Найти тему

Предисловие.

Оглавление

Будущее нашей страны построят сегодняшние восемнадцатилетние. Именно от их позиции, действий «в значительной степени будет зависеть, что из себя будет представлять Россия в самое ближайшее время и в отдаленной исторической перспективе, и сохранится ли она как таковая, как мы ее себе представляем". Всё, что в кавычках — цитата президента нашей страны Владимира Путина во время недавнего апрельского совещания с членами правительства России в режиме видеоконференции.

Судьбе было угодно, чтобы на моём пути весной этого года встретилась 18-ти летняя девушка Анастасия Балашова. Чем она живёт? Чему радуется? О чём печалится этот представитель нынешней молодёжи? Её можно было бы расспросить об этом. Но ведь не всякий человек захочет рассказать о себе. И даже если расскажет, то не факт, что это «откровение» окажется истинной правдой. Но Анастасия может выражать себя через рецензии на книги, прочитанные ею. Её тексты, без преувеличения, - талантливы. И я уже представляю картинку, как Владимир Путин расположился в студии в окружении представителей будущего — думающих молодых людей. А такие встречи с молодёжью глава государства теперь проводит регулярно. Так вот, на этом мероприятии, оказывается и наша Анастасия. Во время беседы он неожиданно обращается к ней и говорит: «Я предлагаю Вам, Настя, возглавить идеологический сектор для работы с выпускниками общеобразовательных школ и техникумов. Справитесь?» И Настя конечно же ответит: «Благодарю за доверие, Владимир Владимирович».

Если чего-то очень захотеть, я уверена, - это и произойдёт. Ведь, как известно, мысли притягивают обстоятельства.

Иван Александрович Гончаров «Обыкновенная история»:

Роман глазами современного человека.

В реалиях двадцать первого века в крупных городах и мегаполисах трудно удивить кого-то яростной борьбой за карьерный рост и получение статуса в обществе. Иногда ради этого приходится приносить в жертву человечность. Это качество есть внутри каждого. Но, пожалуй, трудно не согласиться и с тем, что без стабильного финансового состояния невозможно жить счастливо, как и в принципе – жить.

Каждый раз, когда мы слышим «классическая литература» - вспоминаем Толстого, Пушкина, Тургенева, Лермонтова, Гончарова. Все они и многие другие русские писатели стали родоначальниками реализма в литературе. Этот жанр позволяет читателю открыться и поверить в действия героев, сравнить себя с ними, потому что цель этого направления - передача правдивых, достоверных и реалистичных отображений действительности.

Сказать, что «мы постоянно возвращаемся к произведениям великих писателей девятнадцатого века», - будет неверным. Ведь появилось множество новых, любопытных направлений в современной литературе. А ещё существует дефицит времени: в сумасшедшей спешке 21-го века люди всё меньше способны найти свободные минуты, чтобы открыть книгу и дать отдохнуть своей душе. А это необходимо, чтобы ощущать внутреннюю гармонию. Те проблемы и темы, которые замечали и раскрывали поэты, писатели на страницах своих рукописей – цикличны. Поэтому такие романы, как «Война и мир», «Обломов», «Отцы и дети», «Собачье сердце», «Обыкновенная история» и многие другие, являются нашей непосредственной инструкцией к жизни. Ведь с тех пор, как вышли эти произведения, наша жизнь изменилась лишь внешне.

И как писал Михаил Афанасьевич Булгаков: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…».

Фото Анастасии Балашовой
Фото Анастасии Балашовой

К слову, «Мастер и Маргарита» далеко не единственный роман, в котором можно подробно рассмотреть тему карьеризма, мещанства и, конечно, духовного начала и любви. Но сейчас не об этом. Созданная Иваном Александровичем Гончаровым в 1844 году «Обыкновенная история» стала для писателя дебютом. Она же и стала первой книгой в так называемой трилогии «три О»: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Сюжет до боли прост – молодой романтик, Александр Адуев, покидает родное поселение и отправляется покорять Петербург. Его надежды – зарабатывать деньги писательством, любить и быть любимым.

«Ему скоро тесен стал домашний мир. Природу, ласки матери, благоговение няньки и всей дворни, мягкую постель, вкусные яства и мурлыканье Васьки… Он мечтал о колоссальной страсти, которая не знает никаких преград и свершает громкие подвиги. Мечтал он и о пользе, которую принесет отечеству. Он прилежно и многому учился. В аттестате его сказано было, что он знает с дюжину наук да с полдюжины древних и новых языков. Всего же более он мечтал о славе писателя. Стихи его удивляли товарищей. Перед ним расстилалось множество путей, и один казался лучше другого…»

Конечно, он не представлял, какая будет жизнь вдали от дома, где созданы все условия для комфортной жизни. Ведь жить с матерью, которая делает для него всё – удобно. Удобно и мечтать о красивой жизни, при этом не задумываясь, как самостоятельно прийти к этому. Пустые мечты о легкой красоте… И Александра нельзя винить в его инфантильности. Ведь ему даже не объяснили, что такое самостоятельная жизнь и что значит брать ответственность за себя.

Реальность вместе с дядей – Петром Адуевым, который соглашается помочь ему освоиться, топчут его надежды и мечты. Петр учит Александра практичности, проницательности и расчету, не желает всю жизнь финансово поддерживать племянника, который витает в облаках. Такая жизнь приходится не по душе юному романтику, карьера в литературной сфере не складывается, а любовные отношения рушатся за неумением Александра дать что-то кроме красивых слов и своих чувств.

И всё же Пётр продолжает наставлять племянника: дружбой не увлекаться, любить разумно и смотреть на вещи пристально.

«…Супружество супружеством, а любовь любовью… С расчетом, а не по расчету… Поэтому-то и не советую жениться, когда влюбишься. Ведь любовь пройдет - это уж пошлая истина».
«Любовь пройдет, повторяю я, и тогда женщина, которая казалась тебе идеалом совершенства, может быть, покажется очень несовершенною, а делать будет нечего. Любовь заслонит от тебя недостаток качеств, нужных для жены. Тогда как выбирая, ты хладнокровно рассудишь, имеет ли такая-то или такая женщина качества, какие хочешь видеть в жене: вот в чем главный расчет».

Фото Анастасии Балашовой
Фото Анастасии Балашовой

Нетрудно предположить, что холодные и строгие наставления дяди и разбитые напрочь надежды о жизни в Петербурге заставили Александра вернуться обратно домой. Возможно, это действительно выход? Спустя несколько лет жизни в Петербурге легко быть на высоком уровне в родном поселении: нет тех, кто был бы лучше Александра. К тому же он начинает обретать внутренний покой вдали от шумного города. Воспоминания прошлой тихой жизни, здесь, помогают его сердцу отдохнуть, а свободное время позволяет, наконец, заняться любимым делом.

Все потребности, которые у него возникают – с легкостью удовлетворяются, его ничего не тревожит, и от этого начинает появляться скука. Эта спокойная и размеренная жизнь приходится ему не по душе и, уже не способный на провинциальную жизнь дальше, он возвращается в столицу. Возвращается уже другим человеком.

«И что я здесь делаю? — с досадой говорил он, — за что вяну? Зачем гаснут мои дарования? Почему мне не блистать там своим трудом?.. Теперь я стал рассудительнее. Чем дядюшка лучше меня? Разве я не могу отыскать себе дороги?

Теперь перед нами изменившийся Александр, ставший отражением Петра – поддавшийся растлевающему влиянию столицы циник и карьерист. Он достиг звания коллежского советника и был награжден крестом. А потом и вовсе объявил о своем намерении вступить в брак. Его избранница хороша собой, с прекрасной внешностью и солидным состоянием. Разве нужно что-то ещё? Да, конечно были детские мечты о возвышенном и нежности, но они остались в прошлом: «Кто ж не был молод и отчасти глуп? Я краснею за свои юношеские мечты. Но чту их: они залог чистоты сердца, признак души благородной, расположенной к добру».

Остался ли прежним Пётр Иванович?

«Это уже был не прежний бодрый, полный и стройный Петр Иваныч, всегда с одинаково покойным взором, с гордо поднятою головою и прямым станом. От лет ли, от обстоятельств ли, но он как будто опустился. Движения его были не так бодры, взгляд не так тверд и самоуверен». Болезнь жены заставила его задуматься о причинах. И в первые он понял, как ужасно он ошибался и как жестоко поступал с женским сердцем. Получается именно он и виноват в том, что её желание жить потухло? Будто растопился в сердце лёд. Он готов отречься от карьеры, которой посвятил всю жизнь, чтобы отвезти жену на целебный отдых. Чтобы уберечь её и наверстать всё то, что упустил, скорее всего, за всю жизнь, пока боролся за место в обществе и собственное состояние.

Гончаров сумел необычайно тонко расписать проблему становления личности человека. В нашем мире это остаётся актуальным до сих пор. Ровно также, как Александр, молодые люди едут в большие города, чтобы учиться, работать, искать себя. Безусловно шумный ритм и непрекращающаяся необходимость в деньгах заставляют забывать о том, какие же мы на самом деле – хрупкие и мечтательные романтики. И сейчас, тот, кто будет говорить, что счастье не в деньгах, будет отчасти неправ. Чтобы жить в достатке, нужно работать над собой и не упускать возможности для своего развития и карьерного роста. С другой стороны, в каждом человеке есть духовное начало – это те искренние чувства, как любовь и вера, которые являются основой человечности.

Борьба характеров Петра и Александра подразумевает абсолютное разделение людей на циников и романтиков, что невозможно в нашем мире. Человек, который должен каждый день с холодным разумом работать для себя или для своей семьи всё же должен оставаться человеком. А тот, кто живёт, надев розовые очки, и не способен трезво мыслить, будет обречен на очень трудную жизнь. Нельзя выбрать только одну сторону…

Почему именно эта история? Зачем читать и тратить драгоценное время на что-то обыкновенное? «Обыкновенная история» оказалась вполне себе необыкновенной – что является замечательным оксюмороном. Ведь жизнь Александра Адуева и его дяди Петра Адуева без искажений отражает современного человека. И всё то, с чем сталкивались и о чем размышляли герои того времени, – знакомо всем нам. А это, пожалуй, - обыкновенная история.

Анастасия Балашова март 2024