Павел Фёдорович Карабанов - русский дворянин, жил в конце XVIII - первой половине XIX века. Имя его незаслуженно погребено под вековой пылью безжалостной истории. А человек он был достойный уже тем, что своё дворянское состояние на балах не прокутил, в карты не проиграл, а употребил на пользу отечеству.
- Собирал и записывал биографии выдающихся людей эпохи
- Коллекционировал предметы старины и собрал великолепную коллекцию различных предметов.
Его интеллектуальные труды легли в основу “Российской родословной книги”. Предметы коллекции Карабанова сейчас составляют славу нескольких музеев.
Историки, научные сотрудники, специалисты музея-заповедника Московский Кремль вывели из забвения имя Павла Фёдоровича Карабанова. В выставочных залах Кремля сейчас проходит выставка с одиозным названием “Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века”. (Это как во времена СССР ничего не издавалось без имени Ленина. Так и сейчас.... Всё, молчу....) Несмотря на название выставки, кроме великолепных российских образцов, примерно треть артефактов имеет иноземное происхождение. Да и раковины-наутилусы, обработанные в российских мастерских, выловили не в Северной Двине, не говоря уже о кокосовых орехах и черепаховых панцирях.
Для статьи я выбрала всего несколько самых удивительных артефактов. И распределила по географическому принципу. Начнём с России.
Работы российских мастеров
Тёмно-синий комплект выполнен в Великом Устюге. Он состоит из подноса, стопы с крышкой, двух чарок (чашек) и кубка с носиком (справа)
Меня поразило, что вся эта роскошь сделана из меди и серебряной фольги с применением техник эмали, штампа и тиснения.
Изготовлен комплект в конце XVIII века. Рассмотрим его подробнее. Это поднос с чарками (в этикетке они значатся как чашки).
Это высокая стопа с крышкой. Если бы я знала геральдику, то уточнила бы, чья монограмма нанесена на тулово стопы.
Несколько табакерок в виде раковины выполнены из перламутра. Их украшает вензель государыни Екатерины II - Е-II
Такой же вензель нанесён на серебряную позолоченную стопу.
На мой взгляд, самый интересный экземпляр на экспозиции в Патриаршем дворце - это серебряная кружка, с чеканным барельефом с изображением сцены обручения вдового царя-батюшки Алексея Михайловича и будущей царицы - матушки Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Но тут конфуз. Эта кружка - совместная работа немецких и русских златокузнецов. Боюсь, что немцы внесли большую лепту. Но не буду отнимать славу у наших отечественных умельцев. Сюжет ведь выполнен на тему русской истории. Пусть артефакт станет переходным от России к Европе.
Европа
К Германии мы ещё вернёмся. Теперь - Балканы. Сосуд с крышкой, XVII век. Серебро, золочение и много разных ювелирных техник. Ручка крышки потешная, в виде уточки.
По размеру сосуд не большой, похож на солонку. В XVII столетии соль ещё берегли от сглазов и прятали под крышку.
Теперь снова Германия, тёмный XVI век, но уже начало следующего посветлевшего XVII столетия. Кубок на ножке, с крышкой, как всегда, серебро, золочение.
Из какого немецкого центра (Аугсбурга, Гамбурга или Нюрнберга) вышел сей кубок, не указано. Немножко процитирую детали.
Теперь Франция, Париж. Табакерка с изображением Павловского парка. По всей видимости - заказная, а то с чего бы парижанину понадобился парк в Павловске? Сделана табакерка из панциря черепахи с применением золота, серебра, фарфора, перламутра.
А это французская штучка - табакерка "Триумф Галатеи". Обратите внимание - это инталия, противоположность камеи. На инталии рисунок врезанный, впуклый. Кстати, техника инталии старше, чем камейные барельефы. Тут тоже черепаховый панцирь. Применялись аквамарины и золото.
Табакерка - совместная франко-итальянская работа. Инталию выполнили в Италии (простите за каламбур) в XVI веке. Встроил её в табакерку французский мастер Антуан Тардиво двумя веками позже.
Хватит европейщины. Пошли на Восток.
Восток
Здесь немного. Китайские сосуды и блюдце XVII века.
И витрина целиком с серебряным всадником на коне. Всадник - это Средняя Азия, Семиречье, очень древний предмет, рубежа VIII – IX веков. Подробней о нём поведала в тг.
Все показанные выше вещи до единой происходят из собрания Павла Фёдоровича Карабанова.
Немного ссылок
К выдающимся сокровищам я ещё отнесу оклад на икону Владимирской Божией матери. Это тоже экспонат выставки "Любители русской истории", но происходит артефакт из коллекции Мусиных-Пушкиных. Поразил, подробно показала его ранее.
Про шитую икону "Знамение" из карабановского собрания я тоже рассказывала отдельно.
Если хотите больше выставочных диковинок, они есть у меня, но по другому адресу:
Кратко и много разных музейных сокровищ живет на канале в Телеграмм.