Найти тему
HAYK media

ЖИЗНЬ ВЫДАЮЩИХСЯ АРМЯН |Никита Балиев

Никита Балиев — легендарный театральный деятель

Мкртич Балян родился 28 сентября 1876 года в Карине (ныне Эрзурум), Западная Армения. Окончил Московскую коммерческую академию (1896), но его страстью и призванием был театр. Владел несколькими европейскими языками. В 1906 году поступил на работу во Московский художественный театр под руководством Станиславского. После многих лет, желая играть комедию, а не драму, совместно с Н. Тарасовым создал собственную театральную группу в подвале рядом с МХТ. Так появилось ночное театральное кабаре «Летучая мышь» — один из первых и лучших камерных театров России, возникший из пародийно-шуточных представлений актёров МХТ под руководством Никиты Балиева. Театр пользовался большим успехом и популярностью вплоть до революции 1917 года.
Балиев приветствовал Февральскую революцию, гордился тем, что его театр “внёс посильную лепту в завоевание Свободы” (рецензенты утверждали, что театр “окрасился в красный цвет”), однако приспособиться к новым условиям после октябрьского переворота не сумел. Большевистская пресса критиковала стиль театра, а сам Балиев даже был арестован на трое суток и подвергнут штрафу в 100 000 рублей «за нарушение комендантского часа». Началась совсем другая жизнь с выступлениями в железнодорожных депо для рабочих и концертами по частям Красной Армии. Но Балиев был весёлым и заботливым человеком, умевшим собирать вокруг себя людей. Он сумел вывезти большую часть труппы в Европу, затем в Америку. Большевики приказывали ему использовать «Летучую мышь» для продвижения своих идей. Поняв, что оставаться в России бессмысленно, он с женой покинул Россию.
Первые спектакли в парижском театре «Феллина», затем в лондонских «Апполо», «Колизеум» прошли с триумфальным успехом. Деньги, полученные от выступлений в Париже и Лондоне, составили 2,5 миллиона франков, что для того времени было фантастической суммой. Вскоре театр в составе сорока семи человек продолжил выступления в Германии, Испании, Бельгии и Нидерландах. В сезоне 1922 года «Летучая мышь» показала на Бродвее 153 представления в «Forty-Ninth Street Theatre». Американский зритель был крайне впечатлён. Балиева приняли как театрального новатора. Его даже принял президент США Калвин Кулидж. После гастролей по Южной Америке и Канаде труппа вернулась в Европу. «Летучая мышь» выступала на сцене парижского театра «Фемина» с 1923 по 1933 годы. С 14 января по 7 марта 1925 года выступала на Бродвее, на сцене «Forty-Ninth Street Theatre», а с 10 октября по 17 декабря 1927 года на сцене «Cosmopolitan Theatre», где дала 80 представлений.
В 1927 году Никита Балиев появился на обложке журнала «Time». Его выступления смотрел Чарли Чаплин, с которым они были близки. «Великая депрессия» 1929 года уничтожила состояние Балиева, страсть к игре завершила разорение. Он пытался создать в Париже «Театр русской сказки», готовил постановку «Руслана и Людмилы», но удержать театр не удалось. Театр закрылся в 1934 году, после чего он вернулся в США.
4 сентября 1936 года в Нью-Йорке легендарный конферансье и энергичный театральный антрепренёр, Мкртич Балян, внезапно умер. В годы Первой мировой он также основал госпиталь «Летучая мышь», где лечили раненых солдат. “Его неистощимое веселье, находчивость, остроумие - и в самой сути, и в форме сценической подачи своих шуток, смелость, часто доходившая до дерзости, умение держать аудиторию в своих руках, чувство меры, умение балансировать на границе дерзкого и веселого, оскорбительного и шутливого, умение вовремя остановиться и дать шутке совсем иное, добродушное направление, - всё это делало из него интересную артистическую фигуру нового у нас жанра”, - Станиславский.

.

.

.

Друзья, ваши подписки, лайки, репосты, комментарии помогут большему количеству людей увидеть материалы на нашем канале. Проявите пожалуйста активность!