FPSO представляет собой плавучее устройство для добычи, хранения и отгрузки нефтепродуктов. Этот тип системы входит в число множества разнообразных плавучих конструкций, находящих применение в современной нефтегазовой отрасли.
Какие есть типы FPSO?
Как следует из названия, плавучие системы не закреплены на морском дне навсегда, а разработаны для возможности швартоваться и находиться в определённой точке на продолжительные сроки. Их существует множество разновидностей, при этом даже терминология и сокращения варьируются, включая само понятие «система».
Наиболее часто используемые аббревиатуры:
FSO - плавучая система для хранения и выгрузки нефтепродуктов, как правило, это судно или плавучая баржа, имеющая корпус, содержащий цистерны для хранения добытой нефти, и средство для выкачивания нефти из резервуаров. Эти установки не имеют никакого производственного и технологического оборудования.
FPSO - плавучая система нефтедобычи, хранения и выгрузки, которая, кроме возможности хранить и разгружать нефть, включает также оборудование для получения сырой нефти из добывающих скважин и обработки ее для экспорта, разделяя воду и газ.
FPS - плавучая система нефтедобычи: это общий термин для описания любого плавучего устройства, предназначенного для получения сырой нефти из добывающих скважин и ее обработки. Эта система может не иметь оборудования для хранения, в этом случае нефть будет передаваться с помощью трубопровода на берег или на ближайшую FSO.
FSU - плавучее хранилище; плавучее устройство, предназначенное исключительно для хранения нефти. Экспорт может осуществляться с помощью трубопровода на береговое устройство, в отличие от выгрузки на танкеры снабжения. Иногда данная аббревиатура используется как синоним к FSO.
FDPSO - новый тип судна, появившийся в 2009г, оснащенный буровой установкой. Причем, буровой модуль может быть снят и использован в другом месте. В настоящее время существует одно такое судно принадлежащее компании PROSAFE: “FDSPO Azurite” (см картинку ниже).
Плавучие системы нефтедобычи, имеющие производственное оборудование, но, как правило, не имеющие хранилищ, имеют множество разновидностей. Размером они бывают от небольших, переделанных из барж, с установленным на них сепарационным оборудованием для мелкомасштабного производства до 25 000 баррелей нефти ежедневно, до огромных специализированных судов с возможностью обработки более 200 000 баррелей в день. Некоторые могут быть переоборудованными буровыми установками, а также полупогружными или регулировочными платформами.
FPSO, которые объединяют в себе системы добычи, хранения и выгрузки нефтепродуктов, как правило, имеют форму судна и могут быть построенными с нуля или переоборудованными из существующего корпуса, неся в себе ключевые изменения для повышения прочностного и усталостного сопротивления на отдельных участках.
Каждый проект имеет свои преимущества, зависящие от глубины залегания нефти, местных условий окружающей среды и экономических факторов.
Для чего используются FPSO?
Во всём мире добыча и переработка нефти и газа осуществляются на все более значительных глубинах. В таких регионах факторы как глубина, морские течения и экстремальные погодные условия могут определять выбор типа добывающей платформы. На некоторых сложных участках стационарное оборудование может оказаться непригодным, где плавающие конструкции станут предпочтительным вариантом.
FPSO также выделяются как экономически выгодное решение для развития малых, второстепенных или маргинальных месторождений на неглубоких водах, поскольку их можно перемещать после истощения запасов и переиспользовать. «Переработка» таких установок выгодна не только с экономической точки зрения, но и является экологически безопасной.
Как FPSO сохраняет свое местоположение?
В морской отрасли были разработаны высоко усовершенствованная швартовка и позиционные системы, которые позволяют судам работать безопасно и надежно.
На континентальном шельфе Великобритании, и в других местах, где погодные условия могут быть крайне жесткими, большинство судов имеет центральное швартовное устройство, расположенное внутри корпуса в «башенке», которое позволяет им свободно перемещаться вокруг точки швартовки в соответствии с изменениями погоды.
Это устройство известно как «погодный флюгер» и позволяет носу корабля всегда соответствовать преобладающему направлению ветра и течений, сокращая негативное воздействие природных сил. Зачастую также используются подруливающие устройства для удержания позиции и регулирования направления судна.
В странах с более благоприятной погодой такое оборудование не востребовано, и суда удерживаются на позиции совокупностью швартовых и якорей, что называется системой расширенной швартовки.
Как FPSO добывает нефть и газ?
Необработанные жидкости перемещают на поверхность через погруженное в воду оборудование на морском дне, включающее клапаны скважины («Рождественская ель») и трубопровод, соединяющий несколько скважин в одну линию, которая затем соединяется с судном.
Эти трубопроводы должны проходить с морского дна до плавучего устройства на поверхности, и они называются «райзеры».
Они должны быть гибкими, чтобы приспосабливаться к движению судна сверху, и иметь хорошую усталостную прочность.
Какие существуют меры предосторожности на борту FPSO?/span>
Безопасность на борту любого эксплутационного объекта имеет огромное значение. Строжайшие меры безопасности должны неукоснительно выполняться.
В Великобритании все фирмы-производители должны предоставлять Положение по Безопасности Директору по здоровью и безопасности, которое:
показывает, что в компании действует система обеспечения безопасности,
определены и сведены к минимуму угрозы безопасности,
действует управленческий контроль,
есть убежище для персонала в случае аварии,
а также предусмотрена эвакуация и спасение.
Элементы, необходимые для поддержания безопасности работы на FPSO описаны ниже:
Корпус должен быть спроектирован как минимум на ожидаемый срок разработки месторождения - как правило, от 15 до 25 лет - и сконструирован согласно стандартам, которые позволят ему находиться в море все это время без доступа к сухому доку. Особенно важно то, как судно может пережить возможное столкновение в море.
Используются обычные морские критерии, чтобы удостовериться, что судно будет способно оставаться на плаву с любыми двумя затопленными отсеками корпуса.
Цистерны для хранения сырой нефти, неотъемлемая часть корпуса FPSO, покрыты инертным газом для обеспечения безопасности окружающей среды при загрузке и выгрузке нефти.
Нефтяная и газовая обработка контролируется и управляется на расстоянии. Встроены завершающие системы, чтобы блокировать истечение и сдерживать углеводороды под давлением при аварии, они позволяют сбросить давление через факельную стойку.
Защита от огня и взрыва обеспечена в виде защитных покрытий и искусственного потока воздуха или заслонов. Затапливающие системы установлены в открытых зонах, а разбрызгивающие системы в закрытых. Жилой блок вентилируется механически и герметизируется, забирая свежий воздух из безопасного участка, отдаленного от технологического оборудования, и таким образом является убежищем для персонала.
В первую очередь аварийная эвакуация осуществляется с помощью вертолета с вертолетной площадки, расположенной прямо над жилым блоком, или с помощью служебного судна. В других случаях используют спасательные шлюпки, плоты и резервное энергоснабжение судна, разрабатывающего месторождение.
Персонал обучен реагировать на различные аварийные сценарии согласно отработанным системам, включая завершение работ, понижение давления и окончательную эвакуацию. Весь персонал снабжен личными средствами защиты, такими как спасательная экипировка и спасательные жилеты.
Какой экипаж обычно работает на FPSO:
На FSPO, как правило, работает от 40 до 70 человек, в зависимости от занимаемой должности период нахождения на судне составляет от 28 до 90 дней. Большинство позиций соответствуют должностям на торговом судне, но называются иначе.
Ниже приведена судовая роль для FPSO:
2 Offshore Installation managers
2 Maintenance Engineers
2 Maintenance Superintendents
2 Mooring Master
2 Cargo Superintendents
2 Production Superintendents
2 Safety officers
4 Cargo Supervisors
2 Mechanical Supervisors
2 Engine room Supervisors
4 Production Supervisor
2 E/I Supervisors
6 Control Room technicians
4 Mechanical technicians
2 DCS technicians
4 E/I technicians
3 Material Coordinator
4 Cargo Operators
10 Production Technicians
4 Engine Room Technicians
2 Electrical technicians
2 Maintenance fitters
2 Medic
Интересные факты об FPSO:
В последнее время многие суда подобного типа оснащаются системой динамического позиционирования, которое позволяет судну удерживаться на месте без использования якорей и других устройств.
FPSO бывают не только обычной «судовой» формы, но и круглой или даже треугольной.
Самым большим FPSO в мире является FPSO Girassol с dwt 343000.
На шельфе Великобритании работают 15 судов FPSO и FPS.
Первым FPSO было судно “Shell Castellon”, построенное в Испании в 1977.
Hyundai Heavy Industries Co. В апреле 2009 года построило специальный сухой док для постройки FPSO. Он является самым большим в мире (длина 490 метров).
Полезные ресурсы для моряков:
Ежедневные вакансии с высокими зарплатами на ТОП флот:
➡️ https://t.me/seafarervacancies
Всё о зарплатах морякам - лучшие способы для переводов в РФ:
➡️ https://t.me/seafarersalary