7.0. Ну а чтобы максимально проникнуться волшебной атмосферой создания вин, откройте бутылку Шардоне Desono.
Желаем уютного вечера!