Президент страны озаботился состоянием дел в просвещении и сделал выводы: необходимо сделать так, чтобы школьники меньше тратили времени на выполнение домашних заданий, сократить количество контрольных работ и позаботиться о том, чтобы не проводились контрольные, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами.
Всё это поможет, по мнению президента, «обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по формированию гармоничной, сбалансированной и результативной учебной и воспитательной (урочной и внеурочной) нагрузки на обучающихся по общеобразовательным программам».
То, что президент лично занимается анализом состояния дел в школе, не может не радовать, но возникает законный вопрос: а чем занимаются руководящие органы нашего образования? Президентское ли это дело – считать, что задали в 5 «А» классе по математике и какие задачи решают в 8 «Б» на контрольной по химии?
У нас есть министр просвещения и два его заместителя, есть департаменты, их 12, есть особые советники министра просвещения, их 10.
Есть Российская академия образования, у неё 6 региональных отделений. В системе РАО есть научно-исследовательские институты:
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка
Институт коррекционной педагогики
Институт стратегии развития образования Институт изучения детства, семьи и воспитания
Но программы разрабатывают не они, они «осуществляют руководство и контроль».
Программы разрабатывают так:
Министр особым приказом утверждает «Порядок
разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ».
Далее перечислены все участники разработки, можете не читать – скучно, но поверьте, всё серьёзно и на уровне, расписано по дням и этапам!
Министерство направляет предложения о разработке проектов федеральных программ разработчикам и учебно-методическим объединениям (УМО).
Проекты федеральных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования, а также учебно-методическими объединениями в системе общего образования, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К разработке федеральных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - ОИВ).
Предложения о разработке проектов федеральных программ по уровням образования и вносимых в указанные программы изменений направляются Министерством разработчикам и (или) УМО в системе общего образования, и (или) ОИВ.
Разработанные проекты федеральных программ или отдельной учебно-методической документации направляются разработчиками в Министерство не позднее 21 рабочего дня со дня получения предложения Министерства.
Министерство не позднее 3 рабочих дней со дня получения от разработчика комплекта документов направляет:
1. в федеральное учебно-методическое объединение в системе общего образования (далее - ФУМО)5, ОИВ для организации рассмотрения проектов федеральных программ на соответствие положениям федеральных государственных образовательных стандартов;
2. в централизованную религиозную организацию (при необходимости) на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.
ФУМО в течение 2 рабочих дней со дня получения комплекта документов направляет их для рассмотрения в федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия образования", образовательную организацию высшего педагогического образования.
ОИВ в течение 8 рабочих дней со дня получения комплекта документов обеспечиваетрассмотрение проекта федеральной программы и направляет заключение в ФУМО.
Централизованная религиозная организация в течение 4 рабочих дней со дня получения комплекта документов проводит экспертизу проекта федеральной программы и направляет экспертное заключение в ФУМО.
Комплект документов с прилагаемыми заключениями, экспертными заключениями (при наличии) рассматривается на заседании ФУМО в течение 3 рабочих дней со дня их получения.
По результатам рассмотрения проекта федеральной программы ФУМО принимаетрекомендацию.
Министерство в течение 15 календарных дней со дня поступления протокола ФУМО издает приказ об утверждении федеральной программы.
И в результате всего этого титанического труда президент садится, берёт красный карандаш и вычёркивает контрольные работы и разделы программы, которые совершенно бессмысленны для школьника.
И в очередной раз возникает вопрос: так что же нас делать с образованием, его руководителями и тем объёмом знаний, который должны (могут? обязаны? хотят?) усвоить школьники?!И в очередной раз возникает вопрос: так что же нас делать с образованием, его руководителями и тем объёмом знаний, который должны (могут? обязаны? хотят?) усвоить школьники?!