Найти тему
Спорт-Экспресс

«Если команда умрет, мы все пойдем и повесимся. Поголовно станем наркоманами». Как играют в футбол во второй лиге

Безумные истории тренера сборной России, Николая Писарева.

2014 год. Дмитрий Градиленко, Олег Кужлев, Юрий Гаврилов, Андрей Сметанин, Дмитрий Гунько и Денис Бояринцев (слева направо). Фото Никиты Успенского, архив «СЭ»
2014 год. Дмитрий Градиленко, Олег Кужлев, Юрий Гаврилов, Андрей Сметанин, Дмитрий Гунько и Денис Бояринцев (слева направо). Фото Никиты Успенского, архив «СЭ»

Один из самых ярких нападающих лихих 90-х Николай Писарев перед переходом в московский «Спартак» три года провел в Швейцарии в клубе второго дивизиона «Винтертур». После трех сезонов в Москве уехал в испанскую «Мериду», затем в немецкий «Санкт-Паули». Шестикратный чемпион России, обладатель национального Кубка. Чемпион молодежного Евро-1990.

Главный тренер национальной молодежной сборной. Отдельной строкой значится победа в Евролиге по пляжному футболу в качестве главного тренера. С 2021 года и по настоящее время является помощником Валерия Карпина в национальной сборной.

В 2020 году в Разговоре по пятницам Писарев рассказал подробности обозревателям «СЭ» Юрию Голышаку и Александру Кружкову.

— Вы поняли, что произошло в знаменитом матче «Чайка» — «Черноморец»?

— Много времени не понадобилось, чтобы разобраться.

— Дмитрию Градиленко дорого обошлась эта история.

— В Испании стимулировать третью команду — норма. Никому в голову не придет наказывать. Правда, с 2010 года ФИФА запретила. Ну, хорошо. Наверное, Дмитрий не знал. Могу сказать, что против нашего «Урожая» соперники бились как в последний раз. Можно было даже их матчи не смотреть — все равно против тебя команда выйдет с другим настроем.

— Думаете, их стимулировали?

— Не сомневаюсь.

— Все это — лишний опыт в вашей жизни?

— Я узнал зону «Юг»...

— Точно — лишний.

— Проехал полстраны на автобусе. Игроком такой возможности не имел — мы всюду летали. Вот представьте: съездить из Нижнего в Челябинск! 22 часа!

— На автобусе?

— Да. Увидел все, что раньше проходило мимо.

— У бывших футболистов обычно больная спина. Как выдерживать переезды?

— Большой стимул хорошо работать. Хочешь в премьер-лигу — докажи здесь. И будешь летать. А пока — вот так. Мой ассистент, испанец Диего Кинтеро, через 22 часа вылез из автобуса в Челябинске. Смотрит — на игру пришло сто человек. Усмехнулся: «Ну и кому это надо?»

— Вагончики вместо раздевалок случались?

— Приехали в Ставрополь — там поле из одуванчиков. У «Динамо» почему-то закрыта своя арена, матчи проводят в 40 километрах. Стадиончик для коллективов физкультуры. Как-то его сертифицируют. А сам Ставрополь давно не имеет никаких задач — но кому-то этот клуб нужен! Вот и играет на одуванчиках. А на некоторых стадионах дыра в полу вместо унитаза. Но я же не из Англии приехал, где вековые газоны.

Николай Писарев, фото Федора Успенского, «СЭ»
Николай Писарев, фото Федора Успенского, «СЭ»

— Зато испанцу вашему каково?

— Он многое не в силах понять. Вот почему в Казани на футбол ходит по три тысячи человек — а футболистам платят по два миллиона евро в год. Откуда? На чем зарабатывает клуб? Билет-то стоит 100 рублей. Диего кажется: приезжает цирк дю Солей. Сколько заработали — столько разделят между бегемотом и клоуном. Почему же в российском футболе-то иначе? Разве может «Ювентус» писать письма губернатору? Или нанять ребят, которые в интернете начнут сочинять: «Если команда умрет, мы все пойдем и повесимся. Поголовно станем наркоманами».

— Лимит-то нужен?

— Еще бы. Вот вам пример, который меня поразил: в Британию завозилось огромное количество кружев. Французы мастерили дешево и здорово. Как раз все танцевали в париках. Так что придумали англичане? На 200 лет ввели эмбарго!

— Помогло?

— Лет сто шили полную ерунду. Мучились, контрабанда... А потом стали делать лучше французов.